Главная Работа 22:48 24 Октября 2015 3247
Скорость, дальность, высота

На крыльях мечты создатель знаменитых «Илов» Генрих Новожилов долетел до 90 лет

Анатолий Журин

Мало кому удается сохранить бодрость, ясный ум и желание творить на рубеже 90-летия. У выдающегося авиаконструктора, академика и дважды Героя Соцтруда Генриха Новожилова это получилось. Создатель многих знаменитых советских пассажирских и транспортных самолетов семейства «Ил» каждое утро приходит в здание на Ленинградском проспекте, где располагается «Авиационный комплекс им С.В. Ильюшина». Он 35 лет возглавлял знаменитое КБ, а сегодня занимает скромный кабинет с табличкой «Главный советник генерального конструктора». Эти советы дорогого стоят, потому что нет более авторитетного человека среди российских авиаконструкторов. Во вторник, когда юбиляр будет принимать поздравления коллег и давать интервью перед телекамерами, здесь будет не протолкнуться.

Генрих Васильевич принял в своем кабинете корреспондента «Труда». За столом, над которым красовались макеты серебристых машин, создатель знаменитых лайнеров открыл свой секрет успеха и творческого долголетия. Оказывается, все просто: надо иметь мечту и, что бы ни случилось, не изменять ей в течение жизни. А он мечтал о небе.

— Я в школе очень хотел стать военным летчиком, как и многие мои сверстники, — вспоминает Новожилов. — Но не сложилось: не прошел комиссию по здоровью. Пришлось выбирать другой путь. В 1948 году я уже с дипломом МАИ переступил порог ОКБ, чей Ил-2 наводил ужас на гитлеровцев. Это была судьба. Хотя тогда, конечно, еще не знал, что создавать мне придется не штурмовики и истребители, а самолеты для гражданской авиации.

— Генрих Васильевич, однажды вы обронили фразу, что конструктор живет по особым законам: тело может быть где угодно, а голова всегда в рабочем кабинете.

— Мой учитель Сергей Владимирович Ильюшин говорил: «Ребята, вы ничего путного не добьетесь, если работаете только от звонка до звонка». А еще вспоминал, как знаменитому авиаконструктору Олегу Антонову однажды приснилась деталь стабилизатора. И он прямо ночью бросился к чертежному столу и начертил деталь, над которой ломали голову сотрудники КБ.

— Кстати, как складывается ваш рабочий день в столь почтенном возрасте?

— Так же, как и десять или двадцать лет назад. Поднимаюсь без двадцати восемь, завтракаю и отправляюсь на службу. Там общение с коллегами, решение насущных вопросов, непосредственное исполнение обязанностей советника — подготовка писем и рекомендаций. А еще масса общественных дел. Я действительный член Российской академии наук, президент Академии авиации и воздухоплавания, участвую в Клубе авиастроителей — есть такая организация. В общем, скучать не приходится. Если вдруг приходится уйти раньше, не покидает чувство, что чего-то не доделал.

— К вашим рекомендациям и советам прислушиваются?

— Слава богу, да. После моих замечаний и предложений конструктивное обсуждение обязательно имеет место. Вот недавно разработал рекомендации по новой машине Ил-96-400Т. И еще по самолету Ил-86, он на нижней палубе сможет перевозить до батальона.

— Это все заказы для Минобороны. А как самолеты для гражданской авиации? Есть вообще надежда, что они сегодня кому-нибудь понадобятся?

— Приходится только гадать, есть ли сейчас желание возрождать отечественный авиапром. Хотя разговоры об импортозамещении очень даже популярны. Но пока перевозчики не горят желанием заказывать российские пассажирские самолеты, за исключением «Суперджета». Ни хорошо зарекомендовавшее себя семейство Ту-204/214, ни Ил-96, ни Ил-114, ни Ил-103. Но надежда, как известно, умирает последней.

— Когда в «Аэрофлоте», несмотря на протесты экипажей, выводили из эксплуатации семь Ил-96, руководство утверждало, что лайнеры не оправдывают себя экономически.

— Их просто использовали на коротких, невыгодных и вообще несвойственных для этих машин маршрутах. А по месячному налету они не уступали никаким зарубежным лайнерам. Но вообще трагедия наших самолетов коренится в лихих 90-х, когда из-за финансовых трудностей не было даже опытной машины, на которой доводят серию до необходимых кондиций. Хотя тогдашний глава «Аэрофлота» Валерий Окулов мне говорил, что Ил-96 — поразительная машина. Она имеет первую категорию посадки ИКАО, то есть может садиться на автомате и еще так 80 метров бежать по ВПП. А сейчас ситуация такая, что дать новую жизнь этому лайнеру может только волевое решение сверху. Слишком много упущено времени.

— Бывший премьер Евгений Примаков назвал вас человеком, имеющим «не подверженное колебаниям личное отношение к прошлому и настоящему», понимающим, «что без памяти о бывшей стране не может быть будущего». Это так?

— Евгений Максимович был моим большим другом и, конечно, знал, что говорил. Несмотря на то что во многих СМИ старшее поколение еще называют «совками», к народу возвращается историческая память. Не буду вступать в спор, который наверняка проиграю, но во времена СССР считалось само собой разумеющимся, что зарплату надо зарабатывать. А такой алчности, такого психоза по поводу шальных денег не было никогда.

Я был типичным представителем номенклатуры — член ЦК КПСС, делегат съездов. И что в итоге имел? Возможность трудиться не покладая рук. По служебной линии мне доводилось общаться с десятками областных руководителей. Никогда и нигде я не видел показушной роскоши, которая просто режет глаз дворцами на Николиной Горе или в Барвихе. А кому мешали пионеры, комсомол? Из них вышел цвет страны: изобретатели, космонавты, летчики-испытатели...

— Случались в жизни события, резко изменившие вашу судьбу?

— Однажды резко изменило судьбу исходившее от Ильюшина предложение возглавить парторганизацию ОКБ. К счастью, сам же генеральный, чтобы я на партработе не потерял профессиональную форму, регулярно приглашал меня на все технические совещания. Поэтому я особенно не удивился, когда в сентябре 1958 года он назначил меня замом главного конструктора по Ил-18. Это был новый горизонт, и опыт приходилось набирать по ходу. Я на всю жизнь полюбил эту машину еще и потому, что она успешно трудится и до сих пор, на ее базе сделаны противолодочный Ил-38, самолет-разведчик Ил-20, Мясищев на его базе создал Ил-22. А еще недавние разработки — самолет Ил-38 — для индусов модификации «Морской змей», а для наших ВВС — «Новелла».

— Перед юбилеем принято подводить промежуточные итоги...

— Вы хотите спросить, что я сделал особенного? Отвечаю: Ильюшин возглавлял ОКБ 37 лет, Новожилов- 35. Для меня как преемника самым важным было сохранить высокую работоспособность коллектива. Хотя понимал, что никоим образом не должен слепо следовать стилю учителя. Всегда считал, что генеральным конструктором должен быть человек, уже создавший нечто свое, особенное. Но мы даже смену поколений проводили предельно бережно, постепенно меняли структуру управления.

— То есть традиции берегли, не рубили с плеча?

— Ни в коем случае! Сохранили даже традицию, над которой конкуренты иронизировали. ОКБ было создано 13 сентября 1933 года, но ни Ильюшин, ни я никогда 13 числа не подписывали полетный лист на новую машину. А сама эта церемония совершалась на капоте черной «Волги». Так было с Ил-18, потом с Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и другими машинами. Такой своеобразный символ веры в удачу.

— Семья всегда была вашим надежным тылом?

— В своей личной жизни я всем обязан двум женщинам — матери Ираиде Ивановне и супруге Людмиле Ивановне. Это счастье, когда ты с радостью идешь домой. Причем никогда не слышишь упреков за как всегда позднее возвращение с работы.

Еще я очень рад, что сын пошел по моим стопам. Некоторое время он трудился на американской фирме «Пратт энд Уитни», прошел хорошую школу маркетинга, сейчас работает в ЦАГИ. Большим начальником не стал, но ни я, ни он сам перед собой такой задачи не ставили. Так что сейчас вся надежда на пятилетнюю внучку Машу. Она пока учится пению в музыкальной школе, но, может быть, с возрастом даст себя знать наследственная конструкторская жилка?

— Вы можете себя считать счастливым человеком?

— Счастье — понятие многомерное. Но для мужчины особенно важно заниматься любимым делом и работать среди единомышленников, которые тебя понимают. Мне кажется, что за без малого 70 лет службы в ОКБ я не подводил коллектив, а он всегда поддерживал меня. Ну и, конечно, семья, которая всегда разделяла мои успехи и неудачи...

— За плечами долгая и богатая событиями жизнь, которой наверняка завидуют многие. У вас, наверное, есть рецепт сохранения бодрости и долголетия?

— Лет шестьдесят назад я дикарем отдыхал в Гаграх, где познакомился со знаменитым авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым и не менее знаменитым создателем двигателей Александром Александровичем Микулиным. Каждый день они сражались на корте, как заправские мастера. Так вот Микулин, будучи уже тогда в солидном возрасте, всерьез интересовался проблемой продления жизни. Однажды после игры он поделился своей теорией. Сказал, что тело человека представляет собой электролитический конденсатор, так как по нему циркулирует электролит — кровь. Кости, органы, кожа — это все оболочка. В результате циркуляции крови скапливается электростатический заряд. Раньше люди ходили босиком, и этот заряд стекал в землю. А городскому жителю, считал Микулин, для разрядки надо «заземляться», скажем, на батарею центрального отопления. Открою вам секрет, что я это периодически делаю. И ничего — как видите, дожил до 90 лет.

— Недавно в прессе сообщили, что французы намерены создать новый «конкорд», способный преодолеть расстояние от Лондона до Нью-Йорка всего за час. Что вы об этом думаете?

— Вся история авиации — это постоянная борьба за скорость, дальность, высоту. При этом приоритет отдается скорости. Военная авиация летает на сверхзвуке, ведется работа и над достижением гиперзвука. И я абсолютно уверен, что сверхзвуковые и гиперзвуковые пассажирские лайнеры обязательно появятся.

— У них или все-таки у нас тоже?

— Сегодня я не знаю, что вам на это ответить. Хотя в ЦАГИ работают над гиперзвуком и, надеюсь, сверхзвуковые гражданские самолеты все же появятся. Очень плотно сверхзвуковыми бизнес-самолетами, правда, за рубежом, в свое время занимался авиаконструктор Михаил Петрович Симонов. Какие-то результаты даже экспонировались на выставках, но дело не продвинулось. Между тем сегодня многие бизнесмены заявляют, что обещают при появлении летательных аппаратов на сверхзвуке за ценой не постоять.

Но вообще эту тему я бы сформулировал так: спрос на скорость транспортировки пассажира, особенно на дальние расстояния, имеется. А потому конкуренция конструкторской мысли и конструкторских школ в этом направлении будет только нарастать. Вся проблема в обеспечении при этом приемлемой стоимости полета. Проекты сверхзвуковых Ту-144 и «конкорда» оказались для своего времени слишком затратны. Но я уверен, что наступят другие времена и они возродятся уже на новом витке технического прогресса.

Грядет «революция зарплат». СВО исчерпала готовность россиян к дешевому труду

Александр Киденис
Труд
На фронте СВО средний заработок российского бойца можно оценить в 600-800 тысяч рублей в месяц. Фото: Никита Цицаги/news.ru, globallookpress.com

В канун Первомая в Москве состоялось первое заседание Общественного совета президентской образовательной программы «Время героев» для участников и ветеранов спецоперации. Напомним, что программа создается на базе...

Доклад необходимо представить до 1 мая, далее – один раз в квартал

Фото: Kremlin Pool/via, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поручил регионам в приоритетном порядке направлять на зарплаты медикам средства, полученные через обязательное медицинское страхование (ОМС). Об этом сообщает пресс-служба Кремля в перечне поручений. «Рекомендовать...

Власти неспешно начали реагировать на трагедию в «Крокус Сити Холле». Но удастся ли при такой политике предотвратить новые угрозы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Нас убеждают: мигранты - наши трудовые помощники, без них Россия никуда. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

На дорогах в Москве усиленные наряды полиции. Сообщения в СМИ и ролики в Сети свидетельствуют о том, что многие мигранты спешно покидают Россию до лучших времен. В Госдуме на рассмотрении находятся...

Неужели «неправильная» экономика и социальная несправедливость лечатся только революциями? Или труд бывает сильнее капитала?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Не секрет: нехватка рабочих рук в России идет по нарастающей. Одна из причин — людям элементарно недоплачивают. Справедливой зарплатой, по мнению экономистов, сегодня можно считать 150-200 тысяч рублей в месяц....

День работника электронной промышленности будет отмечаться ежегодно в первое воскресенье октября

Фото: Ingram Images, globallookpress.com

В России учредили новый праздник — День работника электронной промышленности. Об этом сообщает пресс-служба правительства РФ. Согласно подписанному премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным постановлению, праздник будет отмечаться ежегодно...

Жители Москвы начали публиковать заявления о готовности занять беседку для шашлыков за деньги

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Люди, готовые за деньги занять беседку для шашлыков, активизировались в Москве с приходом весеннего тепла. Об этом свидетельствуют данные сайта по продаже и покупке вещей и услуг «Avito». Стоимость услуги начинается от 300-400...

Наиболее разрушительными для здоровья оказались «свободный режим» и ненормированные смены 

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Американские ученые подвели промежуточные итоги исследования режимов работы и их влияния на здоровье людей, которое длилось три десятилетия. Исследование началось еще в 1979 году; к своей работе исследователи привлекли 12,5 тысяч добровольцев,...

Им предлагается запретить менять в России место жительства, управлять транспортом, приобретать имущество и вступать в брак

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На рассмотрение депутатов Государственной думы внесен законопроект, предлагающий ввести новый режим высылки нелегальных мигрантов с усилением контроля. Документ размещен в базе данных нижней палаты парламента. Законопроектом предлагается дополнить...

По данным ведомства, в Москве более 100 тысяч доставщиков на велосипедах и самокатах

Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В Москве введут единый стандарт работы курьеров. Как сообщает «Ведомости», об этом заявил вице-мэр и руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. «Для самих...

Причина – «ненадлежащий контроль» за проведением экзаменов по ряду дисциплин для иностранцев

Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

От занимаемой должности освобождена ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства образования и науки РФ. «Наталья Сергеевна Трухановская...

Ранее Дмитрий Песков рассказал, что Путин, находясь на главном государственном посту, работает практически круглосуточно

Фото: www.kremlin.ru

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков ответил на вопрос, имеет ли женщина шанс стать президентом России. В беседе с журналистами он отметил, что Конституция нашей страны никак не ограничивает права россиянок в этом вопросе. В...

Документ предписывает уволить солдат, матросов, сержантов и старшин, чей срок службы по призыву истек

Фото: Elena Mayorova, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве в вооруженные силы с понедельника, 1 апреля, по понедельник, 15 июля. Об этом сообщает пресс-служба официального интернет-портала правовой информации. «Руководствуясь Федеральными...

По словам Игоря Краснова, первоначально обращения касались недостатка обмундирования или невыплаты денежного довольствия

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов заявил, что в ведомство поступают сигналы о нарушении прав участников спецоперации (СВО), их немало, в последнее время много обращений по задержке с выплатами после ранений. Об этом сообщает журналист Павел...

В ближайшие годы отечественной экономике придется жить с серьезным дефицитом кадров, предупредил глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин, выступая в четверг, 4 апреля на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России, сообщил, что в ближайшие годы отечественной экономике придётся жить с ощутимым дефицитом кадров. Для его преодоления,...

В ближайшие полгода приезжие не смогут заниматься образовательной деятельностью, производством еды, рыболовством, оптовой торговлей 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Крым вводит полугодовой запрет на работу мигрантов на основе патентов в 35 сферах экономической деятельности. В частности, приезжие не смогут в ближайшие месяцы заниматься образовательной деятельностью, производством пищевых продуктов, рыболовством,...

Ранее СМИ сообщали, что в ночь после теракта в «Крокус Сити Холле» представители различных ведомств до самого утра делали президенту доклады 

Владимир Путин в рабочем кабинете. Фото: www.kremlin.ru

Глава российского государства Владимир Путин в некоторых случаях приезжает в Кремль не с утра, а поздним вечером, чтобы не создавать в городе пробки и не доставлять лишнего дискомфорта водителям. Об этом в понедельник, 1 апреля рассказал пресс-секретарь...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?