Главная Жизнь 01:01 28 Сентября 2001 0
А ТРОЛЛЕЙБУС - ЛУЧШЕ!
"Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный..." Эти строки из песни Б. Окуджавы я часто вспоминаю, когда вижу проезжающий мимо троллейбус. Отчасти и благодаря барду у многих из нас возникло, можно сказать, романтическое отношение к этом
Шевцов Никита

Не знаю почему, но та же романтика передается и при посещении завода, где делают троллейбусы. Я имею в виду расположенное на левом берегу Волги в городе Энгельсе, что напротив Саратова, ОАО "Троллейбусный завод", или "Тролза", которое является крупнейшим российским предприятием, выпускающим троллейбусы.
По масштабам производства "Тролза" не имеет себе равных в мире. Судите сами: если за пятьдесят лет своего существования завод выпустил 65 тысяч троллейбусов, то во всем мире за этот же период их было произведено 80 тысяч. Заводские мощности рассчитаны на ежегодный выпуск более 2,5 тысячи троллейбусов. Здесь накоплен опыт по выпуску двадцати девяти модификаций троллейбусов.
Сегодня "Тролза" отмечает свой полувековой юбилей. Но теперь уже немногие помнят, как сюда, в Энгельс, 23 августа 1941 года прибыл первый эшелон с оборудованием. В этот приволжский город был эвакуирован Брянский машиностроительный завод. Станки сгружались и устанавливались прямо под открытым небом. Рабочие сразу, не дожидаясь возведения заводских корпусов, приступили к изготовлению военной продукции, прежде всего артиллерийских снарядов. Ну а затем, по мере того, как строились цехи, началась работа по восстановлению и выпуску подвижного состава железнодорожного транспорта.
После войны на заводе приступили к изготовлению платформ, полувагонов и думпкаров. Но вот в начале пятидесятых годов появилось правительственное постановление, в соответствии с которым предприятие в Энгельсе было переоборудовано в первый в стране троллейбусный завод. В 1951 году здесь был выпущен троллейбус "МТБ-82", с которым у нас ассоциируется Москва и другие города Советского Союза 50-х - начала 60-х годов. Сколько фильмов было снято, герои которых становились пассажирами этого троллейбуса! Сколько книжек, в том числе и детских, было выпущено с его изображением...
Более десяти лет выпускал завод в Энгельсе троллейбус этой марки. Потом на смену ей пришли другие. И все они пользовались большой популярностью. С 1968 года троллейбусы из Энгельса стали экспортироваться в другие страны. Их можно было увидеть в городах Югославии, Венгрии, Польши, Монголии, Греции и т.д. Всего волжское предприятие поставило за рубеж свыше двух тысяч машин. Ну а у нас, в России, их можно увидеть в 87 городах. Троллейбус превратился в один из наиболее эффективных в эксплуатации и экологически чистых видов городского транспорта.
В нынешнем году на заводе начинается реконструкция без остановки производства. Предприятие переходит на новые технологии сборки машин с асинхронным тяговым приводом, отвечающим самым строгим современным требованиям. При этом разработка новейших технологий ведется специалистами завода совместно с конструкторскими бюро смежных электротехнических предприятий.
Творческий поиск приводит к конкретным результатам. Удачной новинкой завода стал созданный в 1999 году троллейбус "Тролза-5275", который получил среди специалистов прозвище "крепыш". У этой машины совершенно новый дизайн. Ее основание - рама - выполнена из низколегированной высокопрочной стали. Все три двери троллейбуса - широкие, двустворчатые. Изделие это включило в себя все лучшее, что было освоено при выпуске предыдущих моделей.
В прошлом году завод создал другую марку троллейбуса "Тролза-5264-02" - "Слобода". Это двухосный 12-метровый троллейбус, имеющий асинхронный тяговый привод с микропроцессорным управлением. У него широкая передняя дверь, позволяющая обеспечить отдельный выход водителю из кабины. Экономично размещено крышевое оборудование, находящееся поверх крыши, а не в салоне машины.
На заводе "Тролза" бережно сохраняются трудовые традиции, свидетельством чего является существование нескольких рабочих династий. Более 70 процентов тружеников работают на заводе свыше 15 лет, а 25 - 30 процентов коллектива - это люди, имеющие более чем двадцатилетний трудовой стаж. Отцы и деды многих рабочих и инженеров пришли на завод, когда здесь только готовились к выпуску первых троллейбусов. Все это не просто цифры - они свидетельствуют о верности трудового коллектива своему предприятию, о том, что людям нравится работать здесь.
Казалось бы, жить да радоваться коллективу "Тролзы". Но даже это предприятие, представляющее собой крупный единый машиностроительный комплекс, оказалось под воздействием кризисных явлений, охвативших в 90-е годы экономику нашей страны. Особенно нелегко пришлось заводу после того, как был резко сокращен государственный заказ. И одно время даже возникли опасения, что завод постигнет участь тех предприятий, которые не выдержали испытания кризисом, не сумели расплатиться с долгами, обанкротились либо оказались раздробленными.
Но завод сумел выжить, причем в условиях отсутствия госзаказа. Его специалисты стали углубленно изучать рынок, установили прямые контакты с троллейбусными управлениями, сумели привлечь к сотрудничеству коммерческие банки. Пришлось пересмотреть былую практику продажи троллейбусов - они стали продаваться в кредит, в лизинг, с рассрочкой. Все эти, а также другие предпринятые меры позволили предприятию сохранить в сложных экономических условиях свои позиции, возобновить экспорт. Только в нынешнем году примерно 10-12 процентов всех выпущенных троллейбусов были поставлены в страны ближнего и дальнего зарубежья. Машины экспортировались в Киргизию, Таджикистан, Югославию, Болгарию. Ведутся переговоры о возможных поставках в некоторые страны Латинской Америки. С продукцией завода ознакомилась делегация мэров 15 городов Китая, члены которой заинтересовались выпускаемыми изделиями. Так что не исключено, что троллейбусы из Энгельса появятся и в городах Поднебесной.
Все это свидетельствует о том, что дела на предприятии нормализуются. В этом убедились и специалисты одной из зарубежных аудиторских фирм, изучавших ситуацию на заводе, они констатировали, что на предприятии сохраняется железная трудовая дисциплина, что оно проводит продуманную кредитную политику. Действительно, завод в Энгельсе считается надежным заемщиком, который своевременно выплачивает предоставляемые кредиты и проценты по ним. И все это происходит практически без поддержки государства, которое, кстати, владеет 28 процентами акций ОАО "Троллейбусный завод". Предприятие не раз посещали высокопоставленные чиновники, но их обещания так и остались обещаниями. Заводу, его акционерам самим пришлось выходить из создавшейся сложной финансовой ситуации.
Словом, дела идут неплохо, но остается еще и немало нерешенных проблем. Не секрет, что общественный транспорт в России сейчас в экстремально-кризисном состоянии. Объемы закупок всех его видов уменьшились в субъектах РФ в несколько раз. Существенно снизилась доля городского электротранспорта, особенно троллейбусов, что ухудшает экологическую обстановку в городах. Именно на это указывается в исследовании "Реформирование общественного пассажирского транспорта". Авторы констатируют, что по сравнению с 1990 годом среднегодовые закупки троллейбусов снизились в 4-5 раз и составляют только 10 процентов от существующих потребностей. Более 40 процентов парка этих машин давно превысили нормативный срок эксплуатации. Следствие - постоянные сбои в работе предприятий и организаций, в том числе объектов, обеспечивающих безопасность и надежность жизнедеятельности регионов России. В создавшихся условиях первоочередными задачами в российских городах являются разработка и реализация программы государственной поддержки городского электротранспорта.
Считается, что городской общественный транспорт является убыточным. Однако на заводе в Энгельсе с такой точкой зрения не согласны. Здесь убеждены, что общественный транспорт вполне рентабелен, но для этого транспортникам надо платить за реально выполненную работу. По мнению руководства завода, состояние и развитие общественного транспорта, обновление подвижного состава должно зависеть не от государственных дотаций, а от четкой организации оплаты услуг городского транспорта. Ведь подсчитано, что из ста пассажиров, пользующихся услугами автобусов, трамваев, троллейбусов и метро, платит только примерно половина. Если исключить "зайцев"-безбилетников, то выясняется: примерно сорок процентов пассажиров вообще не платят за проезд, потому что являются льготниками. И никакие государственные дотации не могут восполнить те убытки, которые несут транспортники из-за огромной армии льготников. Почему бы в каждом из крупных городов, где ходят троллейбусы, например, военные организации не покупали бы проездные билеты у транспортников, а затем распределяли бы их среди военнослужащих? От этого выиграли бы и транспортники, и пассажиры из числа военных, которые меньше простаивали бы на остановках и ожидании троллейбусов.
Все мы привыкли к троллейбусам, считая их одним из самых удобных видов городского транспорта. И очень хочется, чтобы "синий троллейбус" по-прежнему дарил нам радость, не вызывая ни огорчений, ни разочарований.

Жизнь 00:01 / 17 Октября 2025 36626
Сюрпризы капсулы времени

19 октября на планете отмечают Международный день написания писем в будущее

Марина Крючкова
Труд
Свитки из капсулы времени 1929-1931 годов, в которой хранится свиток с автографами Американского легиона и Женского вспомогательного корпуса. Фото:© m11,globallookpress.com

«У нас зарплата плотника 5 разряда 180-200 рублей. С продуктами вроде ничего, а вот мяса не видим годами. Наш руководитель Брежнев отправляет все за границу, в Камбоджу, Индию, Иран, Корею»......

Басманный суд отправил в СИЗО спецпредставителя губернатора города на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В городе на Неве много шума наделали посадки медиаменеджеров. Хотя в некоторых СМИ их вообще не заметили. Например, телеканал «Санкт-Петербург» продолжал праздновать свое 15-летие, как будто не его руководителям суд определял меру...

80 лет назад на нынешней площади Победы состоялся первый советский парад

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
По площади чеканят шаг летчики, участвовавшие в Восточно-Прусской операции. Фото из открытых источников

«Поверженная прусская столица — Кенигсберг — 7 ноября 1945 года впервые за всю свою семивековую историю увидела великий Октябрьский праздник советского народа» — так 80 лет назад написала...

Невинное голосование обернулось противостоянием: ставки росли, эмоции зашкаливали…

Ирина Хмара
Труд
Фото из открытых источников

Невинная, казалось бы, вещь — выбор символа для обновленной 500-рублевой купюры — обернулась грандиозным конфликтом. Сторонники горы Эльбрус и «Грозного-Сити» сошлись в самой настоящей политической...

Почему в СССР не хотели покупать крабы, треску и минтай, а сейчас хочется, да колется

Марина Крючкова
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

Недавно обнаружила, что в нашем супермаркете витрину, где лежат нарезки семги, кеты, форели и горбуши, на ночь (магазин открыт 24×7) запирают. А раньше под замком там держали лишь икру и балык из осетра. Признаться,...

Жизнь 00:01 / 24 Октября 2025 6553
Календарь: 24 октября

В этот день в 1945 году вступил в силу Устав ООН

Труд
Фото: © IMAGO/Sascha Steinach, globallookpress.com

1632 Родился Антони ван Левенгук, нидерландский натуралист, конструктор микроскопов и основоположник микроскопии. 1745 Императрица Елизавета распорядилась завезти в царские дворцы котов для ловли мышей. 1889 Российская академия...

Жизнь 19:01 / 25 Октября 2025 6216
Последняя колонка

В Якутии идет перепись белых медведей

Труд
Фото: © IMAGO/Volker Hohlfeld, globallookpress.com

Хорошо бы встретить столетие на тренажере Столетний юбилей отметил житель Петрозаводска Константин Панов. А 80 лет назад он встречал День Победы в Берлине. После войны на первенстве группы войск в Германии...

В домах столетней постройки исчезают перекрытия, стены, а также силы и средства на их восстановление

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Угол Большой Зелениной улицы и Малого проспекта Петроградской стороны, где в августе прошлого года обрушилась часть дома, обретает контуры аномального треугольника. В отличие от Бермудского, наш треугольник вполне рукотворный....

Как Николай Жарков спасал судостроительный завод «Красное Сормово»

Гузель Агишева
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

75 лет назад, 25 октября 1950 года, на горьковском судостроительном заводе «Красное Сормово» была спущена на воду первая подводная лодка проекта 613. Так в СССР началось строительство самых глубоководных...

По словам аналитика, без него противник не удержит значительную часть территорий на западе ДНР и в Днепропетровской области

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Если вооружённые силы Украины (ВСУ) потеряют город Красноармейск (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике, то это событие будет сопоставимо с потерей Авдеевки или Угледара. Такое мнение высказал в комментарии для интернет-издания...

Жизнь 00:02 / 14 Ноября 2025 4044
Столицу смыла волна

Осенью петербургские историки традиционно вспоминают грандиозное наводнение, случившееся в городе на Неве осенью 1924 года…

Ирина Смирнова
Труд
Фотографии ЦГАКФФД СПб

В официальных документах об этом осталось мало свидетельств, хотя для Питера и государства это событие имело судьбоносные последствия. «Вода в тот день достигла 380 см выше ординара, что совсем немного уступает...

Командир взвода разведчиков, гвардии лейтенант Василий Марзоев представлен к званию Героя России посмертно

Фото: Telegram-канал губернаторf Северной Осетии Сергея Меняйло

В зоне специальной военной операции (СВО) погиб командир разведывательного взвода 108-го парашютно-десантного полка седьмой десантно-штурмовой дивизии, гвардии лейтенант Василий Марзоев. Об этом сообщил в Telegtam-канале губернатор Северной...

Жизнь 00:01 / 17 Октября 2025 3737
Календарь: 17 октября

Сегодня исполняется 285 лет со дня основания Петропавловска-Камчатского

Труд
Петропавловск-Камчатский. Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

1738 Михаил Ломоносов направил из Марбурга в Петербург свою первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкое». 1740 Участники Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга основали Петропавловск-Камчатский. 1831 Английский...

Жизнь 00:07 / 17 Октября 2025 3390
Да ты гонишь!

У нас в шкафу не скелет, а самогонный аппарат!

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Пока власти на народное увлечение смотрят сквозь пальцы. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

«Смотри! — школьная подружка распахнула шкаф, за платьями торчала надутая резиновая медицинская перчатка, натянутая на большую бутыль. — Родители самогонку делают». Год на дворе стоял 1990-й....

Это эвакуация высокопоставленных украинских или натовских военных, считает Юрий Кнутов

Фото: Назар Фурик/Zumapress.com, globallookpress.com

Задачей группы спецназа главного управления разведки (ГУР) министерства обороны Украины в Красноармейске (украинское название Покровск) в Донецкой Народной Республике была эвакуация каких-то важных украинских военных или офицеров НАТО. Такое...

Противник понёс эти потери в зонах ответственности группировок войск «Север», «Юг» и «Запад»

Кадр видео: страница Министерства обороны РФ «ВКонтакте»

В ходе специальной военной операции группировки войск «Север», «Юг» и «Запад» Вооружённых сил России за минувшие сутки уничтожили более 600 украинских боевиков. Об этом сообщила на своей странице в социальной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?