Ушёл из жизни режиссёр, чьи фильмы без преувеличения можно назвать культовыми. В воскресенье ночью на
О смерти великого режиссера сообщила в своем блоге дочь первого президента России Татьяна Юмашева, которую с семьей Мотыля связывают давние дружеские отношения. По ее словам, с Владимиром Яковлевичем, который был человеком очень добрым и светлым, они могли говорить часами.
Напомним, 5 февраля Владимир Яковлевич был срочно доставлен в
Народный артист СССР Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года. Работал режиссёром Свердловского драматического театра, с 1955 года — главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя. Как кинорежиссер снял всего 8 фильмов, первые три среди которых: «Женя, Женечка и „катюша“» (1967 год), «Белое солнце пустыни» (1969 год) и «Звезда пленительного счастья» (1975 год). В советское время власти признавать его отказывались, но у него было главное, что оставалось с ним всегда — любовь зрителей.
В октябре 2009 года Владимир Мотыль завершил работу над картиной «Багровый цвет снегопада», ставшей его последним фильмом. Он так и не дождался официальной премьеры своего последнего фильма. Владимир Мотыль снимал его более шести лет, но успели посмотреть фильм только журналисты. Эту картину сам он назвал «автобиографической». Посвятил своей матери Берте Антоновне, чья судьба сложилась трагически. Все ее близкие — родители, братья, сестры и муж — кто стал жертвами репрессий, а кто умер в оккупации.
«Багровый цвет снегопада» сам режиссер считал своим возвращением в кинематограф через 13 лет тишины. На
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском местечке Лепель в семье польского эмигранта. Через три года после рождения Владимира его отец был арестован и отправлен в лагерь на Соловки, где меньше чем через год погиб. Несколько лет спустя вместе в матерью Мотыль окажется в ссылке на Северном Урале. В это время у него возникла страстная вера: «Вырасту — буду делать кино». В начальных классах школы в городе Оса он организует театральный кружок, ставит одноактные пьесы, где сам играет главные роли и расписывает картонные декорации.
В 1948 году Владимир Мотыль закончил актёрское отделение Свердловского театрального института. Позже заочно получил второе высшее образование на историческом факультете Свердловского университета. Работал режиссёром Свердловского драматического театра, актёром и режиссёром в театрах Сталиногорска (ныне Новомосковск Тульской области) и Нижнего Тагила. С 1955 года — главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя. Тогда Мотылю было всего 27 лет.
Из главных режиссёров Владимир Мотыль уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где работает с 1957 по 1960 годы. Кинодебют Мотыля состоялся в Таджикистане, на киностудии «Таджикфильм». Здесь в 1963 году он снимает фильм «Дети Памира». А в 1967 году он снял нашумевшую комедию на военную тему «Женя, Женечка и «Катюша», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Фильм был неоднозначно принят идеологами кинокомитета, что повлекло за собой запрет на профессию.
Спасением для режиссёра стала уникальная студия Григория Чухрая, которая имела особый статус и пригласила опального режиссера на постановку сценария «Пустыня». Русский «вестерн» Мотыля «Белое солнце пустыни» (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. Фильм «Белое солнце пустыни» стал талисманом покорителей космоса, включивших его просмотр в программу подготовки космонавтов к полёту. Фильм также создавался при участии Булата Окуджавы. В 1995 году фильм по результатам массового электронного опроса телезрителей России телекомпанией РТР победил в номинации «Самый любимый фильм российских зрителей».
В 1975 году Владимир Мотыль выпускает исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о судьбах декабристов. Фильм Мотыля «Лес» (1980), снятый по мотивам пьесы Островского, был запрещён к показу, а режиссёр снова изгнан из киноиндустрии. Правда, спустя некоторое время Владимир Мотыль был приглашен в Останкино в творческое объединение «Экран» на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссёров. В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Фазиля Искандера и поставив фильм «Расстанемся — пока хорошие» (1991).
Владимир Мотыль — лауреат Государственной премии Таджикской ССР имени Рудаки (1964, за фильм «Дети Памира»); Почётный гражданин города Душанбе (1977); Заслуженный деятель Таджикистана (1997). Награждён орденом Почёта (1996, за фильм «Белое солнце пустыни»). Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства 1997 года (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»).