
Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала, а послезавтра — в Новосибирском театре (Сибирь давно стала ее домом). Трудно ли жить с расписанными на пять лет вперед днями, как сейчас встречает русскую артистку европейская публика и что оперным вокалистам категорически запрещено? Обо всем этом Василиса рассказала без утайки.
— Василиса, за вами действительно не угнаться. Давайте по порядку: где были, над чем вы работали в последнее время?
— Не так давно завершился Сибирский оперный фестиваль Василисы Бержанской в Новосибирске, где я живу. Для меня это было очень важное и масштабное мероприятие — мой первый фестиваль! Город у нас культурный, публика образованная, приученная к театрам, но оперного фестиваля тут не было. Мне очень повезло, что мою идею поддержал лично губернатор Новосибирской области А.А. Травников. К счастью, все у нас получилось, и уже началась подготовка к следующему. А параллельно я ездила в Вену, где у меня были спектакли, и в Ла Скала. Сейчас я в Петербурге, у меня сегодня сольный концерт в Филармонии имени Шостаковича. А в Москве в зале Чайковского скоро прозвучит опера «Кармен», в которой у меня титульная роль.
Особо остановлюсь на проекте «Барокко 2.0», который был рожден на Сибирском оперном фестивале. А уже 1 мая мы представим его публике. Я много пою барокко, но мне всегда хотелось этот жанр приблизить к широкой аудитории у нас в России. И я придумала, что его можно совместить с... советской песней. Только представьте: Вивальди переплетается с Пахмутовой, Гендель — с Рыбниковым, а Глюк — с Зацепиным. Естественно, все это происходит благодаря мастерски написанным аранжировкам для барочного оркестра.
— Надеетесь таким образом приобщить к высокому искусству даже тех, кто от него далек?
— А почему бы и нет? Вполне выполнимая задача, если и музыка, и песни хорошие, понятные и близкие людям. И уже есть первые результаты! Сколько отзывов я получаю от людей, которые пришли послушать любимые песни, а следующий свой поход на концерт планируют уже на Вивальди, Генделя или Рамо. На протяжении всего концерта я делаю небольшое предисловие к каждому произведению, чтобы люди, которые далеки от музыки эпохи барокко, узнавали здесь и сейчас немного больше.
— Вы всегда хотели стать оперной певицей или вам случай помог?
— Петь мне хотелось всегда, но глобальных планов о большой сцене я не строила. Скорее просто мечтала и работала. Знаете, как это происходит: выступаешь, занимаешь места на конкурсах, куда-то отправляешься на прослушивание: И вдруг сцена, опера, и кажется, будто сама музыка тебя подхватывает и несет.
Не существует точного рецепта, как стать звездой. Мне кажется, для начала надо очень любить то, что делаешь, без чего не можешь жить. Ну и трудиться, конечно. Ведь голосовой аппарат — это те же самые мышцы, которые надо поддерживать в форме. К счастью, здоровье мне позволяет заниматься долго и целеустремленно. Часто получается так: ты утром вышла из дома, а ночью пришла — и все это время пела, репетировала, писала, читала, составляла программы:
— Что надо делать оперным артистам, я в общих чертах поняла. А чего им нельзя категорически? Есть мороженое, пить холодное вино?
— Вы знаете, тут все индивидуально. Даже у людей, которые не поют, после мороженого может заболеть горло. Да и алкоголь для артиста — не самый лучший друг. Убеждена, что для нас, вокалистов, очень важны хороший сон и постоянный тренинг. Хорошо спать, уметь восстанавливаться после перегрузок — это часть профессионального подхода к профессии. А вообще вся наша жизнь — это некие ограничения, но всего должно быть в меру: и удовольствий, и запретов.
— Вы принимали участие в большом количестве российских и международных оперных конкурсов. Какой из них вам дал путевку в жизнь?
— На самом деле это был достаточно короткий период жизни, когда я участвовала в конкурсах. Рано начала — и рано закончила, когда у меня на годы вперед появились ангажементы. Думаю, конкурсы нужны как раз для того, чтобы заявить о себе, получить первые контракты. Хотя это еще и отличный стимул, особенно для молодых.
Не могу не отметить конкурс Елены Образцовой, который мне дал в первую очередь само знакомство с Еленой Васильевной. Она стала моим наставником. Сейчас я уже знакома со многими великими артистами, но тогда была всего лишь студенткой — и вдруг искреннее внимание от великой певицы! Благодаря тому конкурсу меня заметило руководство канала «Культура» и пригласило на конкурс «Большая опера». Там мне посчастливилось провести несколько месяцев в эфирах с Еленой Васильевной, которая сидела в жюри. И, конечно, все советы Образцовой, ее наставления мною запечатлены и сохранены. А «Большая опера» определенно мне дала путевку в творческую жизнь.
— Вы немало колесите по миру. Скажите, насколько в последние годы изменилось отношение зарубежной публики к русским артистам?
— Совершенно не изменилось! Музыка — это такой прекрасный вид искусства, который способен людей объединять. Российская и европейская публика, по сути, ничем не отличаются. Все зависит лишь от того, что происходит на сцене. Чем прекрасен наш жанр? Тем, что он понятен в любой точке мира на любом языке. Я могу, например, где-нибудь в России спеть по-итальянски или по-французски — и, смею вас уверить, люди меня поймут! Точно так же и в Европе: русские оперы вызывают отклик и восторг публики. Тут работает одна мера ценностей: талант и та энергия, с какой он представлен слушателям.
— Вам приходилось петь в самых знаменитых оперных театрах. Какие постановки запомнились особенно?
— Для каждого артиста в карьере всегда памятны дебюты. Такими для меня стали выступления в Венской опере и в Ла Скала. А вскоре мне предстоит петь в Париже. Это такие вершины, на которые все стремятся попасть. Мне на самом деле повезло, я пришла в эти театры с хорошими ролями и уже достаточным опытом. В Ла Скала дебютировала в «Силе судьбы», в Вене — в «Севильском цирюльнике». В американской Метрополитен-опере тоже был прекрасный значимый дебют, в лондонском Ковент-Гардене — «Кармен». Мало попасть в театр мирового уровня — нужно еще выступить так, чтобы потом туда возвращаться. Это значит, тебя оценили и признали. Сейчас у меня уже появляются контракты на 2029-2030 годы.
— Как можно планировать жизнь на пять лет вперед? Ведь может всякое случиться — например, дети рождаются...
— Ну, дети — причина уважительная и первостепенная, тут всегда можно договориться с театром. Важно, чтобы все было в балансе, в гармонии. Я не живу по принципу: или семья, или карьера. Поверьте, все возможно делать одновременно.