Главная Культура 06:03 06 Сентября 2013 7228
Почему мы не Европа?

Ради ответа на этот вопрос известный режиссер Виталий Манский проделал путешествие из Кельна в Берлин через Новый Уренгой

Леонид Павлючик

Фильм «Труба» документалиста Виталия Манского, рассказывающий о жизни людей вдоль газовой трубы от Сургута и Уренгоя до Праги и Кельна, уже прогремел на сочинском «Кинотавре», где получил приз за режиссуру, и на фестивале в Карловых Варах, где был назван лучшим неигровым фильмом. В среду ленту показали в РИА «Новости», а сегодня состоится показ «Трубы» в рамках фестиваля «Московская премьера».

Виталия Манского в эти дни застать в Москве не удалось, но наш обозреватель с помощью современных средств связи нашел режиссера на другом конце страны.

— Что поделываете, Виталий, во Владивостоке?

— Показываю фильм на фестивале «Меридианы Тихого». У картины, хотя она сделана совсем недавно, уже сложилась хорошая фестивальная судьба. Кроме премьер в Сочи и Карловых Варах были показы в Иваново, на Сахалине, теперь вот в Москве и Владивостоке. А на очереди — порядка 30 киносмотров, включая Лондон и Лейпциг, где нас ждут в ближайшие месяцы. Мы решили не отказывать ни одному фестивалю, особенно российскому. Куда приглашают, туда и едем; сегодня фестивали — это реальная альтернатива нашему ущербному прокату.

- Но ваши предыдущие работы, такие как «Девственность», «Родина или смерть» все-таки прорывались в ограниченный прокат...

— Мы не приспосабливали, не прилаживали «Трубу» для той аудитории, которая сегодня составляет в кинотеатрах большинство. Вкус этой аудитории сбит репертуаром чаще всего сугубо развлекательного толка, публика такого рода просто не способна общаться на том языке, который мы предлагаем в своем фильме. Поэтому я на прокат не рассчитывал. Но «Труба» неожиданно вызвала гораздо больший резонанс, чем мы ожидали. К нам на студию пошли запросы из регионов с просьбой показать картину. В этой ситуации мы решили обсудить прокатные перспективы фильма с двумя серьезными дистрибьюторскими компаниями. Переговоры только начались. Но независимо от их исхода показы «Трубы» в Москве еще будут. В декабре мне исполняется 50 лет, и недавно открывшийся Центр документального кино планирует ретроспективу моих работ. Там несколько раз покажут и «Трубу».

— Пора уже поговорить о самом фильме. Скажите, как вам пришла идея этого необычного проекта?

— Этот замысел родился не в одночасье, а вследствие моих давних размышлений — отнюдь не о газовой трубе и не о корпорации Газпром, а о месте России в современном мире, о вечных спорах славянофильства и западничества, актуальных и сегодня. Но для этих мыслей нужен был стержень. Так возник образ трубы, буквально пронизывающий Россию и Европу. С самого начала было понятно, что проект затратный, денег Минкульта не хватит. Стали искать партнеров, постепенно к «Трубе» подключились чехи, немцы. График съемок был жесткий. На специально выделенном немецкой стороной трейлере проделали маршрут от Кельна до Нового Уренгоя и потом от Нового Уренгоя до Берлина. Кельнский карнавал, праздник оленеводов под Сургутом, торжества 9 мая на Украине, слет бывших гэдээровских строителей газопровода под Лейпцигом, будни работника крематория в Чехии — эти и другие съемки заняли у нас 104 дня.

— Помните, у Эдварда Радзинского была пьеса — «104 страницы про любовь». Про что были ваши 104 съемочных дня?

— Ну, в самом общем виде: нас занимал такой вопрос — почему мы не Европа?

— И нашли ответ?

— В фильме нет готовых выводов, нет расставляющего нужные акценты дикторского текста, есть только достаточно большие сцены (всего их 12) нашей и чужой жизни вдоль этой самой трубы. Задача зрителей — смотреть, сравнивать, анализировать, делать те или иные выводы. А наша задача была — столкнуть на экране два мира, две цивилизации.

— Что вас лично поразило во время этого путешествия?

— В документальном кино есть одна несправедливая вещь: очень часто важные эмоции режиссера остаются за рамками фильма. Так, на меня очень сильное впечатление произвело посещение кладбища в Новом Уренгое. Мы там случайно притормозили, я стал ходить по давно никем не топтанным дорожкам и долго не мог понять, что меня так тревожит. Пока где-то на 20-й минуте не осознал, что 99% похороненных — моложе меня. Такое «молодое» кладбище в Европе даже вообразить невозможно. И это не единственное отличие между «ими» и нами.

— Так в итоге пресловутая труба соединяет или разъединяет Россию и Европу?

— Думаю, она сколь соединяет, столь и разъединяет народы и страны. Нас немногое связывает с Европой, и труба — одна из этих связующих нитей. Нас многое разъединяет с Европой, и труба — одна из этих разделительных линий. Газовая труба, в известном смысле, и наше общее славянское пространство начинает разъединять, разъедать. Если брать политико-экономическую сторону вопроса, которая в фильме не затрагивается, то мы с вами являемся свидетелями практически ежегодных баталий России с Украиной вокруг газового вентиля. И если Украину мы постепенно теряем из-за трубы, то Белоруссию пытаемся купить, подчинить с помощью той же трубы. То, о чем я сейчас говорю, находится, повторюсь, за рамками фильма. Но вдумчивый зритель по ходу ленты эти и другие проблемы для себя, надеюсь, артикулирует.

— Многого же вы хотите от современного зрителя, привыкшего, как мы уже говорили, к развлечению. Как вы считаете, документальное кино может в обозримом времени вернуться на широкий экран?

— Насчет широкого экрана не будем обольщаться. Документальное кино в прокате и на ТВ — это примета другой, более культурной, цивилизованной, духовно насыщенной жизни, а не той, которую мы с вами нынче проживаем. Документалистика не может вернуться на экраны в отрыве от серьезной литературы, от общей интеллектуальной атмосферы в стране, от достойного быта и поведения людей. Сначала должна наладиться жизнь, а вместе с ней на экраны вернется и серьезное, в том числе и документальное, кино —важная, на мой взгляд, составляющая культурного облика нации. Сегодня тем, кто управляет нашим сознанием, удобнее, чтобы это самое сознание было отключено. И для этих целей серьезный кинематограф не нужен и даже вреден. В отличие от телевидения, которое усердно вгоняет народ в духовный анабиоз. Предвижу, что Константин Львович Эрнст думает иначе, но оставим это на его совести. Хотя справедливости ради надо сказать, что его совесть по сравнению с руководителями других телеканалов, возможно, будет и почище.

— Но руководители телекомпаний могут сказать вам в ответ, что эфир подведомственных им каналов заполнен не только «развлекаловом», но и документальным контентом...

— Они могут так сказать. Они и в новостных программах много чего говорят. Но это не значит, что картинка программы «Время» как-то соотносится с реальной картиной жизни. Вот и так называемый документальный контент, который показывают многие телеканалы, к документальному кино отношения не имеет. Это чаще всего типичные телевизионные передачи, укравшие бренд у документального кино. Я на этот счет всегда привожу один внятный и понятный пример. Вот существует, например, балет Аллы Духовой. Ее артисты помогают выступлению наших звезд, они подтанцовывают у Филиппа Киркорова, есть у них и самостоятельные номера. Но вряд ли кто-то считает, что балет Аллы Духовой является наследником русского классического балета, школа которого по-прежнему существует на сцене Большого или в Маринке. Тем не менее, труппа Духовой называется балетом. Так вот, сейчас на телевидении вместо балета мы ежедневно видим балет Аллы Духовой.

 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3567
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3491
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

Корявое словосочетание. Хотя кто знает, не идет ли дело к тому, что именно в Минкультуры и создадут такой отдел

Сергей Беднов
Труд
На записи «Песен года – 2025» не появилась Лариса Долина. «Галя, у нас отмена»? Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На записи «Песен года — 2025», в финале, когда по традиции участники выходят на сцену, Долиной среди них не оказалось. По Сети тут же пошла волна — культура отмены, культура...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3270
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?