Главная Наука и технологии 00:20 21 Октября 2022 9216
Ан-2 еще не налетался

Без этого «старичка» тысячи населенных пунктов на российских просторах живут оторванными от Большой земли

Анатолий Журин

На омском авиаремонтном предприятии «Мотор» занимаются вроде бы неблагодарным делом — восстанавливают и возвращают в небо видавшие виды Ан-2, на которые нерадивые хозяева давно махнули рукой. Уже полвека, как в России «кукурузники» перестали собирать, а около 600 самолетов все еще в строю. В летных отрядах гражданской авиации у них особая роль — доставлять людей и грузы туда, где нет ни дорог, ни даже взлетных полос. Неужто старичок Ан-2 еще не налетался?

— Вы тоже считаете, что эти самолеты отслужили свое? — огорошил меня вопросом учредитель омского «Мотора» Юрий Петров. — Да, Ан-2 летает уже 70 лет, но ведь замены ему сегодня нет. Если верить обещаниям чиновников Минпромторга, новые российские самолеты малой авиации авиаотряды начнут получать только через несколько лет, и еще не факт, что по цене они будут доступны для массового использования.

На днях как раз прошли испытания ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2. В репортажах с взлетной полосы особо подчеркивалось, что этот перспективный проект курирует и поддерживает Минпромторг. Но, как отмечают пилоты, которым придется сидеть за штурвалом, при создании очередного наследника «кукурузника» с ними никто не советовался. Специалисты отмечают, что «Байкал» по габаритам значительно уступает, а разбег имеет не меньше, чем у предшественника. К тому же в салоне не предусмотрено место для багажа, и пассажирам придется лететь в обнимку с сумками и рюкзаками. Стоимость одного самолета предварительно оценивается в 120 млн рублей. На Уральском заводе гражданской авиации рассчитывают запустить серийное производство через два года и к 2030-му собрать три сотни самолетов. И это если все планы будут выполнены (а таких примеров за последние десятилетия авиаторы не припомнят!). Но даже если и случится чудо, ЛМС-901 к 2030 году сумеет заменить только половину самолетов малой авиации, которые сегодня эксплуатируются в авиаотрядах, МЧС и прочих ведомствах.

— Так что выход один — возвращать в строй еще сохранившийся, доступный по цене парк многоцелевых бипланов Ан-2, — делает вывод мой собеседник. — Почему не взять пример с китайцев? Они усовершенствовали фюзеляж, поставили новый двигатель и авионику, дали новое имя — и сейчас за этим самолетом выстроилась очередь. Да и наши конструкторы не сидели сложа руки — Ан-2 постоянно дорабатывался, конструкция в разных модификациях доведена до совершенства.

Юрий Павлович знает, о чем говорит. В отличие от многих чиновников, решающих судьбу нашей гражданской авиации, он свою трудовую биографию начинал авиадиспетчером на острове Диксон, потом уже в качестве пилота сидел за штурвалом Як-12, Ан-2, Ан-24, Ан-8 и Ан-12. Уж его-то не упрекнешь в верхоглядстве. Неслучайно Юрий Петров после учреждения «Мотора» одним из основных направлений в деятельности предприятия избрал ремонт и модификацию «кукурузников». На базе биплана Ан-2 здесь разработали моноплан «Русская Арктика», который получил сертификат летной годности экземпляра воздушного судна и вписался в суровые условия нашего Севера. Всю документацию и часть оборудования омичи получили от хабаровского завода № 24. Потом оформили сертификат на техническое обслуживание самолета по всем формам регламента и выполнению контрольно-восстановительных работ. А дальше уже смогли сертифицировать производство на капитальный ремонт Ан-2 и двигателя АШ-62ИР. Освоили ремонт части агрегатов и электрорадиоприборного оборудования.

Реанимация и поддержание летной годности самолета Ан-2 позволит возобновить авиасообщение в отдаленных и труднодоступных районах и в Арктике при отсутствии аэродромной инфраструктуры. А сейчас там нет ничего — ни самолетов, ни инфраструктуры на многие сотни и тысячи километров.

Малая стоимость эксплуатации Ан-2 просто несопоставима по затратам на обслуживание отечественных вертолетов, а тем более импортной авиатехники, плохо приспособленной к российским условиям. Почему мы никак не научимся считать деньги? Ничего сложного и трудоемкого не требуется, кроме грамотного государственного и профессионального подхода к возобновлению деятельности по использованию конструктивных и ресурсных возможностей Ан-2.

— Замечательная машина, — считает президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников. — В 1990 году мне довелось возглавить перелет на Ан-2 по маршруту Москва — Сиэтл и обратно. Через Сибирь, Аляску и Канаду летели в сложнейших условиях, но мотор даже ни разу не «чихнул». Приземлились на длиннющую полосу аэродрома Сиэтла, где производят посадку боинги, встали рядом с «аваксами». А назавтра увидели длинную очередь к нашему самолету. Американцы не могли поверить, что маленький биплан с поршневым двигателем способен облететь вокруг земли. Через 10 лет знакомый американский пилот пригласил меня полетать на его собственном Ан-2, купленном у кубинцев. Мне оставалось только восхищаться тем, во что он превратил нашего старичка: установил дисплей, GPS, ближнюю навигацию. Взлетать и садиться мы могли где угодно, в самых сложных погодных условиях!

Вместо послесловия

Остается добавить, что три года назад в России появилась «Ассоциация предприятий-производителей, эксплуатантов, ремонтных организаций и владельцев самолетов Ан-2». Эта общественная организация готовит предложения по развитию малой авиации на базе проверенного самолета. Обращения направлялись в Минпромторг, Мин-экономразвития, Минтранс, законодателям. В ожидании ответа по сей день пребывают авиаторы и жители 28 тысяч населенных пунктов, не имеющих круглогодичных дорог и расположенных в отдаленных труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока. За 30 лет объемы перевозок Ан-2 сократились более чем в 50 раз, так что эти районы остались без единственного доступного транспорта.

Источник процессов, приведших к образованию столь гигантской структуры, находится на обратной стороне звезды и недоступен для наблюдения, отметили ученые 

Фото: https://ru.wikipedia.org

Гигантский протуберанец – плазменное образование, зародившееся на поверхности Солнца – сформировалось в ночь на четверг, 20 ноября и оторвалось от звезды. Об этом сообщили представители лаборатории солнечной астрономии Института...

27 октября исполнилось бы 100 лет великому советскому авиаконструктору Генриху Новожилову

Анатолий Журин
Труд
На глазах Новожилова отечественное самолетостроение теряло мировое лидерство. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

«Когда твоя машина отрывается от полосы и уходит в небо, тебя охватывают бурная радость и чувство удовлетворения от свершившегося». Эти строки из книги «О себе и самолетах» академика,...

В Калининградском зоопарке сверчков разводят в лотках для яиц

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
За неделю проживающие в зоопарке двупятнистые сверчки съедают до 20 таких лотков. Светлана Возмилова, Фото: globallookpress.com

В Калининградском зоопарке немало внимания уделяют разведению сверчков. Ведь это весьма питательный корм для пресмыкающихся. А сверчки меж тем любят.... яичные лотки. Те самые «соты», в которых яйца продаются...

Похоже, мыльный пузырь под названием «Самолет «Байкал» окончательно лопнул. Будут ли наказаны те, кто его надувал?

Анатолий Журин
Труд
Наши эксперты давно отмечали, что замена легендарному трудяге Ан-2 выбрана сомнительная. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Похоже, создатели легкомоторного самолета «Байкал» окончательно заигрались, выбивая под свой проект бюджетные миллиарды и раздавая обещания властям, партнерам и заказчикам. Наро-Фоминский машиностроительный завод подал...

Барри Уилмор и Сунита Уильямс вместо запланированных восьми дней были вынуждены провести на орбите полгода – из-за поломки корабля Starliner 

Фото: Фото: www.nasa.gov

Основатель американской космической компании SpaceX, миллиардер Илон Маск в очередной раз принял участие в записи подкаста популярного американского комика и телеведущего Джо Рогана. В ходе этой беседы он озвучил подробности истории с застрявшими...

Тремя днями ранее президент РФ Владимир Путин рассказал об испытаниях самого «Посейдона», прошедших «с огромным успехом»
Кадр видео Минобороны РФ

Атомная подводная лодка «Хабаровск» – носитель подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения и управляемых суперторпед «Посейдон» – спущена на воду в Северодвинске. Об этом...

Наука и технологии 00:01 / 07 Ноября 2025 3104
Технопарк

В Москве один из самых больших парков электробусов в мире

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Вчера был, можно сказать, двойной праздник у российского транспорта. Напомню: 6 ноября 1930 года вступил в строй Московский автосборочный завод имени КИМ, который потом производил автомобили марки «Москвич». А спустя...

Наука и технологии 00:01 / 21 Ноября 2025 3095
Технопарк

Инженеры изобрели дрон, работающий на солнечной энергии

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Дрон, работающий на солнечной энергии. Фото из открытых источников

Люди всегда завидовали птицам, и вот 21 ноября 1783 года состоялся первый в мире полет человека на воздушном шаре, изобретенном братьями Монгольфье. С той поры человечество вполне освоилось в небе, но поискам...

Ежедневно из вентиляционных отверстий Тафтана выделяется около 20 тонн диоксида серы, а также водяной пар, сероводород и фтористый водород 

Фото: https://ru.wikipedia.org/

Признаки активности обнаружены у вулкана Тафтан, расположенного на юго-востоке Ирана и считавшегося потухшим на протяжении 710 тысяч лет. Об этом в пятницу, 17 октября со ссылкой на международную команду ученых сообщает Daily...

В самоцвете, хранящемся в калининградском Музее янтаря, покоится букашка возрастом 37 миллионов лет

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Фото: Martin Siepmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Под Калининградом добыт янтарь весом 2,374 кг. Его так и назвали — «Рекордсмен». Есть надежда, что в текущем году Калининградский янтарный комбинат поставит еще один рекорд: предприятие сможет впервые добыть...

В ведомстве утверждают, что это делается ради борьбы с преступниками 

Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Представители Роскомнадзора заявили, что ведомство частично ограничило работу мессенджеров WhatsApp и Telegram на юге России. По утверждению специалистов федеральной службы, сделано это ради борьбы с преступниками. Комментарий ведомства в среду,...

По опросам, более 20% наших граждан одобряют обход блокировок интернета - прежде всего молодежь

Евгений Акатов
Труд
Изображение: Freepik

Россиян все больше беспокоят блокировки мобильного интернета и звонков в привычных мессенджерах. А по опросам ВЦИОМа, 22% наших граждан одобряют обход блокировок в Сети — прежде всего молодые. В целом же...

Две соответствующих миссии запланированы на 2033 и 2034 годы 

Фото: © Roman Denisov, globallookpress.com

Россия доставит и развернет на Луне первые элементы Международной научной лунной станции (МНЛС). Работы будут производиться в рамках двух миссий, которые запланированы на 2033 и 2034 годы. Об этом в четверг, 23 октября рассказал на полях 36-й...

«Для Ростовской земли это редчайшая находка», - подчеркнули ученые 

Фото: vk.com / Государственный музей «Ростовский кремль»

В Ярославской области, неподалеку от Ростова Великого, при раскопках найден топор Х века, принадлежавший представителям племени меря, или мерянам – древнему финно-угорскому народу, проживавшему в Верхнем Поволжье, на территориях современных...

Также глава государства похвалил ракету «Буревестник»: использованные в ней ядерные технологии можно использовать и в мирной жизни 

Кадр видео Минобороны РФ

Российские военные накануне, 28 октября, провели испытания беспилотного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой «Посейдон». Об этом в среду, 29 октября рассказал президент страны Владимир Путин в ходе посещения Центрального...

Этот Ил-14 доживает свой век в Якутии

Ольга Лернер
Труд
Фото из открытых источников

Этот Ил-14 когда-то числился как «борт № 1», предназначенный для путешествий лидера СССР Никиты Хрущева. И оборудован был соответственно: мягкие кресла и диваны, большой стол, панели из благородного дерева. А теперь...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?