Главная Культура 00:08 21 Ноября 2025 2790
«Мне захотелось понять, что же это за феномен - актер Лавров…»

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, живет и работает в Санкт-Петербурге, играет в БДТ и в Театре имени Андрея Миронова, а также преподает студентам актерское мастерство. Этой осенью она отметила юбилей — вот вам и повод подвести некоторые итоги.

 Фотографии из личного архива Марии Лавровой

— Мария Кирилловна, вы профессор кафедры театрального искусства Педагогического университета имени Герцена. Как вам современные студенты?

— Я занялась педагогикой не так давно, 13 лет назад, так что большого опыта для сравнений не имею. Поначалу комплексовала, но сейчас довольна тем, что взялась за нелегкое, но интересное дело. Многие выпускники, а их уже 60 человек, работают по специальности. Те, кто не находит себя в театре и в кино, уходят в педагогику. Мы ставим спектакли, работаем со студентами с классическим материалом. Я стремлюсь заинтересовать молодых ребят классической литературой, ведь многие из них, мягко говоря, не слишком образованны. Может, причина в ЕГЭ, может, из-за интернета стали меньше читать. А может, это 90-е прошлись катком, ведь современные студенты — дети тех, кто вырос в те годы, когда родители что-то недодали своим чадам. Тогда у людей были другие проблемы — как выжить, как заработать... Так что моя задача — не только сделать из студентов артистов, но и помочь им стать образованными людьми.

— Говорят, вы не часто ходите в театры. Что вам там не нравится?

— Сейчас в театральных вузах отменяют индивидуальные занятия по речи. Это стало не нужно — редкий спектакль обходится без микрофонов. А ведь живой голос очень важен на сцене, через микрофон энергетика не передается. Меня также раздражают экраны в театрах. Хоть убейте, но они на сцене — совсем не то, что крупный план в кино. Такое смешение жанров не дает результата. В сценическом пространстве очень важно, где у зрителя в данный момент объект внимания, а когда на сцене на экране показывают крупно актера, внимание рассеивается. Конечно, жизнь развивается, вносит свои коррективы во все, в том числе и в нашу профессию, но тут важно не забывать, что в ней главное.

— Ваша дочь Ольга тоже работает в БДТ. Она разделяет ваши взгляды?

— У Ольги, пожалуй, другое видение театра — более современное. Мы с ней иногда спорим, даже ругаемся. Кстати, она тоже преподает в мастерской, занимается направлением, связанным с наблюдениями и работой с масками.

— А артисту обязательно иметь актерское образование? Ваш отец не учился в театральном институте.

— Мой папа все-таки исключение из правил. Он появился в БДТ в 1955 году, а в 1956-м туда пришел Георгий Александрович Товстоногов. Отец к тому времени успел немного поработать в Театре имени Леси Украинки в Киеве, но все-таки для Товстоногова он был как чистый лист. К тому времени прослужил в армии, жил пять лет на Курильских островах, видел войну. У него был житейский опыт, природное обаяние, органика, а это Товстоногову импонировало всегда. Поэтому Георгий Александрович засучив рукава сразу стал делать из Лаврова большого артиста. Но это же случай один на миллион!

— Вы разговаривали с отцом на профессиональные темы?

— Очень редко. Главным профессором в нашей семье была мама. Она окончила Школу-студию МХАТ и порой устраивала разбор моих работ. У папы же был свой метод работы над ролями, но он секретами со мной не делился.

— А каким Кирилл Юрьевич приходил после спектаклей? Уставшим?

— Он умел переключаться. Актеры, которые давно в профессии, умеют снимать нервное напряжение.

— Но у него же была очень большая занятость в БДТ.

— В определенные годы — да. К концу 80-х играл меньше. И это правильно. Какой бы ты гениальный актер ни был, законы природы никто не отменял. Тело стареет, реакция хуже. Наверное, у всех это происходит по-разному. Например, мой дед, папа Кирилла Юрьевича, на следующий день после своего 60-летия написал заявление об уходе из театра. Сказал: «Не хочу греметь костями на сцене».

— Возраст — понятие относительное. Некоторые выглядят куда моложе, чем написано в паспорте.

— Дело не только во внешности — в конце концов, есть грим. И не в энергетике: у Алисы Бруновны Фрейндлих и Олега Валерьяновича Басилашвили ее до сих пор хватает. Но тем не менее активно участвовать в репертуаре театра после 60 уже трудно.

— В одном из интервью Кирилл Юрьевич сказал: «Человеческое дороже, чем актерское, и важнее, чем актерское».

— Он очень любил свою профессию, но вообще-то любил жизнь во всех ее проявлениях. И людей любил, общаться и дружить умел. Но он хитрец: это тоже было частью его профессии. Постоянно наблюдал за людьми, искал характерные черты, и все это потом могло пригодиться в работе над ролью. Это была постоянная скрытая работа. Я сейчас занимаюсь папиными архивами, недавно пересмотрела фильмы с его участием, прочитала множество его интервью и статьи критиков. И у меня стала складываться весьма интересная картина о моем отце. К моим 60 годам я захотела понять, что же это за феномен — актер Кирилл Лавров.

— Можете сказать, что вы папина дочка?

— Наверное, можно и так сказать. Хотя больше я была папиной дочкой в детстве и в юности. А когда уже вышла замуж и родила дочь, то мамино участие в житейских женских вопросах было бесценно. Помню, мой 35-й день рождения отмечали на кораблике, и я сказала родителям: «Я вас так люблю, что это уже перерастает в какую-то патологию!». На что моя практичная мама тут же ответила: «Не придумывай! Все дети так любят родителей». Наверное, она права. Но все равно мне кажется, что у нас были особенные отношения.

Я поздний ребенок. Родители свои педагогические амбиции удовлетворили на моем старшем брате, с которым у нас разница в десять лет. А меня воспитывали как принцессу, ничего не запрещая. У меня было к ним полное доверие, а у них, наверное, были тайны. И это правильно. Нельзя все рассказывать детям. Папа много работал, но на общение со мной и с братом находил время. Это всегда был праздник! Мы гуляли, ходили в цирк, играли в теннис, осенью ездили в Царское Село, отправлялись в лес за грибами. Он любил дачу, правда, через несколько дней начинал скучать по работе.

Фотографии из личного архива Марии Лавровой

— Папа был эмоциональный, взрывной?

— Нет, скорее это мама была такой. Говорила, что родилась в год Дракона и потому ей просто необходимо время от времени выпустить пламя из себя. А папа внешне был куда спокойнее. Когда возникали проблемы, говорил по-библейски: «И это пройдет». Учил не реагировать остро, эмоционально как на хорошие обстоятельства, так и на плохие.

— Андрей Юрьевич Толубеев как-то предложил ввести единицу измерения порядочности «1 лавр»...

— Папины родители рано развелись, его воспитывала мама. Думаю, его характер — это во многом ее заслуга. У него действительно было обостренное чувство ответственности, честность. И вся его общественная деятельность продиктована именно этими человеческими качествами: он искренне хотел участвовать в жизни людей, помогать им. В нем не было ни капли карьеризма.

— Зато у самого Кирилла Юрьевича бывали в жизни тяжелые моменты, когда он приходил домой черным от переживаний...

— Особенно после некоторых заседаний худсовета, когда стал художественным руководителем БДТ. Это было тяжелое время для него. Когда актеры, как лебедь, рак и щука, тянули в разные стороны: кто-то уходил в антрепризу, кто-то в кино — им надо было кормить детей. Что он мог им сказать? При этом вещалось на разных углах: «БДТ умер! Театра больше нет!». Отец же тащил театр через 90-е, сохранив труппу и преодолев самые тяжкие для БДТ времена. Убеждена, это был его человеческий подвиг.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3376
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3278
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3123
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?