В старинном Тихвине при стечении едва ли не всего 60-тысячного населения города дали концерт музыканты Мариинского и Большого театров России. В их исполнении прозвучали произведения Николая Римского-Корсакова – композитора, педагога, дирижера, музыкального критика и общественного деятеля Х1Х-ХХ веков. Он родился в Тихвине 180 лет назад 6 (18) марта. Благодаря записи его отца известно точное время появления на свет будущего классика: 16 часов 53 минуты.
Именно это время стало «точкой отсчета» для открытия фестиваля музыкальных приношений «Место гения», задуманного маэстро Гергиевым и поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Музыканты и вокалисты Мариинского и Большого театров выезжают вместе со своим дирижером на родину русских гениев, где исполняют их произведения, а также участвуют в открытии музейных экспозиций, общаются с местными жителями.
В преддверии фестиваля выступил Российский национальный молодежный симфонический оркестр. Прозвучали сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», увертюра к опере «Царская невеста», симфоническая картина «Садко» и «Испанское каприччио». А на открытие – опера «Царская невеста». За пультом был Валерий Гергиев. Запланированные в программе симфонические и камерные концерты перенесены.
Сам этот фестиваль - событие для этого города в глубинке Ленинградской области незабываемое. К юбилею великого земляка здесь отреставрировали родовой дом композитора, построенный в 1801 году ещё его дедом, генерал-лейтенантом, уездным предводителем дворянства. Обновили музейную экспозицию. В парадной зале воспроизведена обстановка семьи. Стоят два рояля, один из которых, «Беккер» палисандрового дерева, прослужил композитору 30 лет. Как подчеркивают в музее, его клавиш могли касаться руки не только самого Николая Андреевича, но и Чайковского, Бородина, Мусоргского.
– Весь мир, по крайней мере, музыкальный, и совершенно точно вся Россия, в долгу перед Тихвином, где родился Римский-Корсаков. Лучшие силы Большого и Мариинского театров считают честью выступить здесь, посвятить свои выступления памяти вашего великого земляка,– обратился к публике, открывая фестиваль, Валерий Гергиев. – Это святая наша обязанность – сделать что-то для вашего города. Хотя бы потому, что Николай Андреевич обогатил мировую музыкально-театральную историю.
Следующий адрес «музыкальных приношений» – Псковщина, малая родина Модеста Мусоргского. Для жителей областного центра встречи с артистами Мариинского театра давно стали традицией. Но нынешняя – конечно, совсем особенная. Услышать грандиозную оперу «Хованщина» и оркестровые шедевры – «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» и симфоническую картину «Ночь на Лысой горе» в исполнении лучших артистов страны – праздник души для любой музыкальной аудитории, а уж тем более для местных почитателей классической музыки.
Всего в программу фестиваля «Гений места» вошло пять городов: помимо уже упомянутых, это Воткинск (где родился Чайковский), Смоленск (центр родной губернии Глинки) и Ломоносов (бывший Ораниенбаум, место появления на свет Стравинского).
За великими именами прошлого не забыты маэстро Гергиевым и знаменитые современники. Свидетельство чему – прозвучавшая в марте на сцене Мариинки-2 опера «Пиковая дама». Её исполнение труппа посвятила 85-летию Владимира Атлантова, «лучшего Германа своего поколения», как признавали и у нас, и на Западе. В «Пиковой даме» Владимир Андреевич дебютировал в Кировском (ныне Мариинском) театре. Потом был Большой. Дальше – Венская опера, Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера… Именно с Атлантовым во многом связано признание русского исполнительского стиля во всем мире.
В нынешнем спектакле (премьера состоялась в 2015 году) был задействован элитный состав исполнителей: солист Большого театра Олег Долгов, звезды Мариинского Ольга Бородина, Екатерина Семенчук, Зинаида Царенко, Алексей Марков, Ариунбаатар Ганбаатар. За дирижерским пультом – конечно, Валерий Гергиев. Сам юбиляр приехать в Петербург из Вены, где живет более 30 лет, не смог, но, как рассказали корреспонденту «Труда» в театре, поблагодарил коллектив за память.
Уходящий первый месяц весны-2024 вообще оказался для города на Неве насыщенным великой музыкой прошлого. Например, Петербургский академический симфонический оркестр под руководством дирижера Александра Титова продолжил свою постоянную репертуарную линию – обращение к музыке барокко. Во дворце Белосельских-Белозерских на Невском проспекте в исполнении этого коллектива прозвучали произведения Вивальди для гитары с оркестром. Солировал классический гитарист, лауреат множества международных конкурсов Анатолий Изотов.
Особая история связана с Торжественной мессой Бетховена: написанная композитором в 1819-23 годах, она впервые прозвучала в марте 1824-го именно в Санкт-Петербурге. Инициатором того концерта был князь Николай Голицын, большой знаток искусства. По воспоминаниям современников, исполнение Торжественной мессы в зале княжеского особняка на Невском проспекте (с конца 1940-х и поныне – Малый зал филармонии) стало событием года в тогдашней российской столице. Восхищенный музыкой, Голицын отправил Бетховену письмо: «Всё сочинение являет собой сокровищницу красот. Ваш гений опередил века. Быть может, нет пока настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться её красотой, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники». Заметим, что сам композитор ставил Мессу даже выше свой Девятой симфонии.
Более того, петербургское исполнение Мессы 200-летней давности оказалось единственным при жизни великого композитора. В Вене её сыграли гораздо позже, да и не сразу полностью.
В нынешнем же юбилейном концерте в Большом зале филармонии произведение прозвучало при аншлаге в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Петербургской консерватории. Солировали артисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Дарья Рябоконь и Александр Тимченко, а также известный бас Илья Мазуров, специализирующийся на старинной музыке. Дирижировал немецкий капельмейстер Лео Кремер, много гастролирующий в России.
– Что можно сказать об этой вершине – Торжественной мессе Бетховена? Это – космос. И своеобразный итог жизни и творчества композитора, – отметил маэстро.