Предстоящий государственный праздник — День народного единства — обещает очередной всплеск дискуссии: кто и вокруг чего в России объединяется? Между тем такая проблема существует и в самом обычном, житейском варианте. Так, из опроса фонда «Общественное мнение» следует, что 59% россиян не общаются со своими соседями и часто даже не знакомы с теми, кто живет за стенкой. Вот и попробуй объедини нас, таких гордых!
Сергей Шаргунов, писатель
— Со всеми соседями здороваюсь, ближайших соседей знаю. Особенно тесно общаюсь с соседями за городом, там это в каком-то смысле вопрос выживания и хозяйствования: меняемся инвентарем, ходим по грибы, следим, чтобы воры не лазали... Думаю, чувство единства в народе просыпается либо перед серьезными внешними вызовами, либо на волне красивой, чистой идеи.
Павел Пожигайло, зампредседателя общественного совета Министерства культуры, директор Всероссийского хорового общества России
— У меня много детей, они играют с другими ребятами, в том числе из небогатых семей. Мы, родители, тоже общаемся между собой. Но атомизация происходит, особенно заметна она в больших городах. Здесь все застроено, даже на лавочке не посидишь. Свою роль в отчуждении людей играет утверждение капитализма — он привел за собой индивидуализм, закрытость, вопиющее социальное расслоение. Упал уровень образования и культуры, тут стало больше фастфуда, чем качественного продукта. Сбываются прогнозы наших великих философов: Достоевского, Бердяева, Леонтьева... В стране назрела философская дискуссия о будущем.
Марат Михасиев, сотрудник строительной фирмы
— С соседями пока не познакомился, хотя живу в этом доме третий год. Как-то все на ходу, торопятся все, шмыгают мимо. Там, откуда я приехал в Москву, знал всех в нашем подъезде, мог даже ночью постучать и хлеба попросить. А здесь так не принято.
Сергей Урсуляк, режиссер
— С соседями не дружу, но как минимум здороваюсь. Что делать, в столице люди больше разобщены, нежели в глубинке. Думаю, ситуация выправится, когда народ станет жить лучше во всех смыслах этого слова. В советское время общности между людьми было больше, работала установка «человек человеку друг, товарищ и брат».
Андрей Кураев, протодиакон
— Минимизация социальных контактов — своего рода самозащита в условиях мегаполиса. Это позволяет худо-бедно сохранить собранность. Разобщенность людей в большом городе не преодолеть, хотя стараться нужно. Например, с помощью волонтерской работы: всегда нужна помощь людям бездомным, животным. А мои отношения с соседями не всегда безоблачные, кто-то постоянно сбрасывает корки на мой скутер...
Прасковья Казанцева, пенсионерка, Забайкальский край
— У нас без соседей просто невозможно. Я в своем райцентре Кыра живу уже полвека с лишним, всех знаю, и меня все знают. И радости, и горести, и праздники, и будни — все делится с соседями, причем из поколения в поколение. Так что когда я слышу: «День народного единства», — сразу думаю о своих соседях. Вот если бы так вся страна жила!