Новости
Главная Наука и технологии 00:20 21 Октября 2022 8747
Ан-2 еще не налетался

Без этого «старичка» тысячи населенных пунктов на российских просторах живут оторванными от Большой земли

Анатолий Журин

На омском авиаремонтном предприятии «Мотор» занимаются вроде бы неблагодарным делом — восстанавливают и возвращают в небо видавшие виды Ан-2, на которые нерадивые хозяева давно махнули рукой. Уже полвека, как в России «кукурузники» перестали собирать, а около 600 самолетов все еще в строю. В летных отрядах гражданской авиации у них особая роль — доставлять людей и грузы туда, где нет ни дорог, ни даже взлетных полос. Неужто старичок Ан-2 еще не налетался?

— Вы тоже считаете, что эти самолеты отслужили свое? — огорошил меня вопросом учредитель омского «Мотора» Юрий Петров. — Да, Ан-2 летает уже 70 лет, но ведь замены ему сегодня нет. Если верить обещаниям чиновников Минпромторга, новые российские самолеты малой авиации авиаотряды начнут получать только через несколько лет, и еще не факт, что по цене они будут доступны для массового использования.

На днях как раз прошли испытания ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2. В репортажах с взлетной полосы особо подчеркивалось, что этот перспективный проект курирует и поддерживает Минпромторг. Но, как отмечают пилоты, которым придется сидеть за штурвалом, при создании очередного наследника «кукурузника» с ними никто не советовался. Специалисты отмечают, что «Байкал» по габаритам значительно уступает, а разбег имеет не меньше, чем у предшественника. К тому же в салоне не предусмотрено место для багажа, и пассажирам придется лететь в обнимку с сумками и рюкзаками. Стоимость одного самолета предварительно оценивается в 120 млн рублей. На Уральском заводе гражданской авиации рассчитывают запустить серийное производство через два года и к 2030-му собрать три сотни самолетов. И это если все планы будут выполнены (а таких примеров за последние десятилетия авиаторы не припомнят!). Но даже если и случится чудо, ЛМС-901 к 2030 году сумеет заменить только половину самолетов малой авиации, которые сегодня эксплуатируются в авиаотрядах, МЧС и прочих ведомствах.

— Так что выход один — возвращать в строй еще сохранившийся, доступный по цене парк многоцелевых бипланов Ан-2, — делает вывод мой собеседник. — Почему не взять пример с китайцев? Они усовершенствовали фюзеляж, поставили новый двигатель и авионику, дали новое имя — и сейчас за этим самолетом выстроилась очередь. Да и наши конструкторы не сидели сложа руки — Ан-2 постоянно дорабатывался, конструкция в разных модификациях доведена до совершенства.

Юрий Павлович знает, о чем говорит. В отличие от многих чиновников, решающих судьбу нашей гражданской авиации, он свою трудовую биографию начинал авиадиспетчером на острове Диксон, потом уже в качестве пилота сидел за штурвалом Як-12, Ан-2, Ан-24, Ан-8 и Ан-12. Уж его-то не упрекнешь в верхоглядстве. Неслучайно Юрий Петров после учреждения «Мотора» одним из основных направлений в деятельности предприятия избрал ремонт и модификацию «кукурузников». На базе биплана Ан-2 здесь разработали моноплан «Русская Арктика», который получил сертификат летной годности экземпляра воздушного судна и вписался в суровые условия нашего Севера. Всю документацию и часть оборудования омичи получили от хабаровского завода № 24. Потом оформили сертификат на техническое обслуживание самолета по всем формам регламента и выполнению контрольно-восстановительных работ. А дальше уже смогли сертифицировать производство на капитальный ремонт Ан-2 и двигателя АШ-62ИР. Освоили ремонт части агрегатов и электрорадиоприборного оборудования.

Реанимация и поддержание летной годности самолета Ан-2 позволит возобновить авиасообщение в отдаленных и труднодоступных районах и в Арктике при отсутствии аэродромной инфраструктуры. А сейчас там нет ничего — ни самолетов, ни инфраструктуры на многие сотни и тысячи километров.

Малая стоимость эксплуатации Ан-2 просто несопоставима по затратам на обслуживание отечественных вертолетов, а тем более импортной авиатехники, плохо приспособленной к российским условиям. Почему мы никак не научимся считать деньги? Ничего сложного и трудоемкого не требуется, кроме грамотного государственного и профессионального подхода к возобновлению деятельности по использованию конструктивных и ресурсных возможностей Ан-2.

— Замечательная машина, — считает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. — В 1990 году мне довелось возглавить перелет на Ан-2 по маршруту Москва — Сиэтл и обратно. Через Сибирь, Аляску и Канаду летели в сложнейших условиях, но мотор даже ни разу не «чихнул». Приземлились на длиннющую полосу аэродрома Сиэтла, где производят посадку боинги, встали рядом с «аваксами». А назавтра увидели длинную очередь к нашему самолету. Американцы не могли поверить, что маленький биплан с поршневым двигателем способен облететь вокруг земли. Через 10 лет знакомый американский пилот пригласил меня полетать на его собственном Ан-2, купленном у кубинцев. Мне оставалось только восхищаться тем, во что он превратил нашего старичка: установил дисплей, GPS, ближнюю навигацию. Взлетать и садиться мы могли где угодно, в самых сложных погодных условиях!

Вместо послесловия

Остается добавить, что три года назад в России появилась «Ассоциация предприятий-производителей, эксплуатантов, ремонтных организаций и владельцев самолетов Ан-2». Эта общественная организация готовит предложения по развитию малой авиации на базе проверенного самолета. Обращения направлялись в Минпромторг, Мин-экономразвития, Минтранс, законодателям. В ожидании ответа по сей день пребывают авиаторы и жители 28 тысяч населенных пунктов, не имеющих круглогодичных дорог и расположенных в отдаленных труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока. За 30 лет объемы перевозок Ан-2 сократились более чем в 50 раз, так что эти районы остались без единственного доступного транспорта.

О чем рассказал и что утаил в своих интервью космонавт Геннадий Стрекалов

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото из открытых источников

40 лет назад, 11 апреля 1984 года, в СССР встречали очередной экипаж, вернувшийся с орбитальной станции «Салют». Тогда такое случалось чаще нынешнего, только успевай запоминать новые фамилии. В тот раз...

«Труд» давно следит за драматической судьбой этого самолета

Анатолий Журин
Труд
Развал СССР ввел перспективную машину в штопор

В прошлом номере «Труда» мы рассказали о том, что сроки давно обещанных поставок отечественных лайнеров в очередной раз «сместились вправо» — перенесены на 2026 год, а если...

Каковы перспективы России в этой самой высокотехнологичной сфере? Попробуем сравнить слова и дела

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

На выставке «Россия» правительство РФ провело пленарную сессию «Искусственный интеллект — главная технология XXI века». «Мы видим, что искусственный интеллект становится ключевой...

Именно к этой фразе сводится большинство дискуссий об искусственном интеллекте

Сергей Беднов
Труд
Задавать вопрос, почему Екатерина Андреева не стареет, рановато. Пока. Фото: пресс-служба компании «Лукойл». globallookpress.com

По мнению одних, сначала тот лишит миллионы трудящихся работы. А позже придет к выводу, что люди ему только мешают, и нажмет на пресловутую «красную кнопку». Другие же полагают: нейросети —...

35 лет назад самолет Ан-225 «Мрия» совершил первый испытательный полет 

Труд
Фото: © Anatolii Stepanov,globallookpress.com

1394 Родился Мухаммед Тарагай Улугбек, ученый, построивший под Самаркандом обсерваторию. 1633 Галилей коленопреклоненно отрекся от своих научных изысканий на том самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор. Папа заменил...

Наука и технологии 17:30 / 16 Марта 2024 3947
Технопарк

Австралийские ученые установили солнечные панели прямо в глаз

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © MWI Creative Team, globallookpress.com

По легенде, Дмитрий Менделеев увидел свою Периодическую систему химических элементов во сне, хотя и собирал материалы для своего фундаментального труда больше 20 лет. И 155 лет назад ближайший друг и коллега Менделеева...

Обучение компьютерной грамотности людей почтенного возраста - задача не из простых

Максим Башкеев
Труд
Фото: Ingram Images, globallookpress.com

Поверьте, я из личного опыта знаю, о чем говорю. Попытки объяснить цифровую логику человеку, прожившему 70 лет в аналоговой реальности, — тот еще квест. И вот как раз для таких случаев российские программисты...

России нужны свои игровые приставки и консоли. Таково распоряжение президента

Юрий Ряжский
Труд
Если в начале 2000-х средний возраст российского геймера составлял 25 лет, то сейчас он достиг 36. Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об организации производства отечественных игровых приставок и консолей. Контрольный срок для отчета премьеру Мишустину установлен жесткий: до 15 июня текущего...

В свое время его создание стало поводом для возбуждения уголовного дела о распиле бюджета

Фото из открытых источников

Военнослужащие Вооруженных сил России нашли под землей пропавшую несколько лет назад скандально известную бронемашину «Азовец» украинского националистического вооруженного формирования «Азов» (запрещено в России как террористическая...

Наука и технологии 20:01 / 30 Марта 2024 3689
Технопарк

Ученые используют медуз для исследований океанских глубин

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Yoshio Tsunoda, globallookpress.com

Человек, как известно, царь природы, с этим спорить пока не будем. Но у него, к счастью, хватает ума учиться у этой самой природы и многое брать у нее на вооружение — несмотря на бурные...

Наука и технологии 00:08 / 12 Апреля 2024 3458
Технопарк

Стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

15 апреля отмечается День экологических знаний, учрежденный ООН. Вот и в нашей стране в этот день стартует ежегодная общероссийская акция в защиту окружающей среды. Дело нужное и очень интересное, поскольку ученые...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

С молотка уйдет отчет об использовании атомной энергии в военных целях, написанный «отцами» атомной бомбы

Артем Скворцов
Труд
Последствия атомной бомбардировки Хиросимы. Фото: Keystone Pictures Agency/Zumaperss.com, globallookpress.com

В эти дни на онлайн-площадке Auction продают удивительный документ, долгие годы хранившийся под грифом «совершенно секретно». Озаглавлен 200-страничный доклад зловеще: «Атомные бомбы: общий отчет о разработке...

Найти своих предков-ремесленников теперь можно через онлайн-сервис «Моя семья»

Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Москвичи смогут найти своих предков, которые принадлежали к городским цехам, через онлайн-сервис «Моя семья». Об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин в своем Telegram-канале. «Москвичи получили доступ к информации о прародителях,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...

Сегодня у каждого второго в ушах наушники, но многие слушают именно то, что раньше читали: книги

Максим Башкеев, спецкор «Труда»
Труд
Отечественный рынок аудиокниг бьет рекорды. Фото: Константин Кокошкин, globallookpress.com

Вы заметили, как много вокруг людей в наушниках? Такое ощущение, что все больше тех, кто хочет отключиться, остаться наедине с самим собой. Впрочем, ничего нового в этом нет. В былые времена в метро и трамваях...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?