«Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь...» — эти пушкинские строки из «Капитанской дочки» почему-то приходят на ум сейчас, когда московские улицы озарены праздничными гирляндами, а тротуары украшены зеркальными елками, в которых отражаются спешащие по предновогодним делам прохожие. В эти зеркала так и тянет заглянуть и спросить у самого себя: а что там дальше, в 2015-м? Такой же вопрос мы задали и нашим экспертам.
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Надеюсь на то, что правительство — вдруг! — начнет ориентироваться на интересы всего народа, а не продолжать руководствоваться логикой индивидуализма. Надеюсь и на то, что жители Евросоюза смогут поправить и даже задвинуть в угол тех своих политиков, которые пляшут под дудку США. Если эти два условия будут выполнены, то провозглашенный в 1864 году польским священником Валерианом Калинкой лозунг «Украина — не Россия» перестанет быть главным для официального Киева. А экономики России и Евросоюза выйдут из депрессии на новый виток развития. Причем развития не столько количественного, сколько качественного.
Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий
— Надежды — дело хорошее, но они питают юношей, а я настроен скептически. Экономический кризис будет развиваться, вряд ли улучшатся и наши отношения с Западом. Это повод задуматься не только для «пикейных жилетов» — представителям всех слоев населения придется пересматривать свои планы на 2015 год: от отпусков до повседневных трат.
Сергей Шаргунов, писатель
— Надеюсь, что в грядущем году выйдет моя новая книга. Надеюсь, что будет писаться. Пусть наступающий 2015-й станет годом собирания духа в России, а мои соотечественники будут бодрее и увереннее в своих силах.
Ольга М., предприниматель Московская область
— У меня много планов на предстоящий год. Во-первых, моя младшая окончит школу и будет поступать в мединститут. У нее на этот счет уже осознанная мечта — верю, что она сбудется. Во-вторых, надеюсь завершить эпопею со строительством дома. Осталась отделка, материалы дорожают, но я себе сказала: 2015-й буду встречать в новых стенах. И еще есть желание, но я не буду о нем распространяться, чтобы не вспугнуть. Просто очень хочу, чтобы тот человек, который недавно появился в моей жизни, стал еще роднее...
Дмитрий Быков, писатель
— Следующий год связываю с надеждами на прекращение массовых гипнозов и нормализацию телевизионных интонаций. Думаю, общество прекратит раскалываться — заставят суровые реалии кризиса. Страна, в которой при малейшем экономическом ветерке население массово скупает гречку, просто не может претендовать на мировое господство.
Валерий Леонов, директор библиотеки Академии наук (Санкт-Петербург)
— Жду большего внимания со стороны государства к науке, образованию, культуре. В частности, говорю о библиотеке РАН. Увы, так в стране сложилось, что пока первые лица не вмешаются, даже очевидные решения откладываются. Беспокоят странные отношения РАН с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО). У последнего финансы, и мы вынуждены доказывать необходимость каждой копейки. Второй год не можем достроить книгохранилище, завершение которого планировалось как раз на 2015-й. Прав был академик Леонид Андреевич Арцимович, когда говорил: в России невозможно реформировать две структуры: церковь и Академию наук! Все же государство должно больше доверять самоуправлению в ученой среде.
Игорь Николаев, профессор Высшей школы экономики, директор департамента стратегического анализа ФБК
— Наступает год ощутимой рецессии. По нашим прогнозам, ВВП снизится на 2-4%. Инфляция будет около 14%. Население в подавляющем большинстве почувствует существенное снижение уровня жизни (уже в ноябре доходы населения снизились почти на 5% по сравнению с прошлым годом). Сохранятся и фундаментальные причины для ослабления рубля: цены на нефть, внутренние проблемы, санкции. Ошибка правительства в том, что оно нацелено гасить нынешний кризис методами 2008 года — огромными денежными вливаниями. Но средств может не хватить. В 2008-м экономика резко упала и так же резко восстановилась. Сейчас другая ситуация. Нужны стратегические перемены в экономике и политике.