ФИРМЫ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ
На видавших виды убэповцев произвел впечатление размах, с которым действовали мошенники-интеллектуалы Фаис Самедов и Владимир Руклей (фамилии фигурантов дела по понятным причинам изменены - суд еще впереди). Разными путями пришли они в криминальную сферу, да и судьбы их далеко не схожи. Но, как говорится, свояк свояка видит издалека. И хоть Самедов, по некоторым данным, - дитя знойного Азербайджана, а Руклей - уроженец Петропавловска-Камчатского, встретившись в Москве, они быстро нашли общий язык.
- Фаис Самедов, - рассказывает заместитель начальника отдела по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ следственной части при УВД Калужской области Константин Логунов, - матерый мошенник, отсидевший еще при советской власти четыре года в колонии строгого режима. Руклей же до дефолта 1998 года был преуспевающим коммерсантом, но, потеряв практически все, видимо, решил попытать счастья на преступной стезе.
Оба задержанных обвиняются в том, что, начиная с июля 2002 года, создали организованное преступное сообщество, вовлекли в него других лиц. В подмосковных Мытищах ими была снята квартира, которую подельники превратили в подпольный офис. Провели сюда оптико-волоконную связь, приобрели несколько компьютеров, дорогостоящий (2300 долларов) троербук, сотовые телефоны. Четко распределили роли. Самедов, отменный компьютерщик, создает собственные сайты в Интернете, по которым некая фирма, якобы находящаяся в Челябинске, предлагает предпринимателям услуги по поставке металлопродукции по привлекательным ценам с солидной предоплатой. А Руклей берет на себя организацию подставных фирм в разных городах России и осуществление всех банковских операций, вплоть до обналичивания денег...
И колесо завертелось. Предприниматели выходили на связь с "поставщиками металла" по их мобильникам, полагая, что разговоры ведут, скажем, с Челябинском или Владимиром. В действительности же мошенники сидели в подмосковных Мытищах, но благодаря хитрому техническому приему номера их прямых мобильных телефонов установить было практически невозможно. Таким образом, по Интернету заключались крупные сделки, на расчетные счета подставных фирм поступали деньги, они тут же перебрасывались в один из московских банков, где и обналичивались самим Руклеем. За 4 месяца мошенники заполучили около 400 тысяч долларов. Следствие располагает десятью томами платежек. Подельники, как оказалось, вели строгий учет прихода и расхода денег, хорошо налаженное делопроизводство.
СГУБИЛА ЖАДНОСТЬ
Первыми забили тревогу предприниматели одной из калужских фирм, "нагретые" мошенниками более чем на 6 миллионов рублей. Как только эти деньги в качестве предоплаты поступили на счета "изобретателей", их мобильники замолчали, и обещанный по Интернету металл оказался вполне виртуальным. Расследованием уголовного дела занялась калужская милиция.
- В результате множества оперативно-розыскных мероприятий, - говорит начальник отдела Управления по борьбе с экономическими преступлениями Альберт Дуков, - мы вышли на одну из подставных фирм в Москве, где обнаружили около трех тысяч платежных поручений. Отрабатывая указанные в них фирмы, вычислили фигуранта, который обналичивал деньги. Причем чисто случайно - на одной из платежек Руклей, видимо, совершенно машинально, поставил свою подлинную фамилию. Найти его особого труда не составило, вскоре он был задержан и дал необходимые показания, в частности, назвал главного организатора аферы - Самедова и место, где он скрывается. Стал известен и еще один участник преступной группы - Александр Шумейко.
К тому времени Самедов переместил свой главный офис в подмосковный Зеленоград. Возле здания, в котором он находился, мы установили скрытое наблюдение. Одновременно задержали еще одну подозреваемую, у которой обнаружили печать подставной фирмы "Техпроект" в Челябинске, через которую также совершались мошеннические операции.
Оставалось главное - взять организатора подпольной структуры Самедова. Однако он был крайне осторожен: в течение всей недели скрытого наблюдения свой офис не покидал ни на минуту. Брать его в квартире было опасно: мы не знали, кто еще с ним там находится и как они вооружены.
Приняли нестандартное решение. Зная, что Самедов создал новый сайт во Владимире и готовится совершить очередную аферу, мы решили выступить в качестве покупателя кабеля. Войдя в его сайт в Интернете, я представился владельцем одной брянской фирмы и поинтересовался, не могу ли приобрести необходимое количество кабельной продукции. По электронной почте сбросил соответствующую заявку.
Самедов отреагировал мгновенно. Позвонил (это был прокол с его стороны!) мне по обычному городскому телефону и потребовал срочной 70-процентной предоплаты. Естественно, все наши переговоры документировались. Как выяснилось позднее, главарь преступной группы был в азарте, попав в полосу везения - только что заключил сделки с самарскими фирмами (на 2 миллиона рублей) и волгодонскими предпринимателями (на полмиллиона). А тут еще подвернулся я...
Одним словом, дело подошло к концу. Самедов был задержан вечером, когда, выйдя, наконец, из дома, садился в такси. Что любопытно, при нем оказалось три настоящих паспорта с его фотографией - на имена Якова Моисеевича Дуда, Якова Моисеевича Вельдина и Бориса Ароновича Гольдштейна. Один из этих паспортов Самедову был выдан минувшим летом в Грозном.
"Я - ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКИЙ"
Итак, капкан захлопнулся. Четверо фигурантов особо тяжкого уголовного дела - под следствием, клубок их преступлений распутывается.
С Фаисом Аслан-оглы Самедовым мне довелось встретиться в кабинете следователя калужской милиции. Невысокого роста, склонный к полноте, он, как ни странно, сиял обаятельной улыбкой:
- К сожалению, хорошо налаженное мною дело лопнуло, - говорит он. - Какие чувства при этом я испытываю? Естественно, досаду. Хотя, в общем, даже рад, что меня остановили.
- Вы согласны с теми обвинениями, которые против вас выдвинуты?
- В основном да. Хотя, сами понимаете, у следствия - одна позиция, у меня - несколько другая. Я - человек творческий, неплохой компьютерщик, люблю работать с интернетовскими сайтами. А то, чем я занимался в последнее время, считают делом чисто коммерческим. Да, таким способом я зарабатывал себе на жизнь. По характеру я таков: люблю в любой ситуации реализоваться, быть самодостаточным в этой жизни.
К "философии" подозреваемого в тяжком преступлении остается лишь добавить, что жить на широкую ногу и быть самодостаточным он хотел только за счет других, путем мошенничества и обмана. А грабеж - что со взломом и кровью, что с помощью собственного интеллекта - все равно грабеж и за него всем членам преступного сообщества придется держать ответ по всей строгости закона.