Екатеринбург стал первым городом России с бесплатным проездом школьников на наземном городском транспорте. Об этом объявил врио губернатора Свердловской области Денис Паслер.
«Эта акция не временная, она навсегда, — подтвердил замглавы города Рустам Галямов. — Что касается метрополитена, то есть поручение с 1 сентября снизить стоимость для школьников в три раза. На сегодняшний день на один вид транспорта стоимость проездного приблизительно 760 рублей, поэтому при снижении в три раза проездной для детей будет стоить около 200 рублей». Замглавы также пообещал вернуть «проездные деньги», если родители уже успели положить их на транспортные карты своих детей.
Теперь в мире есть две страны с бесплатным детским транспортом: Россия (но только в столице Урала) и Финляндия, где школьников, живущих дальше двух километров от школы, обеспечивают бесплатным проездным билетом, а далеко живущих в сельской местности и детей-инвалидов в школу бесплатно возят на такси.
Особая детская транспортная льгота есть в Китае: в метрополитены Пекина и Шанхая детей ростом до 1,3 метра пропускают бесплатно независимо от возраста.
В России многие города вводят детские транспортные льготы. Например, в Москве школьникам дают скидки 50%, а дошкольников возят бесплатно даже в пригородных электричках. Но скандалов с ловлей «зайчат» тоже хватает. В том же Екатеринбурге ввели девятирублевую скидку при оплате проезда по QR-коду или NFC через Систему быстрых платежей — и тут же нашлась кондуктор, заклеившая табличку с QR-кодом в салоне автобуса рекламным объявлением. Возмутившейся пассажирке страж транспортных доходов заявила, что оплата через QR «не работает».
Регулярно появляется информация о жестокостях в отношении детей-безбилетников, высаживаемых из автобусов посреди дороги даже в суровые сибирские морозы. Дети отвечают адекватно. В Челябинске на прошлой неделе кондуктор ударила ребенка, пытавшегося проехать зайцем, утверждая, что уже заплатил за проезд. Женщина пригрозила забрать его самокат, а мальчик стал нецензурно оскорблять ее. Вступившиеся за «зайчонка» пассажиры возмутились: мол, на словах у нас дети — большое богатство страны, а на практике с них уже сегодня пытаются содрать побольше...
Госдума нынче опять поднимала вопрос о детских транспортных льготах, но безрезультатно. Весной спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко возмущалась, что школьников кто-то может высадить из общественного транспорта за неоплату проезда. И добавила, что в России было уделено большое внимание льготам, которые предоставляет транспортный комплекс, особенно семьям с детьми, однако не всегда они реализуются. Спикер Совфеда призвала усилить контроль за ситуацией, поскольку до сих пор «школьника кто-то имеет право высадить из автобуса». Обращаясь к министру транспорта, Матвиенко призвала наладить более эффективную систему контроля. Но вот вопрос: какого контроля и за кем?
Транспортники не понимают: их работа стоит немалых денег, а кто возместит ущерб от безбилетных проездов, если они станут (и порой становятся) массовыми? Хотя пока никто толком не знает, сколько потенциальных детей-безбилетников может оказаться в том или ином городе или регионе, если сделать их проезд официально бесплатным. Посильны ли будут возмещения бюджетных затрат на малолетних пассажиров?
А тем временем детей в России становится все меньше. По данным Росстата, в 2023 году в стране родились 1,213 млн детей — такого низкого показателя не было с 1999 года. Статистики обещают, что рождаемость в стране будет падать и дальше. Но радоваться такому решению проблемы безбилетников как-то не хочется...