Всего десять лет продержался федеральный закон, запрещавший гражданам США приобретать в личное пользование пистолет-пулемет "Узи", штурмовую винтовку М-16, автоматы Калашникова и другие виды полуавтоматического оружия. Запрет был введен при президенте Билле Клинтоне, когда Америка содрогнулась от серии преступлений в школах. Тогда американские подростки в порыве необъяснимого остервенения укладывали очередями своих соучеников.
12 сентября, после того как республиканцы, контролирующие обе палаты конгресса США, отказались даже обсуждать возможность продления действия закона, тот автоматически утратил свою силу. А значит, автомат Калашникова снова станет неотъемлемым атрибутом образа жизни Америки, где на каждого младенца приходится по револьверу или винтовке.
Это бесспорный триумф производителей смертоносных "игрушек" и поклонников крылатого выражения, что "Господь сотворил людей, но только полковник Кольт сделал их равными". Объединенные в очень состоятельную Национальную стрелковую ассоциацию США, называемую сердцевиной местного "оружейного лобби", они по-прежнему считают: убивает не оружие, а люди.
Их оппоненты приводят примеры, когда во время семейных ссор вокруг подгоревшей яичницы или конфликтов по поводу неубранного соседями мусора последним аргументом становилась пуля. Стоит сделать более доступным оружие, говорят они, как висящее на стене ружье раз в год да и выстрелит. При этом на стороне "антиоружейного лобби" часто оказывается статистика. Начиная с середины 90-х, то есть после принятия запрета на продажу штурмовых винтовок и автоматов, число случаев применения оружия стало снижаться.
В ответ они слышат другие статистические выкладки: по данным исследователей из Чикагского университета, там, где дозволено иметь дома оружие (а это 32 штата из 50), количество убийств снижается в среднем на 8 процентов, изнасилований - на 5 процентов, а грабежей - на 7 процентов. Словом, спор пока не завершился ни в чью пользу.
Что не отменяет непреложного факта: в американцах подспудно жив воинственный настрой первых пионеров-переселенцев, которые отвоевывали свое место под солнцем у индейских племен и делали это не столько с помощью иголок, бус и огненной воды, сколько под револьверные выстрелы. Потому с таким благоговением большинство относится ко второй поправке к Конституции США, гарантирующей право народа быть вооруженным. В итоге сегодня на руках у граждан находится порядка 250 миллионов единиц огнестрельного оружия.