Главная Культура 00:04 24 Июля 2020 3080
Александр Архангельский: Творцов сегодня хватает - мало больших идей

Журналист и писатель рассказал «Труду» о секрете долгожительства программы «Тем временем. Смыслы», а также где новые Толстые и Достоевские

Дарья Ефремова
Для Александра Архангельского идеи и смыслы важнее трендов и моды. Фото Анны Даниловой

Журналиста и писателя Александра Архангельского можно считать долгожителем на отечественном ТВ: его передача «Тем временем. Смыслы» на канале «Культура» выходит уже почти 20 лет, оставаясь образцом интеллектуального телевидения даже во времена, когда само это словосочетание кажется немыслимым. В чем секрет такого долгожительства? Безвозвратно ли канул «золотой век» ТВ? Придут ли в нашу жизнь новые Толстые и Достоевские? На эти непростые вопросы Александр Николаевич ответил «Труду».

— Предлагаю разговор начать с вашей новой книги «Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим». Чем так привлекательна личность этого человека? Вот и образ главного героя недавнего фильма Андрея Смирнова «Француз» навеян биографией Жоржа Нива.

— Во-первых, мы с Жоржем давно знакомы. Во-вторых и в-главных, это человек яркой судьбы, которая обращалась с ним не слишком ласково, но сквозь суровость обстоятельств в нем неизменно проступал его светлый внутренний мир. Недаром он цитирует Вячеслава Иванова о двух легких, которыми должно дышать человечество, — собственно Европа и Россия. И одна из трагедий XX века заключена в том, что, оказавшись отрезанным от России, Запад со своим одним легким стал задыхаться. Вот откуда интерес Жоржа к России.

В фильме Андрея Сергеевича много подлинных биографических деталей: жизнь в только что построенном общежитии МГУ, донос, написанный соседом по комнате Колей, влюбленность в русскую девушку — ею была Ирина Емельянова, дочь подруги Бориса Пастернака Ольги Ивинской. На этом, впрочем, сходство кончается — режиссер заострил сюжет, сделав своего героя коммунистом и отправив на поиски пропавшего русского отца...

В гостях у героя новой книги - филолога-слависта Жоржа Нива. Эзри, Франция. Фото Татьяны Сорокиной

Реальный Жорж Нива приехал в СССР в 1956-м сразу после XX съезда КПСС благодаря заключенному нашими странами договору о культурном обмене. Только что закончилась эпоха сталинизма, люди начали открывать для себя вкус свободы, хотя тоталитарная психология никуда не делась. Жоржу повезло попасть в пастернаковский круг. Один из самых трогательных эпизодов книги: 65-летний поэт исповедуется юному студенту о своих запутанных отношениях с официальной супругой и Ольгой Ивинской, раскаивается, что сделал социально несчастными обеих женщин: Жоржу Нива удалось войти в плотные слои советской атмосферы и установить связь с великими людьми, сумевшими остаться собою, будучи под колпаком. Важный посыл нам сегодняшним. Знающим, что снятие одних колпаков вовсе не гарантирует, что не появятся новые.

— Вас знают как бессменного ведущего передачи «Тем временем. Смыслы» на канале «Культура», на мой взгляд, эталонной по вкусу и композиции. С чего все начиналось и как удалось сохранить программу на протяжении без малого 20 лет?

— Спасибо за такую оценку. Но передачу придумал не я, а когда меня в нее позвали, она откровенно разваливалась. Ведущие менялись, какое-то время ее вел замечательный писатель Александр Кабаков, были и другие талантливые люди, но почему-то не срасталось. Вот руководство и решило: поставим кого угодно. У меня опыта на телевидении никакого — я «известинец», да и позвали в конце сезона: полтора месяца побултыхаешься, а там, если что не так, закроем.

Но вопреки всему передача задышала. Мы взяли за образец европейские телеформаты. Например, Бернара Пиво, делавшего литературную программу «Апостроф», которую смотрела вся Франция. Или Марселя Райх-Раницкого, утвердившего новый тип интеллектуального разговора на ТВ о литературе.

С самого начала решили держаться подальше от политики. Даже не из цензурных соображений, а из стилистических: в конце 90-х она и так звучала отовсюду. На ТВ не нужно стремиться заинтересовать сразу всех — важно найти свою аудиторию. Кажется, это нас и спасло. Совсем без политики, конечно, не обходилось, но, к счастью, она не выходила за пределы фона.

— На рубеже столетий российское телевидение переживало расцвет. Вся страна смотрела «Взгляд», «Намедни», «Музыкальный ринг». Сложно было конкурировать?

— Конечно! Аналогов этих программ не существовало в мире. Жанр выкристаллизовался из освободившегося от цензуры чопорного советского ТВ. Очень яркие, мощные, неповторимые перестроечные передачи. В полном смысле слова авторские, строящиеся на индивидуальной харизме ведущего.

— Что же они все исчезли?

— Телевидение — производное эпохи. Оно может ей сопротивляться, от нее уклоняться, идти наперерез, но быть независимым не может. Возьмем, к примеру, «Взгляд». Очень неглупое комсомольское руководство перестроечных лет позволило креативным ребятам реализовываться. Листьев и Любимов отлично выполняли свою часть работы, но на самом деле «музыку заказывал» зритель. Его интересы. Всех тогда волновали корневые вопросы — кто мы, откуда и куда движемся. Под эту повестку оставалось лишь придумать формат. Кстати, популярный впоследствии «Прожекторперисхилтон» был пародией на те перестроечные программы. Но потом и он закрылся.

— Почему?

— Время пародий тоже ушло. Но сначала ушло время расхристанной взглядовской вольницы. В 90-е в эфире возобладали строгие аналитические программы. К ним присоединились ток-шоу. Причем американского образца, который был уже знаком благодаря передачам Фила Донахью — с кучей народу в кадре, шумом, скандалами, топаньем ногами.

Эстетских передач не может быть много. В любую пору это штучные вкрапления: «Антропология» Дмитрия Диброва, проекты Александра Гордона, «Школа злословия» Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой. Уж не говорю о таких грандиозных проектах, как «Намедни» Леонида Парфенова. Очень жаль, что его программ больше нет, этот человек рожден для телевидения.

— Что вообще происходит с нашим ТВ, ставшим, по мнению многих, выхолощенным, крикливым, идеологизированным?

— Это глобальный процесс. Думаю, телевидение потеряло свою основную аудиторию — людей, которые были готовы нажать кнопочку и смотреть все, что предлагается. Теперь людям жалко времени — они смотрят не канал, а программу. И программы эти оторвались от телевизионной площадки. Юрий Дудь собирает такое количество просмотров, которого было бы достаточно для самого масштабного телепроекта. Но зачем ему бесконечные переговоры с администраторами, продюсерами, рекламщиками, если в интернете можно обойтись без них?

— «Ютьюб» составляет серьезную конкуренцию телевидению?

— Разговорному — точно. У Сети свои недостатки, но огромное преимущество: команды сами решают, какую стратегию им выстраивать. Дудь, например, начинал с обсуждения такого важнейшего вопроса, как размер члена у какого-то ведущего. Захватил любопытствующих — и повел туда, куда счел нужным. Точно так же в 90-е Людмила Улицкая начала с темы несчастной любви и криминальных абортов, привлекла любительниц сентиментального жанра и повела за собой в серьезную философскую и социальную проблематику.

— Вы начинали как критик, потом с этим завязали. Почему?

— Критик — профессия для молодых, злых и голодных. Тех, кто питает иллюзию, будто они управляют литературным процессом. А как только станет ясно, что ничем ты не управляешь, пора уходить. Тут в точности как с профессией новостника — в ней нечего делать убеленным сединами. В бытность критиком, когда приходилось читать книги по обязанности и до конца, я чуть не разлюбил чтение. Зато когда бросил, вновь полюбил читать. И сейчас мне кажется, что с современной русской прозой все обстоит очень неплохо.

— Например?

— Каждый год выходит по доброму десятку книг, которые стоит прочесть. Бывают масштабные тексты — от романа «Асан» Владимира Маканина до «Каменного моста» Александра Терехова, от «Современного патерика» Майи Кучерской до книги Дмитрия Быкова о Пастернаке — это все уже само стало историей литературы. Из того, что создается здесь и сейчас, на меня произвела большое впечатление книга Петра Алешковского «Секретики» — лирическая, автобиографическая. Очень важный для этого писателя этап. Открытием стал роман Тимура Кибирова «Генерал и его семья» — совсем не то, что обычно с полупрезрением называют «прозой поэта». А если говорить о молодом поколении, вспоминается невероятно живая «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой, вышедшая пару лет назад и номинированная на «Большую книгу». Очень жаль, что ее той премией «обнесли».

Из совсем нового, не всегда совпадающего с моими вкусами, но тем не менее яркого — книжка Игоря Савельева «Как тебе такое, Iron Mask?» — детективный, намеренно грубовато написанный текст. Собираюсь прочитать нового Сенчина, роман «Петля» — на остро актуальную тему, скорее журналистскую, чем писательскую, но всегда интересно, когда автор выходит из своих привычных рамок.

— Как относитесь к расхожему сетованию: где новый Толстой, Достоевский, Чехов?..

— А вы почитайте, что писали о Толстом современники, например Вяземский. Клеймили «ниспровергателя старой этики». Достоевского вообще считали больше журналистом, чем прозаиком. Поколение Ахматовой говорило через губу о Чехове, для них он своенравный дерзящий старик: Творцов сегодня хватает — мало больших идей. Некоторые пытаются догнать западную мысль, от которой мы реально отстали. Но Толстой и Достоевский пришли на Запад своим, русским путем, не пытаясь соответствовать, они говорили о том, что для них важно. И через них это вдруг стало важным для всего мира.

— А могут ли быть сейчас эти самые прорывные идеи? Такое впечатление, что все в них разочаровались.

— Так ведь и идеи появляются, когда человек задумывается о реально важном для него, а не о том, что в тренде и на что спрос.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11534
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7237
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6911
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6121
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6045
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?