Главная Культура Афиша 00:03 29 Октября 2021 13946
Русская Шанель

В Москве вспомнили женщину, одевавшую великих княгинь и народных артисток СССР

Дина Егорова
Надежда Ламанова (слева) и ее творения на выставке в Москве. Ефимия Носова (Рябушинская) в платье от Ламановой на портрете К. Сомова. 1911 год. Фото из открытых источников

В столице на ВДНХ открылась выставка «Гений в юбке и ее эпоха», посвященная 160-летию со дня рождения первой русской женщины-модельера Надежды Ламановой. Ее называют «русской Шанель», хотя это знаменитую изобретательницу «маленького черного платья» логичнее назвать «французской Ламановой». Ведь Коко еще не появилась на свет, когда Надежда Петровна уже начала профессиональную деятельность. И была подростком, когда ее русская коллега получила почетнейшее звание «поставщик императорского двора».

Ивот мы стоим и смотрим на все это и изумляемся, как зыбка граница между модой и искусством. А может, ее и вовсе нет? Труакары, или, если проще, платья-пальто, из шелкового тюля, расшитые на восточный лад бисером и стеклярусом, вошедшими в моду после «Русских сезонов» Дягилева. Вечерние платья из шифона на черном атласном чехле, принадлежавшие императрице. Эскизы к «Анне Карениной» Станиславского и «Принцессе Турандот» Вахтангова — говорят, посмотреть на злую театральную принцессу приходили в том числе и из-за костюмов Ламановой...

Откуда это все у нее взялось? Происходившая из обедневшей дворянской семьи, дочь гвардии полковника Надежда Ламанова оказалась в полном смысле селф-мейд-вумен — одной из первых в России женщин, «сделавших себя». Рано покинув родительский дом, поступила в Московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Проучившись два года, начала работать в мастерской Войткевичей и быстро стала ведущей закройщицей. Среди модниц ползли слухи: «У мадам Войткевич есть новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится как из Парижа». А вскоре мадемуа-зель открыла свою мастерскую в доходном доме Адельгейм на Большой Дмитровке. Слава настигла ее почти молниеносно: уже в 1898 году Ламановой было пожаловано звание поставщика ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны.

Современники отмечали деловитость и экстравагантность Ламановой. «Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженая. В компании говорила: «Ну, братцы, выпьем!» Хорошо играла в винт и преферанс... Зимой каждый день на своем автомобиле ездила в Сокольники, бегать на лыжах!» — свидетельствовала известная в Санкт-Петербурге порт-ниха Мария Воронина. Кстати, познакомились они за карточной игрой в винт.

В работе Ламанова была диктатором: не обращала внимания на пожелания и даже жалобы клиентов, не разрешала им вмешиваться в творческий процесс. Говорят, в ее мастерской наготове стояла склянка с нюхательной солью на тот случай, если заказчица свалится в обморок. Зато трудилась над костюмом она, как живописец над портретом. Подолгу изучала натуру, придирчиво осматривала фигуру, а потом вдохновенно обволакивала ее тканью, закрепляя складки, линии и драпировки булавками. Сама же шить не любила и не умела.

Наряды, которые придумывала Ламанова, были не только красивыми, но и удобными. Одной из первых в России она поддержала идею французского кутюрье Поля Пуаре обходиться в женском костюме без корсета. Позднее сам Пуаре, носивший титул «короля моды», вспоминал: «Мысленно проезжая по Москве, не могу не остановиться у дома мод мадам Ламановой, знаменитой портнихи тех прекрасных времен, с которой я дружил и о которой всегда вспоминаю с теплым чувством. Она открыла мне всю фантасмагорию Москвы, этого преддверия Востока».

Символично, что местом для нынешней выставки выбрана ВДНХ: ближайшей подругой «русской Шанель» была Вера Мухина, автор знаменитой композиции «Рабочий и колхозница», венчающей исторический павильон. Поставщица ее императорского высочества, покорившая двор изящными нарядами в стиле модерн, с воодушевлением занялась авангардистскими экспериментами в «ревущие двадцатые». Ее геометричные платья с ломаными принтами завоевали признание в Париже на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году. Советский павильон, где Ламанова выставлялась вместе с Александрой Экстер, Надеждой Макаровой и той же Верой Мухиной, гремел, им восхищался сам Ле Корбюзье...

Теперь же выставка, посвященная Надежде Петровне Ламановой, разместилась на втором и третьем этажах того самого павильона «Рабочий и колхозница». Экспозиция разделена на два творческих периода: эпоху русского модерна до событий 1917 года и послереволюционное время. Всего представлено более 70 подлинных театральных и бытовых костюмов авторства Ламановой, а также реконструкции, воссозданные по архивным материалам.

Значительную часть театральной экспозиции составляют костюмы для спектакля «Анна Каренина». Это довольно не-обычная коллекция, потому что, как правило, Ламанова создавала сценические вещи по чужим эскизам (Головина, Бенуа, Бакста). Но для «Анны Карениной» с Аллой Тарасовой в главной роли она самостоятельно, с большой стилистической точностью, воссоздала одежды 1870-1880-х годов. Любопытно, что та работа вызвала большие споры. Например, Анна Ахматова уверяла, будто среди настоящих аристократов одеваться по последней моде считалось дурным вкусом: «Я много их видела в Царском: роскошные ландо с гербами, кучер в мехах — а на сиденье дама, вся в черном, в митенках с кислым выражением лица... Это и есть аристократка: А роскошно одевались, по последней моде, и ходили в золотых туфлях жены адвокатов, артистки, кокотки».

Но как бы то ни было можно сказать, что именно «Анна Каренина» вкупе с «Принцессой Турандот» спасли Ламанову в советские годы. Успех Надежды Петровны в 1920-е не должен вводить в заблуждение. Был и арест в 1919-м за то, что «обшивала царскую семью», и два с половиной месяца сидения в Бутырке (помогло вмешательство бывшей заказчицы, ставшей комиссаром театров и зрелищ Петрограда, — гражданской супруги Горького Марии Андреевой). И отказ властей выпустить художницу за границу на ту самую парижскую выставку, где ее работы произвели фурор. Более-менее устойчивый статус ей давала работа в театрах — Вахтанговском, МХАТе. Кстати, и Любовь Орлова блистала в ленте «Цирк» в платьях от Ламановой, и песня «Широка страна моя родная» звучит на фоне идущих в будущее толп в ее одеждах...

В эвакуацию ее любимый Художественный уехал из осажденной столицы в октябре 1941 года без нее. Ламанова о том узнала, только зайдя спросить, когда же наконец отъезд. А ей о дате попросту не сказали — не успели или не захотели, держа местечко для кого-то другого. Тогда многие рвались в эвакуацию. Не исключено, что именно испытанный шок стал последним ударом: на следующий день сердце Надежды Петровны остановилось. Горькая ирония судьбы: она в тот момент шла по Большой Дмитровке, где когда-то находилось ее процветающее ателье...

Афиша 00:15 / 14 Ноября 2025 5160
Громче, чем бомба

На экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снял картину Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса фон Триера. Пока Ларс борется с болезнью Паркинсона, Йоаким, автор обласканных фестивалями фильмов «Реприза», «Осло, 31 августа»,...

Как Федор Достоевский полтора века назад рассказал о нашем нынешнем обществе

Ирина Смирнова
Труд

В Петербурге открылась замечательная выставка, посвященная роману Федора Достоевского «Подросток». «Треснули законы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра...

На экраны выходит фильм «Умри, моя любовь» из программы Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сняла его британка Линн Рэмси, опытный фестивальный боец. Она дважды побеждала в Каннах с коротким метром. На Лазурном берегу показывали ее полнометражные ленты «Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то...

Афиша 00:05 / 05 Декабря 2025 3776
Любовь и честь Карла Росси

Петербург празднует 250-летний юбилей зодчего, придавшего неповторимый облик городу на Неве

Ирина Смирнова
Труд
Фото: © Страница Музея истории Санкт-Петербурга в VK. Фото: https://vk.com/spb_museum

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная творчеству Карла Росси (1775-1849) — непревзойденного мастера русского ампира, создателя уникальных по великолепию архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга,...

В прокат выходит русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке

Евгения Заболотских
Труд
Фото со съемок к/ф «Тропа гнева», kinopoisk.ru

В прокат выходит фильм «Тропа гнева». В главных ролях — Максим Дрозд, Анфиса Черных, Артем Ткаченко и Екатерина Стеблина. Русско-таджикский боевик о пограничнике в отставке, который готов на все,...

Афиша 00:01 / 21 Ноября 2025 3156
Размороженный

Новый фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Авиатор» снят по роману Евгения Водолазкина

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Сначала прилетел орлан-белохвост, а может, другая гордая птица — нарисовано-то компьютером. Орлан плавно кружил над тайгой, пока в кадре его не сменил Соловецкий архипелаг (тут уж не ошибешься —...

Как в Музее русского импрессионизма вспомнили Гиляровского

Елена Широян, искусствовед
Труд
Музей русского импрессионизма

Редкий случай: музейный артпроект посвящен журналисту! Пусть и в честь 170-летия легендарного репортера и бытописателя Москвы. Столица в фокусе внимания на равных с юбиляром, и залы полны ее ландшафтов,...

В основе постановки МТЮЗа «Дядя» - знаменитый чеховский «Дядя Ваня»

Анна Чепурнова
Труд
Фото Елены Лапиной предоставлено МТЮЗом

Зачем тревожить вечную классику, пытаясь перенести героев и действие из времени, где они родились и жили, в наш суетный век? Ответ на этот вопрос можно найти на сцене Московского театра юного зрителя, где состоялась...

Афиша 00:04 / 28 Ноября 2025 2432
Русский собрат Леонардо

Московский Центр «Зотов» показывает крупнейшую выставку Владимира Татлина. И это - событие!

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото Евгения Баранова Центр «Зотов»

В декабре исполнится 140 лет со дня рождения Владимира Татлина — художника, конструктора, изобретателя. Автор всемирно знаменитой Башни III Интернационала считается одним из столпов русского авангарда, однако широкому...

Разговор с Билли Новиком о музыке и других радостях жизни

Татьяна Болотовская
Труд
Фото из открытых источников

25 лет назад в Питере родилась группа Billy’s Band, очень скоро покорившая сердца тех, кто любит импровизацию в музыке и в жизни. Основателю коллектива, автору песен и вокалисту Билли Новику недавно исполнилось...

На наши экраны выходит фильм «Звук падения» - лауреат Каннского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Картина, представляющая немецкое кино, завоевала Приз жюри. Он не самый значимый в каннской иерархии, но достаточно весомый для того, чтобы привлечь к картине внимание мировой киноэлиты. Германия уже выдвинула «Звук...

Афиша 00:01 / 12 Декабря 2025 2217
Себя как в зеркале я вижу...

Русский музей и Эрмитаж представили в своих залах исторические портреты

Людмила БЕЗРУКОВА
Труд
Боровиковский В.Л. Портрет Е.А. Нарышкиной. начало 1790-х гг Фото: © Русский музей

Два равно уважаемых петербургских музея — Русский и Эрмитаж — представили в своих залах исторические портреты. Работы великих мастеров прошлого и настоящего из собственных коллекций здесь соседствуют...

Афиша 00:04 / 12 Декабря 2025 2081
Взгляни в лицо обреченных

Эти музейные экспозиции возвращают нас к людям и событиям, происходившим на Сенатской площади

Елена Широян, искусствовед
Труд

Двухсотлетие с момента восстания декабристов, которое считается одним из ключевых событий русской истории, в наших музеях получило довольно аскетичный отклик. В Москве это прежде всего выставка в Государственном музее...

Афиша 00:03 / 12 Декабря 2025 1880
А завтра была война

Вахтанговцы оживили последние предвоенные годы

Любовь Лебедина
Труд
Егор Разливанов, Анна Ляхова. Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евг.Вахтангова

В Театре имени Вахтангова впервые поставлен спектакль под названием «Первая любовь последнего года» по роману Юрия Слепухина «Перекресток». На сцене оживает 1941 год, и вчерашние школьники уже...

Афиша 00:01 / 05 Декабря 2025 1673
Полпланеты прошагал

В Пушкинском музее столицы собрали большую выставку Марка Шагала из российских коллекций

Елена Широян, искусствовед
Труд
Марк Шагал, Над городом, 1914–1918. Фото: globallookpress.com

Масштабы выставки «Марк Шагал. Радость земного притяжения», открывшейся к 40-летию кончины художника, превзошли все прежние показы этого мастера в стенах ГМИИ. Первый раз такое мощное шоу здесь случилось в 1987-м,...

Афиша 15:30 / 20 Декабря 2025 1392
Мятеж или восстание?

В России уже два века об этом спорят - и ответы зависят от того, какая эпоха на дворе

Ирина Смирнова
Труд

«Перед нами история последнего гвардейского переворота и первого штурма Зимнего» — такими словами директор Эрмитажа Михаил Пиотровский открыл выставку «14 декабря 1825 года», посвященную 200-летию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?