Главная Работа 00:05 21 Октября 2014 45392
Ил-114 получил команду на взлет

В России нашли самолет, который пролетит сквозь санкции. Если ему позволят

Анатолий Журин

На самарском заводе «Авиакор» народ вздохнул с облегчением. «Президент поддержал идею разработки в России турбовинтового регионального самолета на базе Ил-114», — сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Российские авиастроители получили шанс вернуть себе рынок по крайней мере региональных самолетов. Хотя еще не факт, что этот шанс получится использовать.

Больше двух месяцев прошло после совещания на высшем уровне в Самаре, где власти решали судьбу отечественного гражданского самолетостроения. Стало уже очевидно, что на совместный с Украиной Ан-140 всерьез рассчитывать не приходится. Рискованными выглядят проекты по привлечению западных инвесторов, поскольку санкции против России ужесточаются. На этом фоне едва ли не единственной альтернативой выглядит турбовинтовой региональный Ил-114, который к тому же существует не в проекте, а реально летает. Правда, только в соседнем Узбекистане. По этому поводу знаменитый авиаконструктор еще два года назад возмущался в «Труде»: «Почему в Узбекистане летают на новых «Илах», а в России бьются на старых «Анах»?

А действительно — почему? Ведь еще 30 лет назад ОКБ им. Ильюшина приступило к разработке нового турбовинтового пассажирского 60-местного самолета в качестве замены устаревшему Ан-24. Первый опытный полет «Ил» совершил 29 марта 1990 года. Машина с неизменным успехом демонстрировалась на авиационных выставках в Париже, Фарнборо, Бангалоре, Берлине, Тегеране. Но мы все помним кризисное время, когда свернули финансирование всех новых проектов. Тем не менее в декабре 1998-го, спустя пять месяцев после дефолта, первый самолет Ил-114-100 был передан из цеха общей сборки на летно-испытательную станцию Ташкентского авиазавода. Затем машину доставили в Жуковский, где летчики-испытатели Иван Гудков, Николай Куимов, Сергей Завалкин и Рубен Есаян выполнили около 100 полетов. Серийное производство возложили на Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова, где были созданы мощности по выпуску 100 (!) самолетов в год. Но из-за отсутствия заказов собрать получилось только 17 машин, а в 2012 году заводской конвейер вовсе остановили.

О том, почему так случилось, «Труду» рассказывает летчик-испытатель этой машины, Герой России Рубен ЕСАЯН.

— Я в 1999 году в Ташкенте три месяца проводил испытания Ил-114-100 с двигателями «Пратт энд Уитни». Всем нам самолет очень понравился, а узбеки его преимущества в полной мере оценили. Благодаря Ил-114 они все свои Як-40 и Ан-24, как у нас говорят, поставили к забору. Четыре года назад мы вместе с главным конструктором Николаем Дмитриевичем Таликовым приехали в Ташкент, чтобы оценить возможность выпуска варианта самолета для Антарктиды. Три машины в грузовом варианте стояли в цеху, поставить двигатели — и хоть завтра лети. Мне организовали встречу с командно-инструкторским персоналом. Члены экипажа вспоминали, как первый международный рейс встречали в Душанбе. В аэропорту столицы Таджикистана очень удивились, что заправка не требуется, потому что топлива хватает на обратный путь. Даже трап не понадобился, поскольку «Ил» имеет собственный. И еще по многим параметрам машина отвечает всем требованиям региональной летающей техники. Ну и неоспоримые преимущества перед Ан-24 — скажем, расход топлива соответственно 530 и 850 кило на час полета.

— Тогда объясните, почему машина так долго не шла в серию.

— Это надо спрашивать не у меня. Противники самолета ставили палки в колеса под всякими предлогами. Говорили, к примеру, что он тяжелее итало-французского ATR и на грунт не сядет. Но как раз именно Ил-114 имеет мощные стойки шасси, им не страшен ни грунт, ни лед. Помню, мы выполняли посадку с имитацией отказа тормозов, только с реверсом: пробежали всего 600 метров, спокойно остановились и повернули назад. Эту машину можно даже задом заруливать на стоянку. Представляете, как это выручило бы полярников в Антарктиде, ведь даже тягачи для буксировки не понадобились бы! На нашем турбовинтовом «Иле» стоят канадские двигатели. А представим, что западные санкции исключат их применение... Климовцы (ОАО имени Климова. — «Труд») уверяют, что их ТВ7-117 будет экономичнее и даже помощнее. Нам надо просто не искать чужого ума, думать своей головой, верить в свои силы. А то вон даже списанные в «Аэрофлоте» прекрасные Ил-96 не знают куда девать. Я на всех уровнях говорил: пока еще есть экипажи, пока машины в летном состоянии — поставьте хотя бы три из них в Крым, и пусть оттуда по всей России летают. Ведь возили бы народ без посадки с полной загрузкой из Симферополя до самой Камчатки и оттуда. Но никому нет дела. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы не сломаем систему безответственности должностных лиц за принятые решения.

— Самара справится с задачей, которую перед ней поставили?

— У самарцев есть опыт производства регионального Ан-140. В советские времена там трудились 24 тысячи человек, которые ежегодно выпускали 75 Ту-154 и 25 боевых самолетов. Потом Дерипаска предприятие акционировал, и все на глазах стало хиреть. А ведь там все есть, даже своя взлетно-посадочная полоса длиной 3,5 км, собственная служба движения. То есть имеются условия для перезапуска конвейера. Конечно, если бы договорились с узбеками, то все бы еще ускорилось. В нынешней ситуации они даже готовы отдать Самаре десяток недостроенных фюзеляжей Ил-114. Погрузить их в Ил-76 — и отправить воздухом, чтобы у нас не с нуля начинали.

Я вчера встречался с главным конструктором Ил-114 Николаем Дмитриевичем Таликовым. Видели бы вы, как у него глаза сияли! Он верит, что после заявления Рогозина многострадальное его детище заживет новой жизнью. Надежда ведь всегда умирает последней.

А в это время

Увы, мы уже не раз были свидетелями того, как перспективные проекты тихо спускали на тормозах. В свое время бывший глава Минпромторга Виктор Христенко вынес приговор Ил-96, заявив, что наши широкофюзеляжные самолеты неконкурентоспособны. На чем основывался бывший министр, так до сих пор никому не понятно. Скажем, по надежности наш лайнер просто не имеет аналогов: за четверть века эксплуатации — ни одного авиационного происшествия! При том, что производство Ил-96 фактически штучное, система послепродажного сопровождения оставляет желать лучшего.

Если не ускорить процесс выпуска Ил-114, то его может постичь та же участь. Пока те, от кого это зависит, будут искать пути налаживания производства, авиакомпании займутся привычным делом — приобретением любимой западной техники. Тем более что конкурентоспособность той или иной машины снова будут определять в Минпромторге.

Остается добавить, что три месяца назад президент Владимир Путин призвал реализовать проект по созданию российского самолета «Рысачок», который замысливался в качестве замены Ан-2. Как сообщали информагентства, по завершении летных испытаний в следующем году двухмоторный самолет получит сертификат летной годности. Но не прошло и двух месяцев после того, как президент посидел в кабине опытного экземпляра «Рысачка», а в Минпромторге на закрытом совещании было принято решение поддержать его конкурента в лице австрийско-российского самолета Diamond Aircraft...

 

Комментарии для сайта Cackle
Работа 00:01 / 09 Июля 2021 157960
Отдай зарплату дяде

Почему на российском рынке труда погоду делают гастарбайтеры

Александр Киденис
Труд
За три месяца российские работодатели должны избавиться от гастарбайтеров. Фото: Moscow-Live.ru

В самой западной — Калининградской области праздник непослушания: губернатор Антон Алиханов опубликовал указ, запрещающий в регионе нанимать иностранцев почти во всех сферах массового применения рабочей силы. Им нельзя...

Работа 00:11 / 02 Июля 2021 16945
Пенсии стали усыхать

Из-за ускорения темпов инфляции в начале года реальный размер российской пенсии по старости к началу лета снизился

Алекс Зверев
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Росстат принес дурную весть: из-за ускорения темпов инфляции в начале года реальный размер российской пенсии по старости к началу лета снизился. По данным ведомства, в феврале ее реальная покупательная способность упала на 1%, в марте — на 0,2%,...

Ради карьеры молодые не моргнув глазом отказываются от нормированного рабочего дня, друзей, семьи, детей

Максим Башкеев
Труд
Фото: our-planet.berlin, imagebroker.com, globallookpress.com

Последние социсследования говорят: сегодня ради карьеры молодые не моргнув глазом отказываются от нормированного рабочего дня, друзей, семьи, детей. Порой готовы мириться даже с харассментом! Но при этом предъявляют работодателям...

Работа 00:01 / 18 Июня 2021 12202
Чуть выше плинтуса

Почему в России Героями Труда становятся люди с нищенской зарплатой

Александр Киденис
Труд
Закон об индексации зарплат в связи с ростом цен не исполняется в России в полной мере уже много лет. Фото: Nikolay Titov, globallookpress.com

Россияне еще беднее, чем мы думали и нам говорили. Это выяснилось, когда Росстат опубликовал медианную, то есть реальную среднюю зарплату в стране за прошлый год. Она оказалась не 52 тысячи рублей в месяц,...

Федеральная инспекция по труду и занятости проследит за качеством респираторов, закупаемых на тендерах для государственных больниц

Виталий Фомин
Труд
Фото: Aleksander Polyakov, globallookpress.com

Федеральная инспекция по труду и занятости проследит за качеством респираторов, закупаемых на тендерах для государственных больниц Таким образом Роструд намерен контролировать исполнение трудового законодательства в отношении...

Не платишь алименты? Садишься за руль нетрезвым? Живешь, как сорняк, без пользы обществу? Хватит уговоров - ступай косить борщевик!

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
На борьбу с ядовитым «оккупантом» администрация поселка Тельмана Тосненского района Ленинградской области отправила граждан, приговоренных к обязательным работам. Фото: Moscow-Live.ru

Этой агрессивной ядовитой «культурой» у нас полстраны заросло — и Ленинградская область не исключение. Встречается борщевик там не только в сельской местности, но и в крупных населенных...

Работа 00:27 / 16 Июля 2021 9322
Горничную обидели

Владелец брянского отеля два месяца не платил сотруднице ни копейки

Ольга Лернер
Труд
Фото: Vladimir Godnik/moodboard, globallookpress.com

В Брянске возбуждено уголовное дело за невыплату заработной платы наемному работнику. Его фигурантом стал хозяин отеля «Гостиный Дом» на улице Волочаевской. Как сообщила пресс-служба регионального следственного управления,...

В России готовится перевод врачей, медсестер и санитарок на новую систему оплаты труда

Александр Киденис
Труд
Одна реформа в нашем здравоохранении, подготовленная финансистами, провалилась. Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look, globallookpress.com

«Новая система оплаты труда в здравоохранении должна предусматривать одинаковые для всех регионов размеры базового оклада и сверх этого понятный, прозрачный перечень дополнительных выплат и надбавок, — заявил...

Принципы работ агрегаторов такси начинают чрезвычайно напоминать добровольное рабство

Вера Михайлова
Труд
Формально компании-агрегаторы невозможно обвинить в эксплуатации людей. Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Участь тех российских работяг, кто сегодня вынужден сдаваться в добровольное рабство, обещают изменить к лучшему. Минтруд объявил о подготовке изменений в Трудовой кодекс, вызванных развитием цифровой экономики. Современные...

Согласно 128-й статье ТК, отпуск без сохранения содержания на год можно взять по «уважительной причине», критерии которой каждый работодатель определяет отдельно 

Фото: Влад Шлепченко, TRUD.RU

В России можно получить отпуск без сохранения содержания на год по уважительной причине. Такую возможность дает 128-я статья Трудового кодекса РФ. Правда, критерии уважительной причины не определены: работодатель сам решает, что считать...

ЦБ и ведущие негосударственные пенсионные фонды озаботились вопросом стимулирования россиян к активному участию в накоплении будущих пенсий 

Центробанк совместно с ведущими негосударственными пенсионными фондами (НПФ) подготовили новую пенсионную реформу. Об этом в среду, 30 июня сообщает «Коммерсантъ». По данным обозревателей, целью предлагаемых новшеств является...

Компании массово ищут руководителей, способных управлять стрессом, неопределенностью и потенциальными возможностями 

Фото: www.pixabay.com

За время пандемии на российском рынке труда сформировался спрос на руководителей нового типа. По данным «Коммерсанта», отечественные компании и предприятия в настоящее время массово ищут начальников, отличающихся спокойствием, умеющих...

Островное государство может стать первой страной, принявшей «четырехдневку» с 35-ю отрабатываемыми часами в качестве стандартного рабочего режима 

Уличное кафе в Рейкьявике, Исландия. Фото: © Dirk Bleyer, globallookpress.com

В Исландии, по выражению обозревателей, «ошеломительным успехом» завершился эксперимент по внедрению четырехдневной рабочей недели, в котором принимали участие 2,5 тысячи работников, то есть чуть больше 1% от общего числа трудоспособных...

В столице объявлена обязательная вакцинация отдельных категорий населения

Фото: Moscow-Live.ru

В Москве сотрудников компаний, отказавшихся делать прививку от коронавирусной инфекции COVID-19, работодатели смогут отстранять от работы без сохранения заработной платы. Об этом, как сообщает ТССС, заявил уполномоченный в сфере ресторанного...

В ведомстве прояснили, что сотрудников можно отстранять в регионах, где действует постановление об обязательной вакцинации

Фото: © Evgeny Sinitsyn, globallookpress.com

Начальство имеет право отстранять сотрудников, которые не прошли вакцинацию, сообщает РБК со ссылкой на министра труда и социальной защиты Антона Котякова. Речь идет о регионах, где объявлена обязательная вакцинация. «Если в регионе...

По словам пресс-секретаря Кремля, непривитые сотрудники сферы услуг могут представлять опасность для окружающих 

Дмитрий Песков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В России вакцинация от коронавируса остается добровольной, однако тем, кто не захочет делать прививку, возможно, придется менять работу. С соответствующим заявлением выступил в четверг, 24 июня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «В...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?