Главная Культура 21:55 22 Декабря 2010 5612
Константин Лавроненко: «Наш организм устроен лениво, а съемки — это бой»
Самый титулованный актер страны дал интервью «Труду-7»
Анжелика Заозерская

— Говорят, у вас очень замкнутый характер и вы с большой неохотой соглашаетесь на интервью. Вас нет в социальных сетях, на тусовках не появляетесь, премьеры посещаете редко, по красным дорожкам главных фестивалей страны не ходите: А ведь южные люди — вы же родом из Ростова-на-Дону, — как правило, тянутся к общению и вообще живут весело.

— Во-первых, это не совсем так, будто бы я не люблю общаться с журналистами. История довольно обычная: ты говоришь, а тебя переиначивают. А во-вторых, часто спрашивают одно и то же. Зачем тратить время на повторы? Мы и так погрязли в словах: Пусть, в конце концов, читают интернет. Но давайте не будем говорить на уровне: любит — не любит, а лучше поговорим о фильме.

— Хорошо. Что же вас привлекло в этой глобальной истории под названием «Сделано в СССР» — тема, партнеры, режиссер, новый образ?

— Почему артист принимает участие в проекте? Значит, что-то его заинтересовало, не так ли? Любая работа в кино — это испытание. Выходя каждый день на площадку или в кадр, ты все равно испытываешь, исследуешь самого себя: как ты существуешь в этих новых обстоятельствах, в незнакомом до этого момента мире, что в тебе отзывается и как оно отзывается. Все большое складывается из маленького, все высокое, может быть, и не из низкого, но и не из такого уж высокого. Такое испытание помогает мне ориентироваться в жизни и в окружающей действительности. Благодаря характеру персонажа начинаешь понимать, что в тебе самом есть и то и другое, о чем раньше ты и не догадывался: Вот такие, казалось бы, общие вещи, но они абсолютно реальны и конкретны в актерском мире, и в моем в частности.

— Режиссер «Новой земли» Александр Мельник рассказывал мне в интервью, что в сценарии фильма «Новая земля» (сценарист Ариф Алиев) у вашего героя Жилина было куда больше текста, но вы настояли на том, что слова в его ситуации бессмысленны. Да и в фильмах Андрея Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание» ваши герои немногословны.

— Как правило, в последнее время вся игра актера сводится к говорильне, в результате мы все запутались в словах. Очень много разговоров — пустых, бесполезных, глупых: Как-то поймал себя на мысли, что когда человек молчит, именно тогда он и живет своей жизнью, а не притворяется, защищается, нападает. Молчание позволяет слышать музыку, которая вокруг нас. Мне кажется, что одна из проблем в наших театральных школах в том, что педагоги во главу угла ставят именно монологи. Вопрос «Когда же вы начнете играть?» теперь равносилен «Когда же вы начнете говорить?».

— Но в сериалах — а за последние три года вы снялись в трех самых популярных («Ликвидация», «Исаев», «Журов») — без слов не обойтись. Кстати, режиссер Сергей Урсуляк однажды признался, что под вас, мировую звезду, подстраивался весь съемочный график. Это так?

— Сергей Владимирович пошутил. Мы как начали шутить в Одессе на съемках «Ликвидации», так до сих пор не можем остановиться. Это только на экране я такой серьезный, а в жизни, с друзьями, без юмора не могу. Правда, одесситы мне дали понять, что в их чудном городе приезжим шутить небезопасно. В одесском трамвае я хотел блеснуть остроумием перед одной женщиной, но все пассажиры мгновенно набросились на меня, разумеется, тоже в шутливой форме. Одесситы — богатый народ на разного рода неожиданности и розыгрыши. Как-то ранним утром мы снимали сцену перед банком в Одессе, и вышедшая из глубины двора женщина накрыла нас таким красивым матом… Она выглядела так, что было видно: активно провела ночь, и утром мы мешаем ей спать. Но уже в четыре часа этого же дня та же женщина вышла из того же двора совсем другая — элегантная, кокетливая и в добром расположении духа. Как говорит Светлана Крючкова об одесситках, «парчу с утра надела, и все замечательно».

— Сергей Урсуляк снимает свои фильмы в непринужденной шутливой атмосфере (за исключением сложных или трагических ситуаций, как смерть актера Андрея Краско), тогда как Андрей Звягинцев всегда серьезен и сосредоточен. С кем из них вам комфортнее работать?

— Как режиссеры подстраиваются к актерам, так и мы — к режиссерам. Они нас выбирают. Но все сыграть невозможно. У меня есть приятели, которые одновременно снимаются в пяти, а то и в шести картинах. Я так не могу. Мне достаточно, когда в год выходит один, в лучшем случае два фильма с моим участием. Необходим хороший материал, чтобы я согласился работать в картине. Но, поверьте, не так часто я на чем-то настаиваю. Все возможно. Не исключаю, что в скором времени вернусь в театр. Но это произойдет только в том случае, если буду уверен: своим поступком никого не обманываю, и в первую очередь себя самого.

— Ваши поклонники не простят, если не задать вам вопрос о взаимоотношениях с Ксенией Раппопорт, с которой вы сыграли страстную любовь в «Ликвидации».

— Ксения из тех редких актрис, с которыми ничего играть не приходится — надо просто слышать друг друга. Любой партнер независимо от своей степени влюбленности в Ксению Раппопорт скажет о ней то же, что и я: она лучшая, удивительная, тонкая, глубокая, красивая. А в многосерийном фильме «Сделано в СССР» моя партнерша — замечательная, талантливая, красивая, настоящая женщина Мария Шукшина.

— Близок ли вам герой «Сделано в СССР» Николай Ветров по-человечески? Или это материал на сопротивление?

— Мы все выросли в определенной стране и по большому счету были счастливы. Кому побольше лет, ну, как мне, все это хорошо помнят. Одновременно — кто-то раньше, кто-то позже — уже понимали, что не все так гладко в нашем государстве. Не стоит советское прошлое определять однозначно: все было ужасно или, напротив, так прекрасно! Все было… К тому же жизнь человека по большому счету не приклеена ни к какому социуму, государству, политическому строю. Человек рождается, испытывает любовь родителей, любимой женщины или мужчины, детей, и эти чувства не соединены ни с чем — ни с социализмом, ни с капитализмом. Как мне кажется, в проекте «Сделано в СССР» есть живые люди, которые каким-то образом плывут и иногда выплывают в нашем СССР. Кто-то с чем-то не согласен, кто-то борется, кого-то пытаются сломать: Все равно через все это громадье произрастают цветы.

— Сразу трудно поверить, что такой фактурный, особенный актер Константин Лавроненко играет слесаря, да еще и любителя выпить. Что стоит за этим «хождением в рабочий класс»?

— Мой слесарь — специалист высокого разряда, способный делать все и на всех инструментах, уникальный профессионал, работает в НИИ. У него нет высшего образования, но он на все руки мастер. У нас таких вечных историй — замечательных придумок, изобретений — масса, только вот до их воплощения, что называется, руки не доходят. А мой герой может воплотить многие научные задумки своими умелыми руками.

— Не похож ли он на героя Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит» — тоже слесаря, который дружит с профессорами и академиками?

— Вообще никак — ни похожестей, ни параллелей. Может быть, когда фильм «Сделано в СССР» выйдет, кто-то увидит какую-то схожесть между моим персонажем и персонажем Баталова, но это далеко не факт.

— Почему в последнее время, когда актеры говорят об испытаниях во время съемок, то перечисляют, как они преодолевали физическую нагрузку, как плыли в ледяной воде и тому подобное?

— Испытание — эта та неизвестная территория, куда человек вступает и что-то узнает о себе новое. Вот это и есть испытание. Во время этого пути все время спрашиваешь себя: а могу ли я справиться с собой, преодолеть себя? И есть бытовой аспект: съемки — это временное, плотное пространство, в котором действуют совсем другие законы, чем в обычной жизни.

А наш организм устроен лениво: надо проснуться, потянуться, расслабиться, чайку попить, отдохнуть, подумать, поработать, потом вновь отдохнуть. А на съемочной площадке все по-другому, все перемешано и как в бою. Лично для меня самое главное — не врать самому себе. Вот снимают кадр, а ты чувствуешь: вышла лажа. Даже если все вокруг считают, что все отлично, я говорю: «Нет, давайте попробуем переделать».

В этой работе в телефильме «Сделано в СССР» пока нет глобальных проблем, ну, чтобы я не понимал своего героя или мы не понимали что-то главное вместе с режиссером. Конечно, работать можно только когда договорились «на берегу». Я сравниваю нас с альпинистами в горах. Они намечают маршрут, занимаются физподготовкой, продумывают снаряжение. Вот и в кино подготовка к работе — одна из важнейших частей успеха. Зарядились, запрограммировались, взяли что нужно и пошли. Дальше карабкаемся, карабкаемся, выбиваем колышки, поднимаемся не спеша, но в гору. Иногда понимаем, что не туда пошли. Но тем и ценнее путь, что в какой-то момент можно понять, где ошиблись, и изменить направление. Впрочем, это редко бывает, чтобы совсем заблудились.

— Для вас главное — не врать самому себе, быть правдивым. В кино вообще правда — самая большая ценность, только ее труднее всего добиться: Вот сейчас снимали кадр, когда ваш герой встречает героиню Марии Шукшиной с младенцем из роддома, а роддом заменяет средняя школа, то есть и атмосфера другая, и антураж другие.

— Что такое правда? Любое кино — это все равно вымысел, художественное произведение. Это все-таки взгляд одного человека — режиссера, — исходящий из его мироощущения, его понимания искусства, его эстетического вкуса. А во всем остальном режиссер пытается договориться с участниками съемочного процесса. Если подумать с позиции максималиста, изначально уже неправда, когда режиссер пытается навязать свое видение другим, пусть даже союзникам. Ведь каждый человек видит свое кино. Так что понимание правды применительно к кино весьма условно. Правда часто бывает проще искусства. Казалось бы, вот сняли документальное кино — и пожалуйста, вот она, действительность! Хотя тоже все относительно. Так, меня снимают как героя документального кино, а я скажу: «А нет, я по-другому шел и совсем другое видел перед глазами». Это будет моя правда, а у режиссера документального кино — другая, а у камеры вообще своя правда.

— У актера самый тонкий и сложный инструмент — его душа. Вы готовите свою душу к новой роли?

— Как можно готовить душу? Она есть в тебе, и как к чему-то готовить? Да и разве бывает, чтобы внутри все было чисто, светло? У нас всего там хватает: и красненького, и черненького, разумеется. Другое дело, что иногда мы говорим: «Черноты во мне нет, я белый и пушистый, а если и есть, то совсем немного, но я с этим справляюсь». Персонажи разные и истории разные. А артисты должны уметь (и в этом их отличие от других людей), не боясь ничего, на виду у всех вытащить вот это откуда то, а не то чтобы придумать, сыграть. Кто-то вытаскивает из себя, кто-то из других... Вытащить, не боясь самого себя, и смело посмотреть на это, а дальше признаться: «А ведь это я, а не дядя Петя и не мой герой Николай Ветров».

Когда это происходит, то по-другому сердце начинает стучать, реакция другая появляется. Очень сложно обозначить все то, что имеет отношение к душе и игре актера. Мой персонаж и я идем друг другу навстречу, он какой-то и я какой-то. Лично у меня, как правило, ближе к середине съемок происходит слияние с персонажем, когда я начинаю понимать, что внутри все заполнилось и сложилось. Почему-то не бывает так, чтобы я просто прочитал сценарий и сразу пошел к нему, за ним. Поэтому я готовлю не свою душу к роли, а просто размышляю, что же за человек мой герой, и какой я в его контексте, и как нам понять друг друга.

— А вы размышляли о том, что ваш герой Николай Ветров, возможно, сознательно не вступил в партию, не стал стукачом, не дослужился до начальников, чтобы остаться порядочным и относительно свободным человеком? Все-таки советская система только тогда давала людям возможность продвигаться по служебной лестнице, когда они были в ее услужении.

— Да какой же Ветров чистый человек?! Он регулярно уходит в запои. Другое дело, что есть любовь, и за свою любовь мой герой готов бороться до конца. Но он часто дает слабину. Он — не герой, который спасает весь мир или противостоит системе. Его обуревают обычные страхи, когда к нему, например, приходят кагэбэшники. Конечно, он может сказать одному из них: «Да пошел ты!», — но при этом понимает, что его разотрут в порошок, как, собственно, и бывало в действительности. Ветров — крепкий мужчина и крепкий человек. Но он не герой.

— Редкое качество для русского мужчины. У нас в основном женщины боролись за свою любовь до конца, а вот мужчины в этом смысле совсем не орлы! Уже за одно это качество — умение любить и защищать свое чувство — вашего Ветрова можно полюбить, не так ли?

— Во все времена ценилось мужское достоинство, честь и умение отвечать за свои слова и совершать поступки. В наше время это называется по-другому: ты крутой, сильный, волевой: и все в этом духе. Почему-то боятся говорить, как раньше: это человек чести, человек с достоинством. Но это временное явление.

— Наверняка в советские времена вы пытались каким-то образом отстоять свое «я», чтобы не быть как все.

— Не могу сказать, что я когда-либо был вольнодумцем или диссидентом. Детство мое было определенно счастливое, тогда как юность — буйная. Возможно, черты города Ростова-на-Дону отложили свой отпечаток на моей молодости — нечем было заняться, и мы играли на гитарах, ходили на дискотеки, дрались, вино пили. А вообще время было замечательное. Хотя мне трудно представить себе человека, который сказал бы, что когда он был молодой, то время было ужасное.

— Вы с такой страстью говорите о своей профессии, о работе над образами. А когда начинаете рассказывать о себе, то эта страсть куда-то уходит. То же самое я наблюдала у Владимира Машкова, с которым вы снимались в «Ликвидации» и в новом фильме «Обратная сторона луны». Но Машков прямо говорит, что он фанатик своей профессии и дорожит ею больше всего на свете, а ваша позиция пока неясна.

— Боже мой! Как же можно отделить одно от другого — профессию от семьи? Это же все вместе. А Машков навешал вам лапши — он в этом деле мастер, а все верят. У меня все взаимосвязано — одно черпается из другого: Другое дело, если человек уделяет меньше времени, например, своей семье, это не означает, что семья для него менее важна. Это вообще разные понятия — семья и работа, профессия и близкие люди. Я могу проводить меньше времени с родными людьми, но неужели из-за этого они станут мне менее дорогими? Конечно, есть профессиональные принципы, которые я буду отстаивать и никогда их не поменяю.

Но есть и другие ценности, как любовь, которую я не могу никуда деть и отодвинуть на второй план. Не могу же я не замечать, когда сидят рядом со мной, например, красивые женщины, вот как сейчас. Значит, день прожит не зря — во всех отношениях удался! А профессия… Ну вот провожу вас, выйду из своего вагончика и пойду поработаю. А бывают дни, когда только работаю. Так какой день лучше? Когда одна работа или еще судьба дарит общение с очаровательными людьми? Конечно, сегодня лучше! Так что я не фанатик, а нормальный человек.

Наше досье

Константин Лавроненко родился 20 апреля 1961 года в Ростове-на-Дону.

Окончил актерский факультет Ростовского училища искусств и Школу-студию МХАТ в 1985-м.

Работал в театрах «Сатирикон» и «Мастерская Клима». В кино дебютировал в мелодраме «Еще люблю, еще надеюсь» (1985).

Всемирный успех пришел к Константину после ролей в фильмах Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003) и «Изгнание» (2007, приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале). В настоящее время много снимается в России и Европе.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3478
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3396
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3202
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?