Главная Культура 07:11 06 Июня 2012 2202
Александр Прошкин: «Мы снимали свое кино не для Монреаля»

Сегодня в Сочи — премьера драмы «Искупление» знаменитого режиссера

Леонид Павлючик, Сочи

 

В программе «Кинотавра» — фильм «Искупление», который поставил известный режиссер Александр Прошкин. Над предстоящей премьерой уже витает дух кинематографической сенсации. Во-первых, независимо от итогов «Кинотавра» фильм «Искупление» приглашен на престижный Монреальский фестиваль. Во-вторых, 72-летний мэтр согласился поучаствовать в конкурсе «Кинотавра», основу которого составляют работы молодых режиссеров. Обозреватель «Труда» не мог пройти мимо этой коллизии и напросился на интервью к режиссеру еще в Москве. Тем более что автору этих строк — одному из немногих — посчастливилось увидеть картину на «Мосфильме».

— Александр Анатольевич, как решились на творческое соревнование с молодой порослью нашего кино?

— Я даже не знаю, как на подобные вопросы реагировать. Ни в одной культуре, ни в одной кинематографии не существует этой искусственной проблемы. Но поскольку у нас все всегда немного чересчур, то теперь появилась еще и неразрешимая проблема отцов и детей. Нет ее. Да и что нас может разделять? Мы живем в одной стране, дышим одним воздухом. Конечно, жизненный опыт у нас, поживших, чуточку иной. Но это не означает, что нас нужно дискриминировать.

— Никто вас не дискриминирует — наоборот, главный отборщик «Кинотавра» Ситора Алиева назвала ваш шаг творческим подвигом.

— А в чем подвиг? Я, что, иду на заклание, как телок? Не исключаю, что на фестивале от части немолодой уже критики мы услышим истерические вопли по поводу нового киноязыка, который-де присущ исключительно молодому поколению. Но мне кажется, что в искусстве проблема состоит в другом. Есть люди, принадлежащие к разным поколениям, которые всегда говорят правду. И есть люди, тоже из разных поколений, которые все время врут. Вот где разделение проходит, а не по возрастному признаку.

Я считаю, что в молодом поколении нашей режиссуры немало людей талантливых, порядочных, глубоких. И я к ним отношусь с большим уважением. Не только потому, что мой сын (кинорежиссер Андрей Прошкин. — «Труд») из этого поколения. По совокупности многих жизненных обстоятельств молодые заявили о себе в последние годы глубоко и серьезно. Среди них меньше приспособленцев, меньше вранья, неумной оголтелости:

— А кто из молодых вам близок, если не секрет?

— Я с осторожностью рецензирую работы коллег. Не наше это дело, а ваше, критиков. Но у меня есть, конечно, свои творческие привязанности. Например, люблю Борю Хлебникова, не отделяю его кино от его личности, что дает еще больше стимулов для наших отношений. В искусстве мне интересны человеческое начало и способность художника сочувствовать чужой боли. У нас есть ложное представление о патриотизме: мол, это «ура-ура, вперед, мы самые-самые». Мне кажется, что это спекуляция, обман. На самом деле настоящий патриотизм — это умение чувствовать, что кому-то рядом с тобой больно. Чувство родины передается не через бодрые лозунги, а через людей, через любовь и сострадание к ним. А Хлебников своих героев любит и жалеет.

— Так совпало, что новый фильм Хлебникова открывает «Кинотавр». Вслед за ним вы подхватываете фестивальную эстафету. А в сентябре ваш фильм будет представлять российское кино в Монреале. Там, кстати, не требовали, чтобы вы сняли фильм с сочинского конкурса?

— Нет, они относятся к ситуации с пониманием. Но вообще-то я снимал не для Монреаля, а для нашего зрителя. 1946 год, тяжелое послевоенное время, нищий быт, привычный ужас сталинщины: Честно говоря, не думаю, что там наш фильм до конца поймут. Общую канву они, конечно, уловят, но многие реалии нашей жизни им будут просто недоступны. Но я не уверен, что и на «Кинотавре» фильм должным образом воспримут. Это все-таки гламурный кинофорум, который, соответственно, требует или экранного гламура, или шокового зрелища. А как прозвучит здесь исповедальная человеческая история (я ведь тоже дитя войны), мне трудно предположить.

— В разные годы вы экранизировали классические произведения русской литературы — «Капитанскую дочку» Пушкина, «Доктора Живаго» Пастернака, «Живи и помни» Распутина. Как в этом ряду оказалась повесть «Искупление» Фридриха Горенштейна — писателя замечательного, но, увы, мало у нас известного?

— Я очень люблю Горенштейна и как писателя, и как личность. Я был с ним знаком и в достаточной степени дружен. Уверен: он должен был занять особое место в нашей культуре. К этому располагали вызывающая, я бы так сказал, самостоятельность его мышления, крупность натуры, жизненный опыт. Фридриху было 5 лет, когда его отца, крупнейшего специалиста по кооперации, в 1937 году расстреляли за научную работу о нерентабельности колхозов. Вскоре началась война, и мать умерла во время эвакуации на руках своего 9-летнего сына. Дальше был детдом, судьба «врага народа»...

Но несмотря на то, что он в полной мере прохлебал все ужасы советской действительности, Горенштейн не стал диссидентом. Его коллег запрещали, преследовали, создавая им тем самым биографии — Горенштейна просто не замечали, он не существовал. Выпустили одну повесть — «Дом с башенкой», которая заставила о нем говорить, и больше ни строчки не дали напечатать. Даже участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» не принесло ему скандальной славы, как некоторым другим, более удачливым авторам, которым он ничуть не уступал по таланту.

— Я помню, он искал себя в кино...

— Да, он работал над сценариями «Рабы любви», «Соляриса». Дружил с Кончаловским, Тарковским — это была одна компания. Хотел делать с Тарковским «Гамлета». Но нечего было есть, негде жить. И Фридрих вынужден был уехать. Не в ореоле диссидента, борца с режимом, а по еврейской визе. Оказавшись в Германии, органически не воспринимал немцев — не мог им простить холокост. Прожив в Германии много лет, не взял от немецкого государства ни одной марки. Жил на скромную стипендию и на гонорары — его одно время печатали в Германии, США, а во Франции предисловие к изданию его книги написал Франсуа Миттеран. Он умер в Берлине, мечтая о жизни в русской провинции на волжском берегу...

Его литература полна явных и скрытых парадоксов, попыток утвердить, что человек — очень сложное явление, нуждающееся в понимании и любви. Об этом, собственно, и повесть «Искупление». В ней действуют по-своему замечательные люди, которые тем не менее устроили себе невозможную жизнь. Они хотят хорошего, но совершают страшные поступки. А назавтра — опять славные, милые люди. Такова и главная героиня фильма — юная девушка, которая донесла на мать из-за того, что та украла из столовой пончики, чтобы прокормить семью. Эта девушка, наверное, могла бы в условиях сталинизма превратиться в чудовище. Но она встретила молодого офицера-фронтовика, и дар любви преобразил ее. Любовь как спасительная панацея русского бытия, которое держится не на абстрактных социальных теориях, а на чувствах, — одна из тайных мыслей Горенштейна. Вместе со сценаристкой Эльгой Лындиной, известными актерами Андреем Паниным, Татьяной Яковенко, Виктором Сухоруковым, Сергеем Дрейденом и молодыми исполнителями Викторией Романенко и Риналем Мухаметовым мы и старались передать эту мысль на экране.

— В вашем фильме потрясающе передана атмосфера послевоенной жизни — все эти обшарпанные стены, руины... Где построили такие выразительные декорации?

— Начну с забавного воспоминания. Когда-то я показывал в американском Конгрессе фильм «Холодное лето пятьдесят третьего». Наивные американцы, помню, все допытывались, во сколько миллионов долларов нам обошлась постройка деревни. «Да ничего она не стоила, — отвечал я, — надо было только забраться подальше в провинциальную глушь». Нынче даже в глушь не пришлось ехать. Снимали в Туле, в 165 километрах от Москвы. Главный объект — двор, где обитают герои фильма, — расположен и вовсе на расстоянии 200 метров от Тульского кремля. Люди живут в этих обшарпанных домах без горячей воды, без канализации, нужду ходят справлять во двор. Ждут, что их переселят. Но их не переселяют. А сами они ничего не делают, чтобы хоть как-то облагородить свой быт. Если снять картину об обитателях этих домов, то это была бы не менее драматичная история, чем «Искупление». Но это уже совсем другое кино.

Личное дело

Александр Прошкин, кинорежиссер

Родился в 1940 году в Ленинграде.

Окончил актерский факультет ЛГИТМиК (1961), Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио (1968).

Работал актером Ленинградского театра комедии, режиссером телевидения.

Снял сериалы «Ольга Сергеевна» (1975), «Михайло Ломоносов» (1986), «Николай Вавилов» (1990), «Доктор Живаго» (2005), фильмы «Опасный возраст» (1981), «Холодное лето пятьдесят третьего», (1988), «Русский бунт» (1999), «Живи и помни» (2008).

Комментарии для сайта Cackle

Тиктокер Даня Милохин стал в последнее время завсегдатаем эфиров федеральных каналов

Сергей Беднов
Труд
Даня Милохин. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В авторской программе «Бесогон» на «России 24» Никита Михалков рассказал, за кого в публичном пространстве нашей страны ему сейчас стыдно. Мэтром была названа Елена Ваенга, исполнившая шансон...

Чтобы в связи с ними в голову не лезла какая-нибудь «банда ГТА» или отрезанная голова ребенка, лучше вспоминать в эфире эту категорию населения пореже

Сергей Беднов
Труд
У нас на ТВ очень любят говорить о сложностях, связанных с мигрантами на Западе, и всячески избегают обсуждать наши. Фото: Moscow-Live.ru

В минувший вторник, 13 июля, в информационных выпусках всех федеральных каналов прошел сюжет о драке выходцев из Средней Азии возле метро «Кузьминки». Аналогичное происшествие в Химках, случившееся накануне,...

Надежда на то, что информационная повестка «ящика» переключится на спортивные баталии в Токио, оказалась тщетной

Сергей Беднов
Труд
Признаемся: давно мы так не ждали Концерт №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, как в эти дни. Фото: Zhang Hongxiang, Синьхуа, globallookpress.com

Еще неделю назад теплилась надежда, что информационная повестка «ящика» хотя бы на время соскочит с двух излюбленных тем и переключится на спортивные баталии в Токио. Увы, она оказалась тщетной. То есть...

Народ на вакцинацию от коронавируса калачом не заманишь. В телевизоре по этому поводу - сплошное недоумение

Сергей Беднов
Труд
Почему придали созданию «Спутника V» статус геополитической победы? Народ знает, как часто ура-патриотические речовки сопровождают абсолютные пустышки. Фото: Moscow-Live.ru

Народ вакцинироваться не желает. Несмотря на обещанные автомобили и квартиры. Говорящие в телевизоре умные головы ситуации удивляются. Ищут причины. Они, может, и брякнули бы в сердцах про тупость масс, но нельзя-с:...

Разговор с писателем Григорием Чхартишвили, более известным читающей публике под именем Бориса Акунина

Александр Славуцкий
Труд
Фото: © Dmitrii Angel, globallookpress.com

Он не перестает поражать творческой активностью. Помимо регулярно выпускаемых увлекательных детективных романов много лет работает над циклом книг «История Российского государства». Не так давно в издательстве...

Самый мистический дворцовый комплекс - Михайловский (Инженерный) замок - открыл для посетителей парадные залы

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Serguei Fomine, globallookpress.com

Об архитектуре и убранстве этих залов посетители прежде могли лишь гадать. Долгие годы в них располагалась закрытая для посторонних Военно-морская библиотека Минобороны РФ. Да и после реставрации Инженерный замок хранит...

Почему ученикам Христа одной Пасхи оказалось мало

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Фреска М.А. Врубеля «Сошествие Святого Духа на апостолов». Фото из открытых источников.

Уже завтра, в субботу, православные храмы начнут украшать ветвями берез, травами и цветами: в воскресенье, 20 июня, Троица, один из самых любимых праздников на Руси. В церковном календаре она знаменует завершение...

Столица может утратить не только уникальный плавательный бассейн, но и шедевр скульптуры

Елена Широян, искусствовед
Труд
Реконструкция надвинулась на один из образцов Большого стиля – спорткомплекс ЦСКА. Фото из открытых источников

Однажды в нулевых мне довелось побывать в Берлине, который тогда считался крупнейшей стройплощадкой Европы. И впрямь — повсюду возводили новые здания, небо пронзали десятки башенных кранов... Сегодня столица Германии...

Культура 00:10 / 09 Июля 2021 13519
Не QR-кодом единым...

Какой документ считается самым защищенным от подделок

Марина Крючкова, архивариус, Владислав Ржевский
Труд
Константин ведет под уздцы коня, на котором восседает папа Сильвестр — фреска в капелле Сан-Сильвестро (монастырь Санти-Куаттро-Коронати). Фото из открытых источников.

Пока полиция рапортует об уголовных делах за подделку сертификатов о вакцинации и мошенничество с QR-кодами, социологи говорят о российском феномене: дескать, наше население, привыкнув к давлению государства,...

Известный кинорежиссер едет на фестиваль в Канны с одним фильмом и продолжает работу над другим

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Как признался Алексей, смокинг он пока не утюжил. Фото: Komsomolskaya Pravda/Russian Look, globallookpress.com

Такого не было уже несколько десятилетий: сразу пять российских картин приглашены в программу Каннского фестиваля, который стартует 6 июля. В основном конкурсе будут представлены «Петровы в гриппе» Кирилла...

На экраны выходит спорный фильм о великом художнике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Влюбленный Ван Гог» с сайта kinopoisk.ru

Российская премьера «Влюбленного Ван Гога» прошла 14 июля — в День взятия Бастилии, который считается во Франции и во всем мире символом свержения абсолютизма. Фильм в нашем прокате решили...

Директором Бахрушинского музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики

Анна Чепурнова
Труд
Всего месяц назад Дмитрий Родионов вместе с председателем совета депутатов Зарайска Еленой Белкиной и ее заместительницей Раисой Гулькиной открывал Бахрушинский фестиваль, не подозревая о сгущающихся тучах. Фото Сергея Бирюкова

Шокирующая новость: в канун 22 июня — дня, когда мы отмечали 80-летие начала Великой Отечественной, — директором Бахрушинского театрального музея назначили даму, постившую собственное фото на фоне свастики....

Российские политические ток-шоу порадовали новой струей: они пошли войной на гей-пропаганду

Сергей Беднов
Труд
Роскомнадзор решил проверить на предмет гей-пропаганды церемонию вручения премии «Муз-ТВ». Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Редкий мальчишка советских времен не знал, что эта некрасовская строка имеет хулиганское продолжение: «Он им отгонял от себя...» Кого? Ну, типа, мужчину с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Наподобие...

Новая работа известного кинорежиссера - самое, пожалуй, его личное высказывание

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Главный герой нового фильма Владимира Константиновича - режиссер-неудачник, который снимает сериальное мыло про ментов, а сам грезит о Каннах и Венеции

После проката в кинотеатрах сразу на трех интернет-площадках появился фильм со странным, на первый взгляд, названием «Конец фильма». Это новая работа известного кинорежиссера Владимира Котта, хорошо знакомого...

Гидов-экскурсоводов в городе на Неве взялись пересчитывать, будто цыплят по осени

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Гидов в Петербурге пересчитают, проэкзаменуют, введут для них обязательное лицензирование, занесут в реестр. Депутаты городского парламента внесли на рассмотрение законопроект об обязательной аттестации всех, кто водит туристов...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Eunika Sopotnicka, globallookpress.com

Авторы исторических работ, представленных в обзоре, опирались на документы, многие из которых ранее были неизвестны или запрещены советской цензурой. Насколько полной встает картина, судить читателю. С уверенностью можно...








Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?