Мало нам жуликов в телефоне — они забрались уже и в школьные портфели. Ваше чадо собралось в поход за знаниями, а у него, оказывается, не учебники, а контрафакт. И что тут делать? Рынок поддельных школьных пособий исчисляется миллионами экземпляров и оценивается в миллиарды. Об этом говорят эксперты и представители крупнейших издательств.
Нарваться на подделки можно чаще на маркетплейсах, рынках и ярмарках. Учебники из федерального перечня закупаются образовательными холдингами централизованно, а вот с изданиями, которые покупают родители, ситуация хуже. Ежегодно мамами-папами и школярами приобретается до 15% учебной литературы — это на 5 млрд рублей. Таких предложений хватает. Множество мелких издательств что-то печатают или допечатывают, и отследить эти тиражи проблематично.
С середины лета правоохранительные органы увеличили количество рейдов, направленных на очищение рынка от контрафактных пособий и учебников, и порой в эти сети попадается крупная рыба. Так, на юге России за последний месяц прекращена деятельность двух крупных типографий. Одна работала в Ростовской области и без ведома правообладателей большими тиражами печатала учебную литературу, которая потом оптовыми партиями расходилась по стране. В момент проведения рейда на складе нашли 106 тысяч экземпляров контрафактной продукции стоимостью более 50 млн рублей. Про вторую типографию детали пока не разглашаются.
К борьбе с пиратами присоединились и крупные издательства. Так, «Просвещение» разместило на своем сайте информацию о том, что готово платить гражданам за информацию о подделках до 500 тысяч рублей, или до 10% стоимости конфискованной контрафактной литературы. Но тут две оговорки. Во-первых, издательство интересуют только «свои» подделки. Во-вторых, информация должна быть не просто достоверной — для получения вознаграждения нужно, чтобы она легла в основу уголовных дел. О состоявшихся выплатах информаторам не сообщается.
Раньше основными местами дистрибуции контрафакта были рынки и ярмарки. Сегодня злоумышленники переместили большую часть своего бизнеса в Сеть. Лотки и развалы с сомнительными изданиями сейчас можно встретить разве что в Сибири или на Дальнем Востоке. В других регионах продажи осуществляются в основном через соцсети и маркетплейсы. Открыть магазин на этих площадках можно в считаные часы. При этом у маркетплейсов нет возможностей (да и стремления) для борьбы с подделками.
Хотя при желании отличить контрафактное издание от оригинального не так сложно. Достаточно изучить карточку товара. Огрехи полиграфии в виде блеклых красок, нечетких контуров изображений и неравномерно напечатанных букв можно заметить даже на предоставленных продавцами фотографиях. Кроме того, тревогу должны вызывать и солидные скидки, и негативные отзывы покупателей.
Остается напомнить, что в отношении учебников и прочих школьных пособий действуют строгие правила. Разумеется, пираты никаких санитарных норм не соблюдают. Ради экономии они используют дешевую краску, содержащую аллергены и токсичные вещества, а также экономят на бумаге. Кроме того, поддельные учебники могут устареть и не соответствовать учебным программам.
Решить проблему могло бы распространение на этот рынок единых правил маркировки продукции (система «Честный знак»), но произойдет это не раньше подведения итогов соответствующего эксперимента, который завершается 31 августа. Опыт подсказывает, что с пиратами и контрафактом придется мириться как минимум до следующего лета, а может быть, и того дольше.

