Главная Культура 00:09 27 Марта 2012 6327
Юрий Любимов: «Наслаждаюсь ощущениями свободного человека»
<p>Легендарный режиссер впервые после ухода из Театра на Таганке рассказал «Труду» о своих планах</p>
Любовь Лебедина

Сегодня, в Международный день театра, на сцене Театра имени Вахтангова состоится премьера спектакля «Бесы», которого с особым нетерпением ждет публика: ведь после того, как Юрий Любимов ушел, хлопнув дверью, из своей «Таганки», это его первая работа в России. Сказать, что Любимов волнуется — значит ничего не сказать. Ведь эта сцена тоже для него родная — отсюда когда-то начался его путь к славе. При этом внешне Юрий Петрович держится спокойно, на актеров не кричит, на сцену не выбегает и своим волшебным фонариком не дирижирует — просто сидит за режиссерским столиком и общается с исполнителями через микрофон. Возможно, это уже другой, «посттаганковский» Любимов — его репетиция скорее походит на съемки фильма, когда режиссера больше волнует картинка и выразительность мизансцены, чем собственно игра актеров, которые, бог даст, сами «доберут» до нужной кондиции. Наш разговор проходил под шумовое оформление монтировки декораций вечернего спектакля, что ничуть не раздражало Любимова и даже, как показалось, веселило.

— Как вам в памятных вахтанговских стенах?

— Ну, как вы думаете, если с 17 лет тут бегал, еще в старом театре, до взрыва, до войны (старое здание Театра имени Вахтангова было до основания уничтожено фашистской авиабомбой в июле 1941 года. — «Труд»)… Смотрю, наблюдаю.

— Щемит сердце?

— Нет, я не сентиментален. Я человек деловой и рабочий. Как начал с 14 лет работать монтером, потому что папа был лишенец и меня никуда не принимали (отца Любимова, известного московского библиофила, с началом массовых репрессий арестовали и лишили гражданских прав. — «Труд»), так и тружусь. Тогда и ФЗУ окончил, поступил на завод. Два года постигал профессию, получил высокий разряд электрика, и так без перерыва работаю по сей день, скоро отмечу свои 95 лет. Вот и вся моя биография. Я все знаю про жизнь и тут, и там, куда меня отправили, лишив гражданства (в 1984 году Любимова, находившегося на гастролях в Лондоне, лишили советского гражданства, которое вернули в 1989-м. — «Труд»). Так что я реальный человек.

— Вахтанговские актеры отличаются от таганковских?

— Нет. Актеры — это особая каста. Они почти везде и всегда одинаковые. И в Греции до Рождества Христова, и тысячу лет назад, и сейчас. Конечно, талант дает Господь, и по таланту все разные, а вот по привычкам… Например, буфет очень любят. Помните, у Островского: «Место актера — в буфете, он стремится туда, как из лука стрела».

— На знаменитой пресс-конференции в дни недавнего конфликта в Театре на Таганке вы сказали, что обязательно поставите «Бесов» Достоевского. Уже тогда предполагали, что это произойдет в Театре имени Вахтангова?

— Я мог поставить где угодно, но министр культуры сказал: «Хорошо, чтобы вы после ухода из вашего театра остались в России». Вот я и остался, приступив к репетициям «Бесов» в Вахтанговском театре, куда меня пригласил художественный руководитель Римас Туминас. Будучи студентом ГИТИСа, еще в 1976 году, во время постановки «Мастера и Маргариты» Булгакова, он проходил практику у меня. Можете у него спросить. Он вам расскажет, как я с ним обращался.

— Юрий Петрович, почему советская цензура так долго запрещала постановки «Бесов» в театре, кино?

— И вы знаете почему, и я знаю почему, и все это знают. К чему банальности пороть? Извините, я человек резкий. Зачем в прятки играть?

— На ваш взгляд, «Бесы» сегодня особенно актуальны или это произведение своевременно во все эпохи?

— А вы себя спросите. Например, Лев Толстой считал «Бесов» фельетоном, но я другого мнения. Достоевского волновало, что с миром творится нечто страшное — люди одержимы разрушительными идеями. Именно в «Бесах» мы видим душу погубленную. Ведь это Ставрогин советует скреплять ряды заговорщиков кровью, так как кровь, по его мнению, самый лучший цемент. Разве этого не достаточно?

— Но ведь у каждого режиссера своя трактовка классического произведения.

— Конечно, это тоже зависит от дара: каждый работает в силу своего таланта, данного ему свыше. Но существуют еще и установки начальства. Это совершенно разные плоскости. Когда диктует начальство, то профессиональный человек работает, потому что ему заказали. Но одно дело, когда по заказу работает Рафаэль: это остается навсегда, и мы до сих пор этим любуемся. А менее одаренные люди создают лживое искусство, которое можно насадить только силой.

— Ваше искусство всегда было связано с правдой жизни, и вы неоднократно обращались к творчеству Федора Михайловича, что оставалось в памяти зрителей.

— Ну, это уже история...

— Тем не менее, судя по тому, что я видела на репетиции, вы работаете с вахтанговцами в эстетике своего «таганковского» театра.

— А в какой же иначе?! Я ее утверждал 50 лет, пока театр сознательно не погубили начальники, поскольку артистам всегда хорошо без твердой руки. Таким образом, театр Любимова закончился, а взамен будет существовать профсоюзный театра имени Шмакова (Юрий Петрович намекает на то, что летом в дни конфликта в Театре на Таганке одной из противостоявших ему сил, обвинявшей его в чрезмерном сосредоточении власти, была проф-союзная организация. Имя председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова упомянуто здесь в символическом значении, так как сам он не принимал участия в этой коллизии. — «Труд»).

— И вместе с тем остался театр Любимова, который вы носите с собой.

— «Но мне от этого не легче», как говорил мой друг Николай Робертович Эрдман, замечательный драматург, автор сценария к фильму «Веселые ребята». Его пьесы «Мандат» и «Самоубийца» до сих пор ставятся во многих театрах по всему миру.

— Наверное, каждому режиссеру нужна своя актерская команда?

— Не обязательно. Ведь когда меня лишили гражданства, я работал в разных странах. Иногда сам выбирал актеров, а если мне недоставало нужных исполнителей в труппе, то объявлял конкурсы. Так было и в Англии, и в Америке, и в Германии — всюду, где существует контрактная система. В Москве я часто толковал высокому начальству о необходимости контрактной системы, без которой репертуарные театры погибнут. И что?!

— Но вроде бы сейчас министерское начальство, наконец, «клюнуло» на нее…

— Так ведь оно лет 20 «клюет» и обещает.

— Значит, пока в театре есть сильные лидеры — коллективы сохраняются, а когда их нет и всем заправляют актеры — разброд и шатание?

— Когда один человек (то есть руководитель. — «Труд») работает по контракту, а остальные в театре навсегда, то такой театр обречен на конфликтное существование. Закон сегодня защищает не работодателя, а рабочего — даже если он ничего не делает.

— Вас хорошо принимают в Вахтанговском театре?

— Очень. Римас Туминас — умный человек и высокий профессионал. Он поднял театр, его спектакли имеют большой успех не только в России, но и за границей. Настоящий художественный руководитель никогда не будет разваливать свой театр, но всегда будет много требовать от артистов.

— Как ощущаете себя в свободном плавании?

— Прекрасно! Наслаждаюсь ощущениями свободного человека: хочу ставить спектакль — заключаю контракт, не хочу — не заключаю. Сейчас из-за выпуска спектакля в Вахтанговском театре пришлось приостановить подготовительный период работы над «Князем Игорем» в Большом театре. А после премьеры «Бесов» Достоевского в моей «альма-матер», буду встречаться с блистательным балетмейстером современности Юрием Григоровичем. Может быть, даже поеду к нему в Краснодар. В общем, без работы не сижу.

Резюме «Труда»

Юрий Любимов, режиссер, актер

Родился в 1917 году в Ярославле.

Окончил училище им. Щукина в 1939-м.

Участник Великой Отечественной войны.

Работал в Театре им. Вахтангова с 1946-го. В 1963-м поставил «Доброго человека из Сезуана» Брехта, чем положил начало Театру на Таганке, одной из звезд которого стал Владимир Высоцкий. Среди спектаклей — «Антимиры» (1965), «Гамлет», «А зори здесь тихие» (1971), «Мастер и Маргарита» (1977). За оппозицию власти был лишен советского гражданства в 1984-м, в 1989-м оно возвращено. Летом 2011-го после конфликта с труппой ушел из Театра на Таганке.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22849
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5655
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5462
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5341
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?