Во вторник, 25 ноября, в китайской столице Пекине состоялся седьмой Российско-Китайский энергетический бизнес-форум (РКЭБФ). Мероприятие проводится ежегодно с 2018 года в соответствии с договоренностями, достигнутыми президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином. Форум проходит под эгидой Комиссии при президенте России по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности и Государственного энергетического управления КНР, его соорганизаторами являются «Роснефть» и CNPC.
В этом году в РКЭБФ приняли участие около 450 человек, среди которых представители более 100 крупнейших российских и китайских компаний энергетической и смежных отраслей экономики, финансового сектора, а также ученые и отраслевые эксперты. Форум открыли выступления ответственного секретаря Комиссии при президенте РФ по вопросам ТЭК, главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, вице-премьера Госсовета, члена постоянного комитета ЦК Коммунистической партии Китая Дина Сюэсяна, вице-премьера РФ Александра Новака и председателя совета директоров CNPC Дай Хоуляна.
С российской стороны участие в открытии также приняли министр энергетики РФ Сергей Цивилев, председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин, председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков, генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов, председатель правления «Интер РАО» Сергей Дрегваль, генеральный директор «Россетей» Андрей Рюмин, генеральный директор «РусГидро» Виктор Хмарин. А также руководители других российских компаний, таких как «Газпром», «Новатэк», «Транснефть», «Росатом», «Зарубежнефть», «Газпромбанк», СУЭК, «Кузбасразрезуголь», ТМК, Альфа-Банк, Петербургская биржа и другие.
Стратегический союзник
Особый интерес в контексте развития сотрудничества России и Китая в энергетической сфере представляет доклад Игоря Сечина, который он озвучил в рамках церемонии открытия форума.
По его словам, динамика товарооборота России и Китая в последние годы является ярким подтверждением особого статуса наших отношений. За последние 25 лет экономическое взаимодействие двух стран вышло на беспрецедентно высокий уровень. Два года назад цель по увеличению двустороннего товарооборота до 200 млрд долларов была с опережением перевыполнена на 20%. В прошлом году объем взаимной торговли достиг рекордных 245 млрд долларов.
«Китай, являясь стратегическим союзником России, занимает первое место среди внешнеторговых партнеров нашей страны (34% товарооборота в 2024 году). В свою очередь, Россия занимает четвертое место по двустороннему товарообороту с Китаем», — рассказал в ходе своего выступления на церемонии открытия форума Сечин.
Глава «Роснефти» заметил, что важным фактором обеспечения энергобезопасности двух стран стали своевременные решения по созданию современной инфраструктуры поставок углеводородного сырья, принятые задолго до закрытия западных рынков. В этом контексте он вспомнил бывшего вице-премьера КНР, «легендарного руководителя» Ван Цишаня, который придал мощный импульс развитию сотрудничества России и Китая и стоял у истоков создания трубопроводной системы ВСТО.
«В условиях, когда Запад продолжает оказывать давление на российскую энергетику, Китай становится ключевым партнером нашей страны в этой сфере. Такое поведение является вполне рациональным, если обратить внимание на то, как важно в современном мире сохранять независимость от давления развитых стран на тех или иных товарных рынках», — считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Он отметил: Сечин специально подчеркнул, что российские поставки энергоресурсов являются важнейшим поддерживающим фактором в достижении Китаем своих стратегических целей. «Действительно, сейчас Россия обеспечивает 19% китайского импорта энергоресурсов на общую сумму около 100 млрд долларов. Китай в ближайшие годы продолжит развиваться высокими темпами, а значит, спрос крупнейшей экономики мира на энергию также будет возрастать», — добавил Широв.
Надежный тыл
По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, Россия обеспечивает для Поднебесной надежный энергетический тыл. За последние 10 лет, благодаря своевременной переориентации на Восток, Россия стала поставщиком нефти номер один для Китая с долей порядка 20%.
Как отметил в своем докладе Игорь Сечин, приобретение российского черного золота позволило Китаю начиная с 2022 года получить экономический эффект в размере 20 млрд долларов по сравнению с альтернативным вариантом закупок на Ближнем Востоке.
«Но это только прямая выгода, лежащая на поверхности», — считает Андрианов. У российско-китайского энергетического сотрудничества есть и более глубокие позитивные последствия. Они заключаются, в частности, в относительно низкой стоимости энергии в КНР, что стало ее важнейшим конкурентным преимуществом.
Как напомнил глава «Роснефти», уровень выработки электроэнергии в Китае ныне более чем в два раза превышает ее производство в США (хотя еще 20 лет назад было ровно наоборот). А вот стоимость электроэнергии для промышленного сектора в Китае (как, кстати, и в России) более чем в два раза ниже, чем в США, и в три-четыре раза ниже, чем в некоторых странах Евросоюза. В настоящее время при средней рыночной цене нефти в 60 долларов за баррель американский автовладелец платит 3 доллара за галлон бензина, рассказал Игорь Сечин. «В то же самое время потребитель электричества в США, при текущей цене электроэнергии 18 центов за киловатт-час (для населения), платит уже 6 долларов за галлон бензина, то есть стоимость барреля нефтяного эквивалента фактически равна 125 долларам», — добавил он. В странах Евросоюза цена электричества еще выше — до 300 долларов за баррель нефтяного эквивалента.
«Продолжение санкционного давления может привести только к кратному увеличению реальных цен», — заявил Игорь Сечин. По его словам, это очень реалистичный прогноз: «Такая стоимость электроэнергии станет тормозом для развития новых проектов, в том числе центров обработки данных, сделает практически невозможным перевод транспорта на электротягу, потребует увеличения бюджетных расходов для субсидирования ЖКХ и в конечном итоге создаст предпосылки для снижения экономического потенциала, резкого роста расходов населения в западных странах».
Гарант энергобезопасности
«Россия, располагающая уникальной ресурсной базой, может гарантировать энергобезопасность всей Евразии», — заявил Игорь Сечин.
По его словам, совокупная стоимость природных богатств Российской Федерации составляет почти 100 трлн долларов, что почти в два раза больше аналогичного показателя в США.
«Причем, в отличие от крупнейших западных нефтегазовых корпораций, у российских компаний запасы растут: если у мейджоров коэффициент органического замещения в последние пять лет составляет всего 40%, то у «Роснефти» он стабильно превышает 100% благодаря более обширной ресурсной базе и высокой эффективности геологоразведочных работ», — напомнил Валерий Андрианов.
При этом вклад России в обеспечение энергобезопасности не ограничивается только нефтью, напомнил эксперт. Как справедливо напоминает Игорь Сечин, «Россия сегодня — единственная в мире страна, обладающая компетенциями по всей технологической цепочке ядерного топливного цикла, от добычи урана до утилизации ядерного топлива». И при развитии своей ядерной программы Китай опирается в том числе и на достижения РФ. Так, при участии нашей страны в Поднебесной было построено четыре энергоблока Тяньваньской АЭС. В ближайшие несколько лет планируется завершение сооружения еще четырех атомных блоков АЭС «Тяньвань» и «Сюйдапу». Россия также обладает уникальной высокоэффективной технологией строительства реакторов на быстрых нейтронах и готова делиться ею с восточным соседом.
Россия также оказывает содействие Китаю в реализации проекта строительства реактора на быстрых нейтронах, который обеспечивает более глубокое выгорание топлива и более высокую эффективность. РФ, напомнил Сечин, является единственным обладателем этой технологии.
«Что касается экономики проектов в атомной энергетике, то реальная стоимость строительства АЭС на базе самого современного российского реактора ВВЭР-1200 в два раза ниже, чем американского «Эй-Пи 1000», — отметил Игорь Сечин.
«Что самое главное: это не игра в одни ворота, не воспроизведение взятой на вооружение коллективным Западом модели «гегемон — сырьевой придаток», — прокомментировал Валерий Андрианов. — Пекин, в отличие от бывших колонизаторов, готов платить и платит за ценные ресурсы не «бусами» и не ничем не обеспеченными «зелеными бумажками», а доступом к своим технологиям».
«Синтез российских ресурсов и технологий, разрабатываемых Китаем, надежно обеспечивает стабильное развитие наших экономик с учетом приоритетов внутреннего потребления», — подчеркивает Игорь Сечин.
Единственная супердержава
«Обеспечивая 35% мирового промышленного производства, Китай, по сути, является сегодня единственной промышленной супердержавой», — заявил также Игорь Сечин.
По его словам, зависимость американских производственных компаний от китайских комплектующих сегодня в три раза выше, чем зависимость китайских компаний от США. А ведь еще 20 лет назад было наоборот.
«А уже к 2035 году, согласно 15-му пятилетнему плану, ожидается удвоение ВВП страны, чем не может похвастаться ни одно другое государство мира. Очевидно, что подобная динамика развития приведет к существенному росту потребления энергии», — считает Андрианов.
По словам эксперта, у китайского экономического чуда имеется много объяснений. И далеко не последнюю роль тут сыграло пристальное внимание к укреплению собственного ТЭК.
Сегодня Китай — великая энергетическая держава, которая формирует новый облик всей мировой энергетики. На нее также приходится треть глобальных инвестиций в энергетический сектор. Глава «Роснефти» особо подчеркнул, что «КНР семимильными шагами движется к построению энергосистемы нового типа, представляющей собой синтез традиционных и альтернативных источников». Это необходимо, чтобы быть независимым от геополитической нестабильности, как и пристало полюсу силы, рассказал Андрианов.
В своем выступлении Игорь Сечин напомнил, что Запад пошел по пути небезызвестного немецкого философа Якоба Бёме, проповедовавшего магический способ достижения результата. «Как у нас в народе говорят, «по щучьему велению, по моему хотению» или «с божьей помощью», — пошутил также глава «Роснефти».
По его словам, в этом году инвестиции КНР составят порядка 900 млрд долларов, что на треть выше инвестиций Северной Америки и более чем в полтора раза — Европы.
Так, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), в 2025 году инвестиции в энергетический сектор составят 893 млрд долларов в Китае, 690 млрд долларов — в Северной Америке, 576 млрд долларов — в Европе, 469 млрд долларов — в АТР (исключая Китай), 185 млрд долларов — на Ближнем Востоке, 144 млрд долларов — в странах бывшего СССР, 134 млрд долларов — в Центральной и Южной Америке, 104 млрд долларов — в Африке.
По мнению Игоря Сечина, нефтяная отрасль в настоящее время страдает от недоинвестирования, а особенно сильно сокращаются затраты в геологоразведку.