Год назад Челябинскую область возглавил Михаил Юревич. Юбилейная дата не отмечена никакими мероприятиями и торжествами. Но в распорядке обычного рабочего дня новый губернатор нашел время ответить на вопросы «Труда».
- Михаил Валериевич, смена власти не всегда означает перемены в политическом курсе и жизни региона…
- Полагаю, это не наш случай. В 2010 г. промышленный рост на Южном Урале был заметно выше среднероссийского, а доходы бюджета выросли практически на 40%. В I квартале 2011-го наши предприятия почти в 1,5 раза увеличили объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг.
Прошлой весной в разговорах с предпринимателями преобладала тревога за будущее. Сегодня темы сменились: речь идет уже о модернизации производства, о заказах, новых видах продукции.
Докризисные» кредиты практически погашены. Главное, у большинства появился оптимизм, и настроения эти ощущаются не только в бизнес-среде. Скажем, в прошлом году Челябинская область вошла в тройку регионов, жители которых взяли наибольшее количество ипотечных кредитов – после Москвы и Татарстана. Согласитесь, это показатель – благосостояния людей, их уверенности в завтрашнем дне.
- Что из сделанного вы считаете самым значимым?
- За этот год в Челябинской области удалось перестроить ментальность. Мешать бизнесу стало признаком дурного тона. Все, что есть в регионе, работает в интересах его развития: действует горячая линия по жалобам предпринимателей, более внимательно к их обращениям стали относиться правоохранительные органы. Наконец, доступны лично я и члены правительства. Это не следствие моего предпринимательского прошлого. Это понимание, что только от развития промышленности, предпринимательства зависит состояние социальной сферы и благополучие населения.
- Но что-то наверняка по-прежнему огорчает?
- В прошлом году мы направили в муниципалитеты раз десять больше средств, чем за предыдущие пять лет. На благоустройство. В последние годы деньги на эти цели выделялись очень скупо: есть населенные пункты, где асфальт в последний раз клали в семидесятых годах. Чтобы сделать населенные пункты в глубинке комфортными для людей, понадобится несколько лет. Да и средств, прямо скажем, не хватает. Недостаточно их и для масштабной реконструкции федеральной трассы М-5 «Челябинск- Москва», на которую «нанизана» вся горнозаводская зона области с ее предприятиями и природными ресурсами. Территория отрезана от цивилизации, от перспектив развития. Федеральное финансирование на текущий год увеличено, но вопроса это не решит – там нужны вложения совсем другого уровня. Я разговаривал об этом с президентом, когда он приезжал к нам в марте. Надеюсь, был услышан.
- По крайней мере, в вопросе реформы профессионального образования вы поддержку Дмитрия Медведева получили.
- Так ситуация очевидна! Пока мы говорим о модернизации и технологическом прорыве, молодые люди массово, причем многие за бюджетный счет, получают дипломы менеджеров, юристов и маркетологов. Потом идут торговать сотовыми телефонами в ларек. Хуже того, крупные промышленные предприятия вынуждены создавать собственные учебные центры, которые фактически занимаются тем, что переучивают выпускников технических специальностей, пришедших работать на производство. Это ненормально и должно быть исправлено. В том числе пересмотром учебных планов и ликвидацией непрофильных факультетов, оттягивающих самых перспективных выпускников, по сути, в никуда.
- Молодежь можно понять. В этом возрасте хочется сделать карьеру, подняться выше по социальной лестнице. Скажем, не до главного инженера, а до губернатора.
- Не вижу препятствий. Я вот по образованию инженер-строитель.
- Что не мешает вам профессионально рассуждать об инвестициях. Их привлечение вы назвали едва ли не главной своей задачей. Кстати, как успехи за прошедший год?
- С сожалением скажу, что до последнего времени такая работа в области системно не велась. А этим надо заниматься постоянно, и даже тогда привлечение инвесторов дело длительное и непредсказуемое. Тем не менее, в Италию мы съездили вполне успешно. Визит в Германию вообще превзошел ожидания: на встречи приходило вдвое больше компаний, чем первоначально оговаривалось. Среди заключенных контрактов выделил бы совместный проект Миасского машиностроительного завода и компании «Мetz» - на Южном Урале будет производиться для Германии светодиодное осветительное оборудование. Ряд проектов анонсировать пока не хочу. Вот ленточку перережут, тогда и можно будет похвастаться. А на последний вопрос отвечу: объем иностранных вложений в экономику области составил 3,3 млрд. долларов, то есть вырос на треть к уровню 2009 г.
- Чего ожидать от «нового курса» сельхозпроизводителям?
- В свое время Южный Урал был олицетворением монопромышленного региона, едва обеспечивая себя базовыми видами сельхозпродукции. С тех пор многое изменилось. Сегодня треть нашей птицеводческой продукции реализуется за пределами области, новой тенденцией становится производство свинины. Только один пример: по соглашению с компанией «Русагро» в области будет строиться свинокомплекс на миллион голов с объемом инвестиций в 13,8 млрд. рублей. Закроем свои потребности - начнем выходить на соседние регионы, потом в Сибирь.
Прошлое лето с его засухой показало, что устойчиво работать в наших условиях способны только крупные и, желательно, многопрофильные хозяйства. Местная власть сосредоточится на формировании крупных – до 10 тыс. га – участков, привлекательных для инвестиций и оправдывающих приобретение современной техники. Региональная власть будет содействовать созданию «точек спроса» на сельхозпродукцию. Так, производство фуражного зерна, а его очень много, заведомо убыточно. Поэтому под госгарантии, но за счет частных инвесторов, реализуются проекты по строительству двух птицефабрик и двух животноводческих комплексов. Еще пара лет, и у крестьян появится стабильный спрос на фураж. Его купят на корм скоту, а уж мясо всегда найдет покупателя.
- Имидж региона меняется медленнее, чем он сам. Взять хотя бы Карабаш…
- Что ж вы хотите, он загрязнялся металлургическим производством с XVIII века! Кстати, с 2009 г. Минприроды исключило Карабаш из списка самых грязных городов России. Проведенная новым собственником медеплавильного комбината, Русской медной компанией, модернизация снизила выбросы по сравнению с советскими временами более чем в 10 раз. Спустя год-полтора заработает новый сернокислотный цех, и воздействие на окружающую среду сойдет до минимума. Пройдет еще какое-то время – и все увидят, какие шикарные там природные условия, практически курортные. Нанесенные природе раны можно залечить. Взять ту же Германию. Есть в Вестфалии городок Беккум. Еще в 1980-х он был практически полностью покрыт цементной пылью, масса легочных заболеваний. Сегодня все зелено, озеро кристально чистое. Таких примеров в США и Европе масса.
- Вы открыто поддерживаете идею строительства Южноуральской АЭС. А ведь когда-то область серьезно пострадала от радиации…
- АЭС на Южном Урале - это новые рабочие места для работников высокой квалификации и низкая стоимость энергии. Челябинская область настолько энергодефицитна, что промышленность начинает задыхаться при мало-мальски значимом оживлении экономики. А радиация… В Челябинске естественный радиационный фон около 14 микрорентген в час. В Озерске, где расположен «Маяк» и в 1957 г. произошла авария, - 9-10. В Хельсинки, откуда приехала журналистка, недавно задавшая мне схожий вопрос, естественный фон вообще 30 микрорентген.
Авария 1957 г. случилась, когда связанные с атомом угрозы не осознавали даже корифеи отрасли. Сегодня весь мир с ужасом следит за новостями: «Что там происходит с топливными стержнями на «Фукусиме»?»; а в 40-е годы академик Курчатов тыкал их ботинком, указывая помощникам бракованные. Шестьдесят лет прошло, все поменялось: знания, технологии, понимание происходящих процессов. Главное, что безопасность выросла буквально на несколько порядков. Сегодня «Маяк» располагает огромным (в том числе полученным ценой тех далеких трагедий) опытом и специалистами высочайшей квалификации. Я рад, что в Челябинской области имеется атомный комплекс — передовые разработки, передовые технологии. Это преимущество, которым нужно воспользоваться, фундамент новой индустриализации региона.
- Что вы имеете в виду?
- Новая индустриализация подразумевает перевод на новые рельсы промышленности. Это не только строительство новых предприятий и создание высокотехнологичных производств, но и модернизация существующих.
В конце девяностых – начале двухтысячных годов внимания происходящим в области бизнес-процессам, на мой взгляд, уделялось недостаточно. Приезжаешь на очередное предприятие и видишь, что огромный завод просто сдали в металлолом – вплоть до металлических балок перекрытий. Такого больше не будет. Но предыдущие поколения заложили такой мощный экономический и промышленный фундамент, который невозможно разрушить. База, которую мы сегодня имеем, заведомо лучше, чем в центральных регионах России.
По большому счету, в истории Челябинской области было три этапа, когда регион совершал в рывок в своем развитии. Это индустриализация 1930-х годов, когда у нас появились Магнитка, ЧТЗ и целый ряд не таких известных, но важных предприятий. Грандиозный толчок дала Великая Отечественная, когда на Урал эвакуировались советские заводы и научные учреждения, которые стали базой для послевоенного развития. В шестидесятые годы появился целый ряд высокотехнологичных производств, начался подъем в образовательной и научной сферах. А вот начиная с 1980-х область «встала», ничего принципиально нового уже не происходило.
Вижу свою сверхзадачу в том, чтобы обеспечить региону возможность еще одного качественного рывка.
"Инвестиции в экономику Челябинской области" (в рублях -
2008 г. – 178,4 млрд. рублей и $3,2 млрд.
2009 г. – 138,1 млрд. рублей и $2,6 млрд.
2010 г. – 143 млрд. рублей и $3,3 млрд.
2011 г. - 167 млрд. рублей и $3,3 млрд. (прогноз)
Справка
По итогам I квартала 2011 г. темпы промышленного производства в Челябинской области почти в два раза опережают среднероссийские: 10,3% против 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основной вклад в позитивную динамику внесли предприятия добывающего комплекса, увеличив добычу полезных ископаемых в I квартале на 44%. Выпуск продукции по обрабатывающим отраслям вырос на 11,6%.
За первые два месяца 2011 г. превысили среднеобластной индекс промышленного производства 13 муниципалитетов, по итогам января-марта их стало 17.
