Этот один из самых надежных широкофюзеляжных самолетов был создан под руководством легенды отечественного авиастроения Генриха Новожилова, генерального конструктора ОКБ Ильюшина. При наших встречах он говорил об этой работе горячо и вдохновенно, как о главном деле жизни.
При конструировании этой машины, выбранной в качестве борта №1, главное внимание уделялось безопасности. Автоматикой управляют многоканальные резервированные системы, которые немедленно отключают или переключают неисправные каналы. Сердце лайнера — четыре экономичных и экологичных двигателя ПС-90А, позволяющие преодолевать более 10 тысяч километров без посадки на скорости 900 километров в час. Лайнер имеет отличную маневренность и управляемость, быстрее конкурентов набирает высоту, плавнее садится. Тактико-технические характеристики самолета таковы: длина — 55 метров, размах крыльев — 60 метров, вмещает до 430 пассажиров, экипаж из трех человек.
При отказе даже двух двигателей борт №1 продолжит полет, практически не снижая скорости. Более того: даже на одном движке он может продержаться в полете километров 700-800 и благополучно приземлиться.
Первый Ил-96 в президентском авиаотряде появился еще при Борисе Ельцине в 1995 году. Он сменил дальнемагистральные Ил-62М, на которых летал еще Леонид Брежнев. В СССР правительственное авиаподразделение носило секретное название «235-й летный отряд», и командовали им, конечно же, самые опытные пилоты.
«Что касается борта №1, — говорил Генрих Васильевич, — то это еще и пункт управления, где президенту предоставлены условия для выполнения возложенных на него функций, в том числе Верховного главнокомандующего. Но и создание собственно салона для руководства страны — очень серьезное, ответственное и непростое дело, поскольку у каждого главы государства свои предпочтения».
По словам Генриха Васильевича, Никита Хрущев на самолете Ил-18 любил карельскую березу и зеленое покрытие. Леонид Брежнев предпочитал полированный орех и обивку цвета хаки. И, конечно, в салоне самолета всегда была установлена имеющая свои особенности секретная аппаратура. Поэтому генсеки и президенты никогда не пересаживались на боинги — мало ли что в скрытых полостях могут запрятать его создатели...
Первый Ил-96 взлетел в 1988 году. Через три года получил сертификат установленный на нем двигатель ПС-90. В 1992 году машине был вручен сертификат летной годности. А еще через год серийный лайнер начал возить пассажиров. Всего изготовлено таких самолетов 30 штук, и треть сейчас входят в состав специального летного отряда «Россия», чьими услугами пользуются высшие лица государства.
Президентский борт сегодня — это оборудованный по последнему слову техники самолет: спецсвязь, способная в секунду передать зашифрованное сообщение в любой уголок мира. И, конечно же, та самая ядерная кнопка... Все электронное оборудование на всякий случай продублировано. Президент отсюда может решать важнейшие политические вопросы, руководить государством и армией.
Что касается комфорта, то есть конференц-зал для совещаний, личный президентский кабинет, спортивные тренажеры, спальни с душем и медицинская комната. Борт №1 окрашен в цвета «России» и несет изображение президентского штандарта на хвосте.
Естественен вопрос: если самолет столь надежен и комфортен, то почему на нем летают лишь первые лица государства? Ответ прост: обслуживание такой машины слишком затратно из-за четырех двигателей, ведь его зарубежные широкофюзеляжные аналоги давно перешли на двухдвигательный вариант. Кроме того, Ил-96 из-за ультрасовременного технического оснащения требует куда более частого планового технического осмотра. Столь дорогая операция может занимать почти треть всего срока эксплуатации самолета. Гражданские авиакомпании, конечно, подобной роскоши себе позволить не могут...
Жаль, что в КБ Ильюшина не успели создать двухдвигательный вариант чудо-лайнера. Генрих Новожилов ушел из жизни, а последователей его не нашлось. Но это, как говорят, уже совсем другая история.
