При нынешних ценах на продукты питания и товары первой необходимости средняя месячная зарплата, считает председатель Федерации профсоюзов Украины Александр Стоян, должна составлять 300 долларов в гривневом эквиваленте. А на деле в стране минимальная зарплата, установленная с 1 июня, - 118 гривен (около 22 долларов), а средняя - пока 185 гривен, т.е. в пределах 34 долларов. Даже новый размер минимальной зарплаты (преподнесенный подконтрольными СМИ как большое достижение исполнительной власти) составляет лишь 82,1% от фактического размера черты малообеспеченности. Да и эту весьма мизерную зарплату, по данным Федерации профсоюзов Украины, своевременно не получают 8,9 миллиона человек, или 65% трудящихся.
Эти цифры как-то не стыкуются с заявлением Леонида Кучмы в ежегодном послании парламенту: "По уровню жизни, - сказал он, - мы должны и можем стать новой украинской нацией". Красиво? Но при внешней задолженности 13 миллиардов долларов и все более растущей задолженности по зарплате и пенсиям - сегодня она приблизилась к 8 миллиардам гривен (или около 1,5 миллиарда долларов) - от этих слов "веет" популизмом.
Не очень убедительны и обещания правительства, призывающего "принести все на алтарь социальной политики", погасить в этом году полностью задолженность перед пенсионерами и наполовину - перед работниками бюджетной сферы. Главным источником дополнительных поступлений в бюджет, а значит, и для этих целей, должно послужить значительное сокращение льготных затрат. Еще вчера гипотетическая сумма всех льготных доплат - они выплачивались не более чем на четверть от обещанного - превышала годовой объем госбюджета. Это был, конечно, нонсенс. Однако до сих пор не ясно, за счет чего же правительству удастся поднять зарплату тем категориям специалистов, кого одним махом лишили значительных доплат через существовавший многие годы механизм льгот и компенсаций. Система адресной помощи тем (а их сотни тысяч!), кого еще месяц назад лишили значительных льгот, только разрабатывается, и трудно сказать, когда же она будет реально внедрена в жизнь. А ведь "льготники" уже сегодня потеряли 25-40 процентов фактической зарплаты.
"Вы видели, как паровоз начинает двигаться?" - спрашивал в интервью местной газете вице-премьер Украины Николай Жулинский, отвечающий за социальную и гуманитарную политику. И сам же ответил: "...колеса крутятся, а стыковки с рельсами-то нет, и они пробуксовывают. Примерно то же самое мы наблюдаем в своей стране: начинают крутиться колеса у государственного паровоза рыночных реформ, правда, они уже цепляют рельсы, и состав начинает понемногу двигаться... Но это же только теперь, а ведь прошло уже девять лет!"
Время для истинно рыночных реформ в Украине действительно упущено. Страна, по оценкам экспертов, оказалась отброшенной в своем экономическом развитии на десяток лет назад. Ее население стремительно уменьшается. За годы независимости оно сократилось почти на два миллиона человек. По данным Госкомстата Украины, в прошлом году смертность в стране превысила рождаемость почти вдвое. А учитывая то, что в прошлом году внешний долг страны достиг фактически 54,2 процента от ВВП (это уже превышает критический уровень), то остается лишь посочувствовать новому "правительству реформаторов" и большинству населения страны. Особенно в эти дни, когда в очередной раз на 70-200 процентов взвинтились цены на мясо, колбасы, сыр, хлеб. В Харькове, к примеру, цены на хлебные изделия выросли в 2-2,5 раза, в Киеве - на 70-90 процентов. Исчезает с прилавков сахар, подорожавший почти в 2 раза.
В связи с "хлебной проблемой" (многие области уже закупают его за рубежом, в том числе в России) торговцы на рынках столицы прогнозируют летний рост цен на мясо до 30 гривен за килограмм. Это почти в 3 раза! А ведь уже сегодня при пенсии по старости в пределах 40-71 гривны мясо и более или менее приличная колбаса давно не по карману ветеранам труда и инвалидам, которые составляют в стране почти треть населения.