Главная Жизнь 17:58 05 Ноября 2013 1339
«Москва, Санкт-Петербург и всякие другие мелкие города ...»

«Людей в первую очередь интересуют люди»: к такому выводу пришли сотрудники «Водохода», изучая запросы иностранных туристов, пользующихся услугами этой компании.

Георгий Настенко

Крупнейшая российская круизная компания «ВОДОХОДЪ» завершила свой очередной сезон. Об особенностях российского речного туризма и его перспективах корреспондент «Труда» побеседовал с директором компании по внутреннему туризму Андреем Смолиным.

– От речного туризма многих других стран российский отличается относительно коротким сезоном – всего лишь полгода. Это обстоятельство сказывается на затратной составляющей вашего бизнеса?

– Конечно. На самом деле, сезон у нас длится даже не полгода, а с июня по август. А мае и августе теплоходы ходят не то, чтобы пустые ... но не полностью загруженные. А еще в конце апреля и начале мая мы просто не можем пустить суда, потому что реки не полностью вскрыты ото льда. Физически весной наша работа ограничена льдами на реках, осенью – частыми дождями, а потом – заморозками. Так-то нормальный сезон длится максимум пять месяцев. Норматив, который закладывается судоходными компаниями для круизных теплоходов, составляет от 120 до 140 суток. Затраты на межнавигационный ремонт и прочие работы, содержание экипажей в этот период – все это ложится на плечи компании, а в конечном счете – на потребителя, то есть на нашего потребителя. В холодное время года расходы значительно меньше, чем летом, но они есть.

– Кто-то сравнивал расходы «Водохода» с компаниями других северных стран?

– У нас таким анализом никто даже не пытался заниматься.

– Немного истории. Во второй половине XIX века в приволжских городах довольно массовым явлением было, когда гимназистов целыми классами отправляли в многодневную экскурсию по Волге – еще во времена колесных пароходов. Комфорта минимум – по 10–20 человек в каюте, общий стол с кашей и щами, но экскурсии были дешевыми – даже для детей богачей. В итоге многие россияне хорошо знали Россию, осмотрев воочию знаменитые места. Аналогично и сейчас в Израиле несколько раз в год школьников «в обязаловку» отправляют на экскурсии по историческим местам страны. Что-то подобное у вас практикуется?

– Довольно неожиданный вопрос. Попытался представить, как 20 школьников забиваются в каюту, и мне стало дурно. Вообще-то у нас столь строго все регламентировано, что даже если на одного пассажира не будет хватать спасательного жилета, то судно не отправится с причала. Не знаю, каковы были требования речного регистра в те далекие времена, и был ли регистр тогда … Подобные мероприятия мне сложно себе представить. Но школьные экскурсии у нас практикуются … и скидки им даются значительные. Школьники есть. Группами они путешествуют в сопровождении взрослых. Все же, полагаю, круизный туризм – не совсем подходящее мероприятие для больших групп школьников. В большей мере подходит для этого прогулочный катер, но не круизный теплоход. В России нет таких программ, когда по суперльготным условиям на теплоходы сажают большие группы людей. Нам пока и от Министерства образования и подобных структур предложений не поступало. То есть, такого социального заказа нет. Если бы поступило, мы бы рассмотрели. Впрочем, и в зарубежных транспортных компаниях, когда для популяризации родного края на речные суда по суперльготным ценам приглашают толпы детей, – такой практики я не знаю.

– Вы проводили исследования – что больше всего нравится в речных круизах по России иностранцам из дальнего зарубежья?

– Судя по запросам, больше всего их интересуют Москва и Санкт-Петербург. Северная столица даже в большей мере, потому что бренд Петербурга больше раскручен за рубежом, чем бренд Москвы. И в Питере есть больше чего посмотреть. Вот показательный пример. Когда по окончании путешествия наши иностранные партнеры спрашивали у наших клиентов, что им больше всего понравилось и запомнилось, ответ обычно был таким: «Москва, Санкт-Петербург и еще какие-то маленькие города». То есть Ярославль, Кострома, Углич и другие волжские города у них сливались в некий единый собирательный образ провинциального русского города.

По России (как впрочем, и по многим другим странам) большей частью путешествуют иностранные туристы пенсионного и возраста. Им больше всего нравится общаться с «простыми русскими людьми», причем, молодыми. Со студентами, экскурсоводами. По их же просьбам мы им устраиваем встречи с учащимися. Иностранцы задают много вопросов, зачастую банальных, а порой даже глупых: «Как у вас дела со свободой? Хорошо ли живут ваши семьи? Хватает ли денег на еду?» Они хотят получить картинку несколько иную, чем им демонстрируют их и российские СМИ. Большим спросом пользуется посещение семей. Мы в Угличе такую программу делаем. Иностранцы приходят в семьи, их там угощают картошкой со своего огорода, селедкой, какой-нибудь домашней наливкой. Показывают картинки, которые нарисовали их детки, поют иностранцам песни. Общаются – большей частью «на пальцах» из-за серьезного языкового барьера. Но все это вызывает безумный восторг у иностранцев. Большой Театр по сравнению с этими впечатлениями «и рядом не валялся». Главный вывод из этого: людей интересуют люди.

– У вас расширяется география речного туризма?

– Нет, новых рек у нас не прокопали. Есть правила судоходства, есть установленные глубины. Есть шлюзы, которые можно пройти, либо нельзя пройти на судах определенного водоизмещения. Кроме того, основная масса туристов – и россиян, и иностранцев – и до Астрахани ехать не хочет. В основном интересны Москва и Санкт-Петербург. География остается неизменной на протяжении многих лет, если не десятилетий. Появляются новые стоянки, причалы, экскурсионные объекты. Но все это – в основном на пути давно проложенных маршрутов. Судоходная система неизменная, и вряд ли в ближайшее время что-то новое добавится.

– А каковы отличия российского речного туризма от подобных путешествий по зарубежным рекам?

– Специфика стандартного европейского речного туризма существенно отличается от нашего российского. У нас страна широка. Например, на маршруте «выходного дня» теплоход во второй половине дня в пятницу уходит из Москвы, и только через сутки достигает места первой стоянки – города Углича. Кроме протяженности реки здесь надо учесть большую, громоздкую систему шлюзов. А в воскресенье вечером мы прибываем в Москву. И еще. У нас большая часть программы круиза происходит на борту – развлечения, анимация, праздники и тому подобное. А по Дунаю или другой крупной западноевропейской реке путешествие проходит в основном ночью. И каждый день пассажиры встречают в новом крупном городе. А зачастую – и в новой стране. Так что для них теплоход в большей мере – средство транспорта. И главная цель – сами города на реке.

– Насколько велик масштаб «Водохода», по российским меркам?

– Среди речных круизных компаний «Водоход» – крупнейшая в России. А по количеству эксплуатируемых собственных судов – крупнейшая в мире. Есть лишь пара-тройка компаний в мире, сопоставимых по масштабу с «Водоходом», в том числе «Вайкинг». Некоторых из них имеют свои суда и в России (исключительно по маршруту Москва – Санкт-Петербург), а также в Украине, Китае и других странах Азии.

– Как часто у вас обновляются суда?

– Нынешний наш флот – возрастной. Все суда построены до 1991 года.

– Их закупали за границей?

– Все нынешние наши суда строили в основном в ГДР, Чехословакии, Австрии – с учетом специфических российских условий. А наши условия схожи разве что с китайскими. Строительством круизного флота в СССР, а потом и в России не занимались. В результате получается примерно такая картина: если сегодня 4-палубным судам по 25 лет, но норматив эксплуатации для них до 50 лет, то 2–3-палубным судам в основном уже ближе к 50. Они и морально, и технически устарели. Им осталось три-пять лет срока эксплуатации, и таких у нас добрая половина речного флота. Так что очень важно для поддержки российских речных судоходных компаний начать строительство новых судов. Программа уже существует, планируется государственная поддержка и софинансирование. Уже разработаны проекты судов и схемы взаимодействия всех партнеров. Через несколько лет в России появятся принципиально новые теплоходы. Если этот проект осуществится, вся отрасль получит новое дыхание.

– Суда будут строить в России или за границей?

– Предполагается, что строительство будет в российских верфях. В каких именно – решится по ходу исследований и переговоров.

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 6235
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 5371
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 5094
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4707
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 4700
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 4665
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 4094
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 4056
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3945
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...

Три удара пришлись на мост, играющий важную роль в перевозках западного оружия и техники 

Скриншот видео Минобороны РФ

В Одессе шестой раз за сутки прогремел взрыв. Об очередном ударе по городу сообщают украинские СМИ. Также сообщается об очередном «прилете» по городу Ильичевск Одесской области. Как отмечает «АиФ», первый удар был нанесен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?