В Новосибирской и Иркутской областях, Забайкальском крае, на Алтае бьют тревогу: бензина не хватает, на заправках растут очереди и цены. Минэнерго отвечает: топлива в Сибирском округе достаточно, дефицит создали сами торговцы бензином. Кто же прав?
В советские времена тотального распределения и регулярной нехватки всего и везде наша отечественная торговля сформулировала «закон дефицита»: для того, чтобы какой-то товар исчез с прилавков повсеместно, требуется его недельное отсутствие хотя бы в одной из десятка торговых точек. Нынешний сибирский «бензиновый дефицит» возник на территории одного из десяти российских федеральных округов и продлился больше недели — но без всяких последствий: в других регионах страны о нем узнали только из СМИ.
Другого и не могло быть. По данным Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России, действующего при Минэнерго, на 16 октября запасы моторного топлива в регионах составляли нормативные 10 суток, а на большинстве территорий превышали этот уровень.
Да и в Сибири проблемы с поставками бензина и солярки ощутили исключительно АЗС так называемых независимых компаний, не объединенных в крупные сети. Правда, таких «малышей» в Сибирском федеральном округе большинство — 60% регионального рынка. Остальные заправки принадлежат крупным вертикально интегрированным компаниям, и как раз от них жалоб на отсутствие бензина не поступало.
Президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская предположила, что причина дефицита — в возросших объемах вывоза российских бензинов за рубеж. «В конце 2013-го и в начале 2014-го экспорт нефтепродуктов из России резко вырос, — утверждает Золотовская. — Соответственно, изначально был сокращен объем продукции для внутреннего рынка — я бы определила его как достаточный, но без запаса на случай чрезвычайной ситуации».
Меж тем официальные данные говорят о другом: российские вертикально интегрированные компании, владеющие нефтепереработкой, работают прежде всего на удовлетворение внутреннего рынка, а экспорт в нынешнем году не превысил и 4% произведенного бензина. Кстати, весь этот объем поставлен за рубеж в рамках межправительственных соглашений.
Не задирали ведущие нефтяные компании и отпускные цены на моторное топливо для внутреннего рынка. Сравнение цен за последние 12 месяцев показывает, что, например, по Аи-95 рост цены реализации за год составил 15%, а по ДТ — вообще только 1%. При этом необходимо учитывать и рост акцизов (+3,2% в цене), и официальную инфляцию (+8%).
Не подтвердились и попытки сибиряков обвинить крупные компании в том, что они обделяют независимые АЗС в поставках в пользу «своих» АЗС. По словам руководителя Иркутского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Валентины Замориной, проверка не выявила никаких нарушений антимонопольного законодательства. В том числе предоставления незаконных преимуществ одним клиентам НПЗ за счет других.
«Так называемые независимые АЗС, нацеленные на максимизацию прибыли, не заключают стратегических, долгосрочных контрактов с ВИНКами, — объясняют этот феномен эксперты «Труда». — Они внимательно следят за оптовым рынком и стараются закупать моторное топливо на разных заводах и в разных компаниях в периоды низких цен. Стремление похвальное, но в результате эти «малыши» не могут претендовать на гарантированные поставки, обеспеченные контрактами. Зато в периоды ажиотажного спроса они взывают к общественности и властям, требуя от ВИНКов дополнительных поставок вне утвержденных квот, что идет вразрез с четко выстроенной системой планирования работы нефтеперерабатывающих заводов и поставок вырабатываемой продукции...»
Кстати, у владельцев независимых АЗС всегда есть запасной канал оптовых поставок моторного топлива — покупка на биржевых торгах. Однако, по словам новосибирских участников рынка, «в этом случае бензин придет только через неделю и уже на три рубля дороже». Но и здесь торговцы должны в первую очередь винить себя: биржевые покупки тоже можно и нужно делать вовремя, а лучше всего — заблаговременно.
У нынешней псевдоиждивенческой позиции членов сибирской ассоциации независимых нефтетрейдеров можно усмотреть и корыстный подтекст. Об этом, в частности, заявил глава регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов: «Это не дефицит топлива в Новосибирской области. Делается это, отчасти чтобы синхронно на 1-2 рубля повысить стоимость топлива, аргументируя это дефицитом. Данная информация (об очередях на АЗС) — это вброс для оправдания грядущего повышения цен».
Впрочем, это не исключает наличия серьезных проблем в обеспечении страны качественными бензинами и соляркой. Одна из главных — спекулятивные порядки на бирже, негативно влияющие на рыночные цены моторного топлива в целом по стране. Сегодня все ВИНКи, которые занимают доминирующие положение на рынке, выполняют нормативы продаж бензина и дизтоплива через биржу. Причем установленный норматив позволяет обеспечить достаточную ликвидность биржевых торгов, и, безусловно, он необходим. Однако на бирже значительное влияние на цену оказывают спекулятивные операции, осуществляемые трейдерами-перепродавцами. Необходимо усовершенствовать механизмы проведения торгов на бирже, исключив возможность проведения спекулятивных операций, а также обеспечить выполнение всеми продавцами-производителями нормативов минимальных продаж.
Наконец, пора обратить серьезное внимание на теневой рынок переработки нефти с получением суррогатных бензинов на нелегальных НПЗ («самоварах») на нефтебазах в регионах. По экспертным оценкам, доля этих суррогатов на рынке — от 10% до 20%. И если бы данный продукт перерабатывался должным образом и поставлялся на рынок, а новые легальные игроки были бы законодательно обязаны поставлять квоты продукции на биржу, риск возникновения сезонных проблем с поставками топлива был бы минимизирован.
Да и о качестве продаваемого в разных регионах в России моторного топлива можно было бы не беспокоиться...