Россияне перестали ходить в кино в летнее время. За июнь — август общий бокс-офис вышедших в прокат фильмов сократился на 11% по сравнению с 2024 годом и составил скромные 4,55 млрд рублей. А посещаемость кинотеатров к году и вовсе упала на 23%. «Тревожная тенденция: Отрасль деградирует», — твердят специалисты кинобизнеса.
Меньше всего мне хотелось бы винить зрителей в том, что они стали забывать дорогу в кинотеатры. И не только потому, что цены на билеты все время растут и семейный поход в кино становится не всем по карману. Главная причина все-таки кроется в том, что смотреть летом на экране по большому счету нечего. Я внимательно следил за летней афишей, надеясь отыскать там фильмы, которые могли бы вызвать интерес — лично у меня или у массового зрителя. Но не нашел там ничего утешительного.
Летний репертуар наших кинотеатров показательно, удручающе убог. Это либо низкопробные зарубежные хорроры, среди которых, к примеру, «Кровавый урожай», «Пожиратель душ. Голоса мертвых», «Заклятие. Демон внутри», «Синистер. Из тьмы», «Астрал. Остров проклятых», «Одержимые: Наследие дьявола» и все в таком же духе. Как на такое количество экранной нечисти смотрят в РПЦ, мне неведомо. Либо необязательные отечественные кинокомедии, которые забываешь по выходе из зала: «Атель-Матель», «Поле чудес», «Герои анекдотов», «Семейный призрак», «Нейробатя», «Маленький шеф», «Дети-шпионы» и все в таком же роде.
Редкие образчики авторского кино («Ровесник», «Белый пароход»), как и непонятно зачем и для кого заново выпущенные в прокат фильмы прошлых десятилетий («Прогулка», «Питер FM»), общую картину не меняют. В итоге за три месяца на экране не оказалось фильма-события, фильма-сенсации, фильма-провокации. А ведь для нормальной работы кинотеатров надо, чтобы кассовый хит появлялся хотя бы раз в месяц. Но ни один релиз за все лето не заработал даже 1 млрд рублей.
Ближе всех подобралась к этой цифре утешительная семейная комедия «На деревню дедушке» с обаятельным Юрием Стояновым, собравшая 800 млн. Но это крохи. Напомню для сравнения: в свое время «Холоп» и «Холоп 2» заработали 7 млрд на двоих, а фильм-рекордсмен «Чебурашка» собрал такую же сумму в одиночку. Правда, это случилось не летом, а в новогодние каникулы.
Так уж у нас повелось, что продюсеры норовят пристроить свои более-менее «смотрибельные» фильмы поближе к 1 января. Вот и в предстоящие новогодние праздники на экране столкнутся лбами «Елки 12», «Простоквашино», «Буратино», «Чебурашка 2», которые будут биться за зрителей друг с другом. И каждый из фильмов не доберет 20-25% от возможной выручки. А почему бы, к примеру, не выпустить продолжение «Чебурашки» не в зимние, а в летние каникулы, когда на экранах смотреть нечего, а кинотеатры сокращают персонал, укорачивают рабочий день или вовсе на грани закрытия? Раскрученный бренд наверняка бы спас летний киносезон.
Почему-то считается, что в летние месяцы фильмы обречены на провал. Но напомню, что до ухода из России «большого Голливуда» американские блокбастеры собирали огромную кассу именно летом. Да и в Китае сборы тамошних кинотеатров минувшим летом превысили 10 млрд юаней — около 1,4 млрд долларов. При этом первые три места среди самых кассовых фильмов заняли китайские ленты: драма «Нанкинский фотограф», мульт-фильм «Никто» и комедия «Дорога личи». Летние киносезоны традиционно являются в Поднебесной наиболее прибыльными.
Нам до Китая во многих отношениях далеко. У них киноиндустрия самодостаточная и находится на подъеме. У нас же импортозамещение в кино, несмотря на щедрые бюджетные вливания, идет туго. Отечественных фильмов-событий, хоть в творческом, хоть в коммерческом плане, остро не хватает. Говорят, ситуация улучшится через год — другой — третий. Дай-то бог! Пока же надо научиться разумно распоряжаться хотя бы тем, что имеем. И для начала, мне кажется, есть смысл распределять потенциальные кассовые хиты равномерно по ходу киносезона, включая и летние месяцы, а не устраивать бессмысленную «новогоднюю битву своих со своими».