В Москве отшумела-отбурлила 13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Но остался вопрос: что же произрастало в эти дни в «Тимирязев Центре»? Главное ощущение: искусство теперь существует не само по себе — оно на службе у бизнеса.
У синего стенда производителя гречки посетители, как завороженные, крутят головами из стороны в сторону: огромным коричневым ядром выросшая до необъятных размеров крупинка раскачивается, будто маятник. Гипнотизирует публику в буквальном и переносном стиле.
— В Москве интерес к современному искусству постоянно растет, а арт-рынок демонстрирует положительную динамику, — поясняет директор и основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина.
И я, насмотревшись на гречневое ядро, охотно ей верю.
Сами посетители — тоже экспонаты. Вот дама до того стройна, что наверняка могла бы рекламировать спагетти. И платье ее открыто и прозрачно — ну просто al dente, «на зубок». Рядом бодро вышагивает мужчина из тех, кого в 90-х звали «папиками». И одет под стать: красные штаны, зеленый пиджак.
Впрочем, я отвлеклась. Отправлялась сюда за духовным, а постоянно спотыкаешься о материальное. И даже известный художник-придумщик Владислав Мамышев-Монро, представивший тут картину то ли с оленем, то ли с косулей, нижнюю часть животного зачем-то обернул в нежное белое кружево. Когда-то все это клеймили словом «вещизм»!
А вот огромный куб, напоминающий тюремную клетку, только белую. Как выясняется, куб создали из стеклополимерного волокна, которое используется при строительстве домов. Мило! Оказывается, это стенд застройщика, работающего на российском рынке с 2003 года и создавшего известные столичные небоскребы. Внутри куба меня встречает приятная девушка Кристина, менеджер отдела продаж.
— Эта инсталляция показывает основу и каркас — фундамент отношений как личностных, так и в строительстве, — витиевато объясняет она.
Мы с Кристиной стоим у белого комода. В одном из ящиков, как рояль в кустах, обнаруживаются чертежи от главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. На них, нетрудно догадаться, — проект будущего небоскреба высотой 379,1 метра, который появится в «Москве-Сити» к 2030 году.
— Этот проект сам является искусством в архитектуре, — говорит Кристина.
Тут же можно познакомиться с арт-объектами будущего парка скульптур, которые украсят новый жилой комплекс, конечно же, премиальный.
Как приблизить искусство к жизни, а значит, к культурному потребителю? Наверняка этот вопрос стоял и перед художником-дизайнером Игорем Гуровичем, поработавшим над дизайном ковров. И это вам не русалки и не «Три богатыря», тут важно не отставать от жизни. А потому на коврах иероглифы и английский. Даю в переводе: «Будь как будет», «У вас нет новых сообщений» и «Присоединяйся к жизни!». Глубокомысленно — и опять же материально.
Ну и, конечно, на этой ярмарке хватало «продавцов воздуха» — точнее, воды. Представьте: молодой человек стоит в окружении бутылок, они на полу, воткнуты в стены. Желаете попить? Пожалуйста: бутылочка всего за 200 рублей. Между прочим, вода «создана» в коллаборации с петербургской художницей Кристиной Шкляр, защитницей всего чистого, природного. А стикер с ее портретом «изменяет кристаллическое поле»...
Правда, особых изменений я в себе не почувствовала. Этот концепт явно требует доработки.