В Москву привезли премьеру главного режиссера новосибирского театра «Старый дом» Антона Федорова «Е-ее-ее!» по мотивам знаменитых «Бременских музыкантов» Василия Ливанова, Юрия Энтина и Геннадия Гладкова. И вновь Федоров разрушил шаблоны.
Явившийся к зрителям в 1969 году мультфильм «Бременские музыканты» сразу полюбился и детям, и взрослым. Дух свободы и бунтарства лился с экрана. Четверка музыкантов во главе с Трубадуром вызывала ассоциации с легендарным квартетом «Битлз», а их кочевой образ жизни - с хиппи. И то, и другое в те времена в СССР было запретным плодом. Не удивительно, что тираж пластинок с песнями Гладкова из «Бременских музыкантов» за два года достиг 28 миллионов! Но времена менялись, и бродячие персонажей перебрались в разряд героев сугубо детского приключения. А полвека спустя режиссер Антон Федоров решил вернуть эту историю взрослым.
На сцене романтичное утро. Сосны-великаны на заднике, пестрые ковры изображают цветочную поляну, на экране костерок, а возле него вповалку спят люди. Неужели это и есть любимые герои из мультфильма? Позвольте, те были веселы и жизнерадостны, а эти персонажи на сцене какие-то вялые, не в себе. Хиппи, задержавшиеся в кочевой жизни? А вот и их Король (Юрий Кораблин) – в доме на колесах, где он любуется портретом рок-певицы Дженис Джоплин, символа свободы и бунтарства 1960-х, умильно называя ее «нашей мамочкой».
Позже он вместе с дочерью будет раздавать кипяток – и музыкантам, и похожим на панков разбойникам, и нежная Принцесса (Лилия Мусина), как продавщица, желающая избежать скандала, станет смиренно говорить одно и то же: «Простите нас, пожалуйста».
С высоким худосочным очкариком Трубадуром (Арсений Чудецкий) с татуировками на руках героиня переговаривается по приспособлению из двух банок и веревки, напоминающему арт-объект «коммуникейшн тьюб» из «Ассы». Музыкант и сам чем-то похож на героя фильма Бананана, существующего в пространстве своих снов. Инфантилизм избранника дочери раздражает Короля. «Любовь, свадьба, а дальше-то что?!», – вопрошает он. А Трубадур в ответ несет нечто анекдотическое: он-де филателист, хочет продать свою коллекцию и завести козу...
В неожиданном образе предстает и Атаманша (Анастасия Белинская) – долговязая чувырла в черном плаще. У нее бессмысленное лицо и нескоординированные движения, куда ей грабить Короля – сориентироваться бы в пространстве. Но все-таки фабула старых «Бременских музыкантов» здесь остается прежней, хотя возникает ощущение, что все события происходят не благодаря, а вопреки характерам персонажей на сцене.
На свадьбе главных героев, как водится, завяжется драка. Глядя на нее, Принцесса молит: «Мы ведь можем как-то это прекратить?!». Но на сцене призыву никто не внемлет, дерущиеся разойдутся только когда лица у всех будут в крови. Сказка - ложь, да в ней намек…
«А я не желаю жить по-другому!», – вот кредо здоровенного Разбойника. Эту фразу, то и дело повторяемую, можно считать лейтмотивом спектакля. Как и другую, неоднократно произносимую Петухом: «Как так-то?».
Вообще персонажи, как и в других спектаклях Федорова, здесь косноязычны и немногословны - мыслительный процесс для большинства из них тяжел. И когда Сыщик без конца повторяет свой план («Всех убить, принцессу связать, остальным горло перерезать, мост взорвать»), слушать это становится невыносимо. Да и знакомые мелодии из мультфильма в аранжировке Григория Калинина и Сергея Шайдакова, которые вживую играют бременские музыканты на сцене, звучат в унылом варианте…
Все это вызывает мысли о том, что пользоваться свободой гораздо труднее, чем завоевать ее. Есть опасность либо быстро утратить обретенное, либо оскотиниться, потерять цели и ориентацию в пространстве собственной жизни. Что и произошло с большинством персонажей. В финале они просят прощения у публики – вероятно, за то, что знакомая история в их исполнении не звучит оптимистично. И поют «Солнце взойдет», а некоторые зрители зажигают фонарики на телефонах и качают ими на вытянутых руках.
Это – красивый момент ностальгии. Но в сущности, Федоров, поставив на сцене культовую сказку, опять сделал едкую сатиру на современное общество. Сколько раз мы сами ловим себя на том, что мысленно твердим «да как так-то?», но упорно не желаем ничего поменять и жить по-другому.