Фантастика становится реальностью. Еще в научно-фантастической книге «Двойной эффект» Таля М. Кляйна главный герой, «засольщик» по профессии, обучал искусственный интеллект сарказму и шуткам. Он зарабатывал деньги тем, что рассказывал машине анекдоты и другие смешные рассказы, объясняя, когда нужно смеяться. Теперь машинным обучением занимаются ведущие мировые компании. Основная сфера, в которой применяются новейшие разработки, – цифровой маркетинг. Эксперты, которых пока не успел заменить искусственный интеллект, обсудили перспективы цифровизации российских предприятий на конференции AdIndex City.
По мнению Альберта Усманова, директора по цифровому маркетингу S8 Capital, сегодня уже недостаточно просто создать в компании «отдел маркетинговых технологий». «Эти технологии стали неотъемлемой частью работы во всех направлениях: от управления рекламными кампаниями и контентом до менеджмента», — отмечает он.
Маркетологи пока не понимают, насколько эффективным может быть внедрение искусственного интеллекта, автоматизация и роботизация производств и бизнес-процессов. Сегодня такие технологии задействованы лишь в бизнес-моделях малой части компаний с большой долей онлайн продаж. Низкий интерес к такого рода технологиям сдерживает рост эффективности маркетинга и бизнеса, уверены специалисты.
По данным Chief MarTech, объем доступных решений технологического маркетинга вырос на 5233% за последние девять лет, до 121,5 млрд долларов (9 трлн рублей) — это в три раза больше бюджета Москвы. Сегодня на глобальном рынке доступно уже более 8 тыс. решений, которые позволяют компаниям успешно оптимизировать существующие бизнес-процессы, по сравнению с лишь 150 в 2011 году.
Наибольший рост, по данным Chief MarTech, с 2019 года произошел в сегменте данных – на 25,5%. Другим перспективным сегментом стало программное обеспечение для автоматизации маркетинга – в 2025 году этот рынок увеличится до 17 млрд долларов по сравнению с 6 млрд в 2019 году, отмечается в исследовании Mordor Intelligence.
Лидеры технологической революции - Северная Америка и Великобритания, на долю которых, по оценкам University of Bristol, приходится 66 млрд долларов. Эти страны активнее других инвестируют в развитие роботизации.
Тренд на цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта в бизнес-модели может оставить без работы множество специалистов, тех же маркетологов. Но до России «волна» роботизации производств дойдет нескоро – здесь рынок Martech только начинает развиваться.
Эксперты AdIndex оценили уровень развития разных направлений маркетинга в России: цифровая зрелость – 6/10, автоматизация маркетинга – 5/10, аналитическая экспертиза – 5/10, трансформация маркетинга – 4/10.
Только 20% российских компаний оценивают эффективность бизнес-моделей по ROI (показатель возврата инвестиций), 33% фокусируются на заявках или трафике, а для 24% эффективность до сих пор измеряется показами рекламных материалов. Применение новейших технологий Martech позволит максимально оптимизировать эту проблему, уверены специалисты.
«Толчок для развития новых технологий дала пандемия, из-за которой компании были вынуждены пересмотреть свои бизнес-модели и перенаправить ресурсы на создание цифровых платформ. В России, как пример продвинутой компании в сфере информационных технологий и интеграции новейших цифровых платформ, можно привести холдинг S8 Capital», - отмечает Альберт Усманов.
Технологическая компания «Центр», которая входит в холдинг S8 Capital Армена Саркисяна, в прошлом году ускорила темпы проведения цифровизации лотерей «Столото». На сегодняшний день больше половины билетов всероссийских государственных лотерей «Столото» продаются онлайн через сайт и мобильное приложение.
Холдинг S8 Capital Армена Меружановича Саркисяна принимает активное участие в разного рода конференциях и дискуссиях на тему разработки и применения новейших информационных технологий и популяризирует их применение в России. В S8 Capital Саркисяна входит несколько высокотехнологичных компаний: ТК «Центр», Price.ru, Strahovka.ru, Next Mobile и Sport24. ТК «Центр» Саркисяна владеет брендом «Столото» – крупнейшим распространителем государственных лотерей.