На прошлой неделе в Суздале прошел самый крупный в России фестиваль мультипликационных фильмов. Победителем стал мультфильм молодого режиссера Анны Будановой «Среди черных волн» о девушке-тюлене, сделанный по мотивам северной легенды. Призами были отмечены мультфильмы «Джони-Бони-Бо» Е. Скворцовой, и «Два трамвая» С. Андрияновой – оба снятые по стихотворениям (Эдварда Лира и Осипа Мандельштама).В последний день фестиваля по центральной улице Суздаля прошел так называемый «парад Винни-Пухов», в конце которого рисованные изображения этого персонажа были запущены в небо на воздушных шариках – таким необычным образом фестиваль отметил 100-летие со дня рождения автора мультяшного Винни-Пуха, известного аниматора Федора Хитрука.
Корреспондент «Труда» взял интервью у президента фестиваля, режиссера-аниматора Антона Дьякова:
– Как вы пришли в анимацию?
– Я получил художественное образование – так совпало, что я человек рисующий и люблю кино. Много лет работал в рекламе, но в какой-то момент она мне надоела, и я сделал такой рискованный прыжок в анимацию, и последние 6-7 лет только ей занимаюсь.
– Это приносит заработок?
– Я ни с чем свою работу не совмещаю. Когда поступал в студию, один из мастеров спросил, готов ли я вести нищенский образ жизни ради искусства. Но я вижу, что анимационная индустрия развивается и здесь есть спрос на людей, которые что-то могут: художники, режиссеры, мультипликаторы – люди страстные и не случайные. В анимации много рутины и случайные люди здесь не задерживаются.
– Как вы стали президентом фестиваля?
– Президентом становится автор мультфильма, собравшего наибольшее число зрительских симпатий. Поскольку мой фильм «Питон и сторож» оказался этим победителем в прошлом году, я был выбран на эту почетную должность.
– Сделать анимационный фильм – дело долгое по времени. Если 10 минут игрового фильма снимают за 10 дней, а то и меньше, то сколько времени уходит на мультфильм?
– В среднем, на 10-минутный фильм уходит 8-10 месяцев или даже год. Но это авторское кино. В коммерческом, сериальном производстве, где все отлажено, можно делать два-три 5-6 минутных эпизода в месяц. Когда появилась техника 3D, была иллюзия, что все можно будет делать быстрее. На самом деле, оказалось, нет – на полнометражный фильм известная американская студия Pixar тратит 2-3 года.
– В титрах анимационного фильма мы видим режиссера и художника-постановщика. Чем отличаются их функции?
– Режиссер – это, как правило, автор идеи, художник-постановщик воплощает ее в жизнь. На авторских проектах часто эти роли совмещает один человек – режиссер, он же и художник. Или надо найти своего художника, близкого тебе по манере изображения.
– Почему вместо термина мультипликация сейчас чаще используют термин анимация?
– Этому способствовал известный аниматор Федор Хитрук, режиссер мультфильмов про Винни-Пуха и многих других. Кстати, в этом году мы отмечаем столетие со дня его рождения. Когда в 60-70 годы наша мультипликация поехала на международные фестивали, на Западе был уже принят термин «анимация», что в переводе означает «одушевление», процесс, где как бы участвует душа, тогда как слово«мультипликация» (умножение) ассоциируется просто с повторяемостью некоего действия. Хитрук до 45 лет работал художником-мультипликатором на студии и знал эту профессию как никто. Ему больше понравился термин анимация, и с его руки он вошел в обиход.
– Говорят, что Хитрук пришел в анимацию, когда увидел в 1935 году на 1-м Московском кинофестивале диснеевские мультфильмы.
– Да, и Сталин тогда их увидел и приказал основать студию «Союзмультфильм».
– А потом Хитрук в 60-е годы «сломал» диснеевский стиль, отошел от него и стал делать свое.
– Да, тогда вообще в Европе взрыв произошел феноменальный, например, загребская анимация, яркие художники, которые вообще были антиподы Диснея в своей эстетике. Они показали, что мультфильмы могут выглядеть как угодно.
– А почему именно в Загребе это случилось?
– Ну, это вопрос. Вот такая там была ситуация, так все сошлось. Наверное, не без поддержки социалистического государства и бюджета.
– Студия «Союзмультфильм» сейчас на подъеме?
– Под руководством талантливого Михаила Алдашина студия сделала несколько хороших мультфильмов, получивших призы на зарубежных фестивалях. Но сейчас вместо него пришел другой руководитель. К лучшему это или нет, пока неясно. Пока доделываются проекты, запущенные при Михаиле.
– Кроме «Союзмультфильма» у нас есть еще несколько студий?
– Да, более десятка, и они все представлены здесь на фестивале.
– Авторы сценариев анимации – это детские писатели?
– Не всегда. Чтобы писать для анимации, надо чувствовать условность этого жанра, иметь визуальное ощущение движения, и это далеко не у всех есть. Поэтому зачастую режиссеры становятся соавторами сценария, поскольку чувствуют форму.
– Например, Светлана Андрианова, автор мультфильма «Два трамвая» отталкивалась от иллюстраций детской книжки.
– Да, мне очень понравился этот мультфильм, очень красочные персонажи. Оказалось, что с таким негибким объектом как трамвай можно показать такую душевность и пластичность.
– Прежняя анимация, когда вручную много рисовали, ушла в прошлое с появлением компьютера?
– По сути процесс остался тот же самый, только все происходит на компьютере. Хотя можно делать гибриды – рисовать сначала на бумаге, потом сканировать, делать остальное в компьютере. Лично я – поклонник компьютера. Если бы я делал все на кальке, то, может быть, до сих пор рисовал бы свой мультфильм. Но есть те, кто не приемлет компьютер, рисуют от руки, они считают, что живые материалы имеют свой флер.
– Авторская и коммерческая анимация несовместимы?
– По-моему, это заблуждение. Я считаю, что второе вытекает из первого. Но с другой стороны, не всякий авторский мультфильм может понравиться широкому кругу зрителей.
– Ну вот Винни-Пух - это же авторское кино.
– Советская ситуация была вообще уникальна: два с половиной канала на всю страну. Не было борьбы за аудиторию. Было много анимации разной, хорошей и ужасной, и показывали все. Главное было пройти цензуру, худсовет – и тогда зрительская аудитория была обеспечена.
– Некоторые родители говорят, что стараются воспитывать детей на советских мультфильмах, потому что они лучше современной американской продукции.
– Я думаю, что воспитывают не мультфильмы, а пример родителей. Не стоит возлагать на анимацию воспитательную функцию. Кроме того, советская анимация была, в основном, бесконфликтной. И я не уверен, что эти бесконфликтные мультфильмы соответствуют нынешнему миру, в котором мы живем.
– Вы больше любите рисованные мультфильмы или кукольные?
– В рисованной анимации ожидание чуда более обостренное, ты не знаешь, как поведет себя герой, а кукла – она уже готовый объект, физический, и здесь меньше этого ожидания чуда, хотя бывают и кукольные мультфильмы прекрасные, где эффект сопереживания очень большой – например, «Варежка» был такой очень трогательный мультфильм, или тот же «Чебурашка».
– Приезжая на Суздальский фестиваль, вы ждете каких-то открытий или новых имен?
– Конечно. Ради этого мы и едем сюда, чтобы увидеть что-то новое, узнать, что делают твои коллеги, или наоборот, понять, как не надо делать.
– А в какой программе бывает больше открытий – в конкурсной, внеконкурсной, дебютной, студенческой?
– В последнее время больше открытий происходит в студенческой и дебютной программах.
– Победа на фестивале помогает карьере автора победителя?
– Да, конечно. Одобрение профессионального круга вообще дает какую-то немыслимую энергию.
– Где можно увидеть новые мультфильмы, кроме фестивалей?
– В кинопрокат время от времени выходят сборники анимации. Детские мультфильмы показывают специальные телеканалы типа «Дисней» и «Карусель». На интернет сейчас больше всего надежды.
