Президент России подписал закон о так называемом национальном мессенджере. Разговоры о создании альтернативы «Телеграму» и прочим иностранным средствам общения, которыми пользуются россияне, идут давно — с тех пор как с высоких трибун заговорили об укреплении суверенитета страны, в том числе и цифрового. И вот от слов перешли к делу.
Данные используемых в России мессенджеров хранятся на зарубежных серверах, ключи от них — в головах недружественных персонажей. Не исключены утечки, которых у нас и без недругов хватает. Хоть эти сервисы и декларируют тайну информации, но кто сегодня верит словам? Вон основателя «Телеграма» Дурова держали во Франции под арестом, требуя сотрудничества с правоохранителями. Про всякие «Вотсапы», запрещенные в РФ, и разговора нет...
Между тем мне не раз приходилось вступать в переписку через чуждый онлайн-сервис с сотрудниками СКР и прокуратуры. Говорят, «Телеграм» тоже популярен у российского чиновничества: удобен, зараза, да и нет достойной отечественной альтернативы. А теперь принят закон, и появилась пробная версия мессенджера «Макс» от компании VK.
Правда, его почему-то опять назвали по-иностранному Max, но позвольте мне величать по-русски. Тем более слово созвучно имени министра цифрового развития Максута Шадаева, настоятельно рекомендующего чиновникам перейти на отечественную разработку. Под козырек уже взяли мэры Краснодара и Новосибирска Евгений Наумов и Максим Кудрявцев, анонсировавшие перевод внутренней переписки чиновников в «Макс».
Но это пока лишь демонстрация намерений. Чтобы мессенджер стал незаменимым в России, нужно пройти большой путь. Во-первых, отработать технологии, создать функционал и каким-то образом пересадить в «Макс» большинство народа. Слышатся предложения: ограничить или вовсе запретить иностранные мессенджеры, сделать обязательным «Макс» для чиновников и простых граждан. В более мягкой форме та же мысль звучит так: создать условия для национального мессенджера, чтобы он вытеснил конкурентов. Нет ничего о запретах и в принятом законе. Но кто знает, как все обернется.
Тестовая версия «Макс» имеет функции: переписка, аудио- и видеозвонки, отправка файлов до 4 ГБ, групповые чаты, встроенный чат-бот, который может генерировать тексты и изображения. Прямо в мессенджере можно переводить деньги между пользователями через cистему быстрых платежей. Опробовавшие сервис отмечают: интерфейс «Макс» сильно напоминает популярные мессенджеры.
Разработчики декларируют далекоидущие планы: со временем сделать из «Макс» «полноценную экосистему». Она должна стать цифровым удостоверением личности, с ее помощью можно будет подтверждать возраст при покупках, заселяться в отели, предъявлять право на льготы, не имея с собой бумажных документов. Сервис «Госключ» позволит прямо в мессенджере подписывать электронной подписью договоры аренды, купли-продажи автомобиля или документы при визите к врачу.
Со временем список цифровых документов может пополниться дипломом, водительским удостоверением и полисом ОМС. Планируется создать и систему школьных чатов, где родители смогут получать информацию об учебе детей — от домашних заданий до оценок (сейчас для того же самого используются «иностранцы»). Предприниматели смогут создавать на платформе мини-приложения, корпоративные чаты, каталоги товаров и финансовые сервисы.
Таково наше светлое цифровое завтра, ну или послезавтра. Несмотря на давние разговоры, «Макс» пока что по-прежнему представлен в тестовом режиме. Его презентация запланирована на текущее лето. Поскольку он не пользуется популярностью, туда пока не ходят и мошенники. «Макс» скачали свыше 300 тысяч граждан РФ, однако он не может восприниматься как безопасный: его тестирование и проверка устойчивости к взломам не завершены. А пока нет обязаловки, рисковать мало желающих.
Тем не менее по закону с 1 сентября «Макс» должен предустанавливаться на все новые гаджеты. Судя по всему, взят курс на создание национальной цифровой платформы, где будет не только общение, но и широкий набор функций, включая платежи и госуслуги. И тут самое время посмотреть, как это сделано у китайских друзей.
В КНР цифровой платформой WeChat от мирового гиганта Tencent пользуются 1,2 млрд человек, все взрослое население Китая. Ничего подобного в мире нет, хотя аналоги имеются в Сингапуре, Индии и других странах. Заниматься национальным мессенджером бизнес и власти начали 15 лет назад, как считается, после студенческой бузы в 2009-м, в ходе которой активно использовались иностранные онлайн-сервисы, прежде всего запрещенный в России «Фейсбук».
У нас даже ведущие СМИ думают, что Tencent — это некий интернет-портал. А на самом деле он входит в топ-20 самых дорогих компаний мира с капитализацией, приближающейся к 600 млрд долларов. Основатель и главный владелец компании Ма Хуатэн вошел в компанию 30 самых богатых людей мира и занимает второе место в КНР с состоянием в 52,2 млрд долларов.
Так вот, после создания соответствующего национального функционала «Фейсбук» в Китае, как и другие аналогичные иностранные платформы, был заблокирован и впоследствии запрещен. Несмотря на широчайшие связи с зарубежным, в том числе западным миром, идеологически и ментально Китай всегда стремился к суверенитету. Постепенно WeChat наполнялся новыми функциями и возможностями, и сейчас жизнь китайца трудно представить без сервиса, вобравшего все повседневные заботы. А когда все под рукой, хорошо работает, то и не возникает соблазна заглянуть за китайскую интернет-стену. К тому же установка программ обхода заграждений (так называемых VPN) в КНР запрещена законом.
WeChat ныне — универсальное приложение-платформа, в котором граждане общаются, выкладывают видео и фото, расплачиваются в магазинах, вызывают такси, используют как удостоверение личности. Встроенный в приложение кошелек приучил китайцев забыть о наличных деньгах, с его помощью можно расплатиться даже на уличном рынке с бабушкой, торгующей помидорами. И функции этой суперплатформы непрерывно расширяются. С помощью мессенджера китайцы записываются к врачу, в него же интегрирован так называемый код здоровья, без которого во время пандемии нельзя было выйти из дома. Платформа отслеживала ваши места пребывания и риск заражения коронавирусом.
Или, к примеру, у вас сломался счетчик воды в квартире. Вы набираете в поисковике мессенджера вопрос, и он приводит вас на аккаунт ответственной за подачу воды конторы. Тут же можете оставить заявку на замену прибора, оплатить работы и оставить отзыв о ее выполнении. Буквально за пять минут в WeChat можно получить лицензию на предпринимательскую деятельность, для чего достаточно идентификатора, присвоенного человеку при регистрации.
Ныне в мессенджер интегрируются системы на базе искусственного интеллекта, помогающие во всем — от приготовления обеда до воспитания детей. Недавно мне довелось общаться с делегацией Синьцзянского университета. Так вот, китайцы меня прекрасно понимали: текст в переводе на китайский синхронно возникал на экранах их гаджетов...
При этом WeChat фильтрует новых пользователей, вход туда для иностранцев за пределами Китая затруднен или заблокирован. Для создания аккаунта необходимо подтверждение вашей благонадежности со стороны проверенного пользователя приложения, как правило, китайца. Но и при наличии оного нет гарантии, что вам удастся стать членом большого китайского сообщества, имея сим-карту зарубежного мобильного оператора.
За 14 лет существования приложение WeChat превратилось в поистине всеобъемлющий национальный сервис. Почему? Во-первых, Китай обладает совершенными технологиями и соответствующим оборудованием связи. Там есть такие компании, как Tencent. Ныне страна массово переходит на формат связи 5G, а высокоскоростным интернетом покрыта почти вся страна. У нас же, как сообщил на ПМЭФ-2025 гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, сотовая связь есть лишь на 25% территории РФ. Если сделать мессенджер «Макс» обязательным для идентификации личности и доступа к «Госуслугам», в каком положении окажутся те, кто для того, чтобы позвонить или получить доступ к мобильному интернету, вынужден ехать за сотни верст или забираться на деревья? По идее, такой мессенджер должен упростить доступ к госуслугам, электронным документам, оплате госпошлин и другим цифровым сервисам. Но как это возможно без элементарной связи?
Так что мессенджер у нас будет, сомнений нет. Но со своими национальными особенностями.
