Главная Культура Афиша 00:35 25 Октября 2019 676
Дело - в шляпе

В Гослитмузее открылась выставка «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль»

Анна ВЛАДИМИРОВА, обозреватель "Труда"
Фото: Государственный литературный музей

Эта выставка подтверждает истину, которую классик внушал еще почти два столетия назад: действительно, быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. Что носили авторы великих романов и поэм, из чего пили чай, в какие трубки набивали табак? Обо всем этом можно узнать на выставке «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль», открывшейся в Государственном литературном музее имени В.И. Даля.

Встречает гостей в бывшем Доходном доме Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре сам Лев Николаевич Толстой. С портрета кисти Ильи Репина смотрит старец со строгим, проницательным взглядом. Рядом, под стеклом — просторная льняная рубаха писателя, широкие холщовые штаны. Так автор «Войны и мира» одевался под старость, когда больше думал о душе, чем о моде. Однако в молодые годы красавец граф бороды не носил, зато весьма уважал элегантные костюмы. Фото юного Льва Николаевича разместились рядом с его личными вещами.

От «главного» Толстого — к его собратьям по перу: какие цвета предпочитал Достоевский, чем удивлял окружающих стиль Тургенева, когда именно атрибутами Антона Чехова стали пенсне, галстук-бабочка и трость? Перед посетителями распахиваются гардеробы знаковых авторов конца XIX — первой половины ХХ века.

Кстати, одежда отражала не только индивидуальный стиль писателя, но и борьбу идей — творческих и политических. Вспомним, как саркастично воспринял апологет желтой кофты Владимир Маяковский рязанского самородка Сергея Есенина при первой встрече, высмеяв его «босяцкий вид». Позднее, когда сам Маяковский вышел за границы футуризма, а Есенин перерос имажинизм, каждый признал гений другого и его право на собственный стиль во всем. Кстати, «шкафчик» элегантного Маяковского и стенд, посвященный Есенину, на выставке соседствуют.

Зинаида Гиппиус, как известно, одевалась нарочито эксцентрично, а Андрей Белый — подчеркнуто элегантно. Зато великая Марина Цветаева, хоть и была царицей в собственных мирах страстей и слов, любила простые ситцевые платья с широкими «крестьянскими» юбками. Одно из них — с тонкой талией, изящным воротником и маленькими пуговицами — до сих пор сохранилось в отличном качестве.

Вообще русские авторы к одежде относились уважительно. «Советский граф» Алексей Толстой заказывал костюмы у парижского портного, а нобелевский лауреат Иван Бунин советовал менее удачливым коллегам критично рассмотреть свой гардероб. Ведь явиться к издателю неопрятно и скучно одетым почти гарантировало отказ. Важны были и накрахмаленные манжеты, и портсигары, и курительные трубки. Последние могли даже иметь форму оленьих рогов или женских ног. Вообще тема курения, сегодня все более выходящего из моды, тогда была крайне актуальна и нашла на выставке отражение в рубрике «Диалог в дыму».

«Курительные принадлежности литераторов сохранились порою гораздо лучше письменных, — уверяет куратор проекта Эрнест Орлов. — Перед глазами прямо-таки явился образ этих комнат, наполненных воображаемым дымом...»

Идейным вдохновителем выставки стала генеральный директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая. Всего в проекте участвуют 17 музеев. Около трети экспонатов принадлежат богатейшему собранию Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, остальные предметы — а всего их 350 — пришли из коллекций, отделенных друг от друга сотнями километров.

P.S. Выставка «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль» продлится до середины декабря. Все это время в Доходном доме Любощинских-Вернадских будут регулярно проходить кураторские показы, лекции и круглые столы с участием историков литературы и моды.

Комментарии для сайта Cackle

Открылась выставка, посвященная древнейшей переправе через Москву-реку

Виктория Рогозинская
Труд
Акварель Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» (1901 год) считается самой достоверной реконструкцией древнего вида этой столичной достопримечательности

В Музее Москвы развернута экспозиция «Большой Каменный мост», приуроченная к окончанию капитального ремонта одного из самых знаменитых мостов столицы. Историю монументального сооружения решили не втискивать ограниченное пространство...

Спектакль «Территории» рассказал о граффити – искусстве, замешанном на адреналине

Сергей Бирюков
Труд
Написать ярко и свалить быстро – две главные заповеди граффитиста. Фото автора

Не знаю, как вам, а мне всегда хотелось узнать, что означают граффити, покрывающие, будто татуировки, заборы вдоль железнодорожных линий. Просто мазня резвящихся юнцов, у которых «гормон поет», или нечто большее? За ответом...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?