Главная Культура 00:59 23 Сентября 2010 7111
Владимир Машков: «Я выбрал профессию на генетическом уровне»
Владимир Машков дал интервью «Труду-7»
Анжелика Заозерская

— Можно вас поздравить с мировой премьерой фильма «Край» на фестивале в Торонто? Как много значит для вас эта работа? Понятно, что для большого и серьезного актера каждая роль — важная. Но в вашем творчестве есть судьбоносные герои, как Абрам Шварц, Давид Гоцман. Игнат принадлежит к этой плеяде?

— Спасибо. Премьеры «Края» все мы очень ждали. Хотя съемки закончились в мае прошлого года, я до сих пор еще пребываю в том незабываемом творческом процессе. С тех пор нигде не снимался — набирал силы для новой работы. Впрочем, не один я: вся съемочная группа выложилась до конца. У нас все было по-настоящему. Актриса из Германии Аньорка Штрехель, сыгравшая в фильме немку Эльзу, прожившую в землянке в полном одиночестве четыре года, не жалела себя: таскала тяжелые камни, терпела все трудности сурового быта (основную часть фильма снимали зимой) и при этом ни разу не пожаловалась. Молодец, боевая актриса!

Аньорка была так рада, что снимается в большом и серьезном фильме (видимо, у них в Германии сейчас совсем негусто с производством своего кино), что заражала нас своим мужественным отношением к работе. Все-таки немцы — трудолюбивый народ, тогда как наша главная беда — рабская лень. Выдавливать из себя раба, как писал Антон Павлович, по-прежнему актуально, но истребить в себе лень — еще сложнее.

— Вы приехали на съемки к Алексею Учителю прямиком из Голливуда, где проводите несколько месяцев в году. Что можете сказать о кастинге на «фабрике грез»?

— В Америке очень сильная киноиндустрия, а актеров очень много. В Голливуде идет подбор актеров на роли на микроскопическом уровне. Например, режиссеру требуется типаж блондинки с какой-то изюминкой, скажем, с чуть поднятой бровью, и ему тут же дают пачку с 1500 фотографиями актрис с такой бровью. Тогда как в России пока еще мало актеров для столь взыскательного отбора. Мне кажется, что лично я никогда не смогу раствориться в Америке так, чтобы полностью. Я же русский человек! И с трудом могу себе представить американского актера, даже блистательного мастера, которому удастся гениально сыграть что-то из Чехова. Однажды в Голливуде я услышал фразу: «Когда русский молчит, мы не понимаем, о чем он думает».

— На роль Игната в фильме «Край» пробовались многие актеры, но Алексей Учитель выбрал вас и, как он мне рассказывал в интервью и как это видно на экране, не ошибся. Это правда, что как только вы прочитали сценарий Александра Гоноровского, тотчас согласились?

— Я давно хотел поработать с Алексеем Учителем, но раньше что-то не складывалось. Всему свое время. Сценарий, который я прочитал, меня сразу заинтересовал — это правда. Но правда и то, что в процессе работы сценарий переписывался и переделывался 106 раз.

— Режиссер фильма «Домовой» Карен Оганесян рассказывал мне, что вы были не только исполнителем одной из главных ролей, но и полноправным участником всего процесса — вплоть до придумывания диалогов. Это ваш метод работы, который по-русски называется «мастер на все руки»?

— Каждый должен заниматься своим делом. Я занимаюсь только своей профессией, но делаю это серьезно. В режиссуре считаю себя любителем как в хорошем, так и в прямом смысле этого слова. Мне хотелось делать только то, что близко лично мне по эмоциям, ощущениям, или высказаться, когда других возможностей это сделать, увы, нет. Поэтому я снял фильмы «Сирота Казанская», который посвятил всем мамам, и «Папу» — мое посвящение всем отцам, а своему папе особенно. Что же касается фильма «Край», я был занят исключительно своей ролью. Сам водил паровоз, причем двух разных моделей: один из них такой старый гоночный паровоз 1905 года выпуска. Сам прыгал в холодную воду, а раз едва вынырнул на поверхность обратно.

Но я действительно считаю себя не только исполнителем главной роли в фильме «Край», но и участником всего процесса. У нас была команда! Гениальный оператор Юрий Клименко, который видит уже следующий кадр, замечательный художник-постановщик Вера Зелинская, а какие талантливые художники по костюмам — Галина Деева, Марк Ли! Для меня очень важно, во что одет мой герой, и я обращаю на это большое внимание, но к художникам по костюмам у меня не было ни одной претензии.

— Чем вас заинтересовал Игнат? Этот герой близок вам по-человечески?

— Он воевал, дошел до Берлина. Я хочу понять людей, прошедших через пекло войны. Игнат — настоящий во всем. Вектором в работе над этой ролью для меня был Евгений Урбанский, в котором было столько страсти, мощи, силы, как ни в одном актере мира. Урбанскому удалось совершить прорыв в иной уровень правды, который до этого не видели на советском экране. Да и в истории Голливуда немного найдется актеров, равных по таланту, искренности и душевной мощи русскому актеру Евгению Урбанскому!

— У Игната психология победителя, и это понятно: он только что выиграл самую беспощадную войну. Ваша дочь Мария Машкова на днях сказала мне в интервью, что в актерской профессии нет даже понятия «победитель», ибо все субъективно. Что-то похожее я читала, правда, давно и в ваших интервью.

— На пространстве Россия — Украина — Беларусь и другие республики бывшего Союза, где была война, — у всех нас есть ген победителя. И этот ген не зависит от профессии.

— Ваша партнерша в фильме «Ликвидация», замечательная актриса Светлана Крючкова как-то призналась мне, что в спектакле «Матросская тишина» она не узнала вас в роли пожилого мужчины Абрама Шварца. Причем знала, что Владимир Машков исполняет главную роль, шла на Машкова и не узнала. Для вас это комплимент, что «не узнали»?

— Прямо-таки и не узнала?! Роль Абрама Шварца была для меня очень сложной. Ее собирался играть мой учитель Олег Павлович Табаков, а потом неожиданно передал мне. Я, тогда молодой артист, не знал, как подступиться к этому непростому характеру, к драматургии Александра Галича. Для меня было важно понять этого человека, кто он такой, представить себя на его месте, иначе я не могу играть. Для роли Абрама Шварца я еще читал не только другие произведения Галича, не только его поэзию, но и роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

— Олег Павлович мне сказал как-то важную фразу: «Когда я беру молодого человека или девушку на свой курс или в актерскую школу, то несу за него полную ответственность». А еще добавил фатальные слова: «Актер — это не работа, не профессия, а нечто большее. Это когда ты не можешь без этого жить, когда готов посвятить сцене всего себя». В вас Олег Павлович сразу разглядел эту преданность профессию, самозабвение и самоотдачу?

— До Олега Павловича я ведь много где учился. Помню, каким страстным взором я смотрел на педагога Авангарда Леонтьева! А потом я как-то спросил у Авангарда Николаевича, почему он никогда меня не спрашивал, не делал замечаний, а я ведь так внимательно слушал его лекции! На что уважаемый учитель ответил мне: «Володя, а я думал, что ты так смотришь на меня, как будто после лекции хочешь ударить меня по голове доской или чем-то еще!» Мне сложно ответить, насколько я предан своей профессии и правильно ли ее выбрал, потому что мои родители — актеры. Все произошло на генетическом уровне.

— Спектакль «13», который вы поставили на сцене МХТ больше 10 лет назад и в котором одну из главных ролей играет Авангард Леонтьев, все эти годы собирает аншлаги. Не хотите вернуться в театр, где у вас столько верных поклонников и где вас всегда ждут?

— Некая доля условности театра как вида искусства отдалила меня от сцены, надеюсь, на время. В кино, как мне видится, больше возможностей добиться правды. Пусть даже одной минуты правды, но безусловной.

— Но у вас есть успешный опыт кинорежиссуры…

— Режиссер все равно должен сидеть на месте, чтобы смотреть в монитор или, точнее, возвращаться к монитору. А я не могу вот так на месте, трудно мне это — на одном месте и все контролировать. В ролях меня увлекают не только интересный характер, хороший материал, но и динамика. Незабываемое ощущение, когда я управлял гоночным паровозом в фильме «Край»! В фильме «Папа», где я был режиссером и играл, очень трудно удавалось совместить две профессии.

— Ваш учитель Олег Табаков на вопрос «Ваш любимый роман?» без раздумий отвечает: «Мастер и Маргарита». Почему вы отказываетесь от участия в экранизациях романов Булгакова? Сергей Снежкин предлагал же вам роль Мышлаевского из «Белой гвардии».

— Съемки «Белой гвардии» не совпадали с моим временем, и только. Но я тоже очень люблю Михаила Булгакова. Владимир Бортко звал меня на одну из ролей в экранизации «Мастера и Маргариты», но тогда тоже не получалось по срокам.

— Согласитесь, что людям интересно узнать о жизни своего любимого артиста. У вас есть какая-то связь с фанатами?

— Связь у меня есть. После каждой новой роли, как это было с фильмом «Кандагар» и другими, я даю интервью, правда, немного, но даю, где подробно рассказываю о своей работе. Раньше я довольно часто рассказывал о своей личной жизни, потом перестал. Возможно, через какое-то время у меня вновь появится желание поделиться с людьми посредством прессы своими радостями част-ного характера, а может, никогда не появится. Я не делаю того, чего не хочу. Не люблю давать интервью не по делу, а сейчас все естественно — премь-ера нового фильма «Край». Я же пообещал.

— Вы производите впечатление колючего мужчины, хотя второй раз мы с вами беседуем, и я вижу другого Машкова — доброго, внимательного и очень деликатного.

— Зачем с девушкой быть колючим?!

— Говорят, что Владимир Машков умеет гипнотизировать людей, подчиняя их волю своей, это так?

— Было бы здорово — вот так, с помощью одного гипноза добиваться каких-то целей, но — увы! Я не гипнотизер, а актер.

Наше досье

Владимир Машков родился 27 ноября 1963 года в Туле.

В 1990-м окончил Школу-студию МХАТ.

Дебютировал в кино в 1989-м, снялся более чем в 30 картинах, среди них «Олигарх» (2002), «Ликвидация» (2007), «Канда-гар» (2010). Режиссер фильмов «Сирота казанская», «Папа». После успеха фильма Павла Чухрая «Вор» (1997) был приглашен работать в Голливуд.

Дочь от первого брака с актрисой Еленой Шевченко — Мария Машкова. Женат в четвертый раз на актрисе Оксане Шелест. Народный артист РФ (2010).

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3593
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3337
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

Роман о «грязном мире российской олигархии», который написала Риз Уизерспун, попал в топ бестселлеров The New York Times

Труд
Откуда Риз известны реалии Рублевки, звезда «Блондинки в законе» не уточняет. Фото: Giada Papini Rampelotto/EuropaNe, globallookpress.com

Обладательница премии «Оскар» Риз Уизерспун совместно с автором детективов Харланом Кобеном написала роман. Главная героиня — военный хирург Мэгги Маккейб. Ее муж погибает, сама она из-за ошибки лишается медицинской...

В свет вышла книга-исповедь журналиста Евгения Широкова

Анатолий Журин
Труд
Евгений Широков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редко кому удается в таких подробностях сохранить в памяти события, свидетелем которых тебе выпало быть за 65 лет служения своему делу. У моего старшего товарища, журналиста от Бога Евгения Широкова это получилось....

Разговор с Марией Кирилловной Лавровой - о профессии, родителях и жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото: Yury Pilipenko, globallookpress.com

Фамилия Лаврова обязывает и дисциплинирует, с ней невозможно халтурить ни на сцене, ни в жизни, считает продолжательница династии, дочь прекрасного актера Кирилла Лаврова. Сама Мария Кирилловна — заслуженная...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Volkmar Heinz, globallookpress.com

Эти чудеса рядом с нами. Кажется, только руку протяни — и вот они, возникшие из памяти, из детских ощущений, которые и спустя десятилетия не выцветают, не утрачивают запахи и звуки. Многие громкие...

Культура 19:01 / 06 Декабря 2025 2977
Куда смотрят женщины?

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории

Труд
Среди любимчиков наших зрительниц - герой Павла Прилучного в сериале «Жизнь по вызову». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Онлайн-кинотеатр KION накануне Дня матери попытался выяснить предпочтения женской составляющей аудитории и, в частности, то, как они меняются с возрастом и какие фильмы и сериалы чаще всего попадают в повторные...

Андрей Николаевич приступил к созданию своей радиостанции

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Пожалуй, за долгие годы измерений телесмотрения компанией «Медиаскоп» такой случай встречается впервые. Вот уже который месяц подряд на верхних строчках лучших передач среди всех зрителей оказываются только два проекта....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?