Главная Наука и технологии 00:01 06 Сентября 2024 6055
«Веселый Роджер» на капоте

Чем отверточная сборка отличается от настоящего производства

Александр Киденис
Между тем, уже осенью российский автомобильный рынок ожидает очередного подорожания. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Росстат сообщил, что за январь — июль выпуск легковых автомобилей в стране составил 391 тысячу, что означает рост на 55,2% к аналогичному периоду прошлого года. Еще лучше ситуация в торговле: по данным Минпромторга, продажи легковых автомобилей составили 994 644 единицы — по сравнению с прошлым годом выросли на 63%. Но российскими из них могли называться лишь чуть больше трети, и то с очень большой натяжкой.

Губернатор Калужской области Владислав Шапша с такой трактовкой не согласен. В августе на местном заводе «ПСМА Рус» возобновили выпуск легковушек Citroen C5 Aircross, и глава региона заявил, что «это наш автомобиль, это автомобиль, который собран в Калужской области». Хотя французская сторона заявила, что «потеряла контроль» над нынешним калужским производством, назвав его «актами промышленного пиратства, которые до недавнего времени казались немыслимыми».

Журналисты, побывавшие в Калуге, сообщают, что завод работает и выпускает вполне приличную продукцию, не хуже прежней «французской». Но Владислав Шапша заявляет, что она отныне российская, а «бывшим партнерам из Франции не надо на что-то обижаться, пусть обижаются на себя»: мол, не нужно было уходить из России. Ему вторят топ-менеджеры, напоминая, что еще три года назад на конвейеры заводов в Калуге комплектующие шли из всего Европейского союза — из Польши и Чехии, Германии и Франции, Словакии и прочих злачных мест. И кому это мешало? Теперь в Калуге никто не скрывает, что Citroen на местном заводе производятся те же, что и прежде, но кузовы и машинокомплекты для крупноузловой сборки из 800 групп компонентов ныне поставляются по железной дороге из Китая (план на ближайший год — 27 тысяч штук). То есть российские они чисто географически — по месту сборки и по «паспорту». Потому что кузовы привозят калужанам в уже окрашенном, еще не собранном виде, но с нанесенным российским VIN-номером, первые три символа которого — EC2 — это международный идентификационный номер калужской компании. На заводском конвейере в кузова прокладывают проводку, монтируют агрегаты, вклеивают стекла, устанавливают оборудование салона.

Со стороны этот процесс выглядит как сборка машин на производстве полного цикла, хотя фактически это отверточная сборка, которая на мировых рынках стоит не дороже 10% от продажной стоимости. И даже отвертки здесь заграничные. Из локализованных узлов и деталей отечественные используются лишь модули «ЭРА-ГЛОНАСС» (но с импортными чипами) и технические жидкости — масла, клей, герметики, бензин АИ-95. Также калужане обещают, что в ближайшее время на машины должны начать устанавливать произведенные в нашей стране аккумуляторы и шины. И, пожалуй, это все, причем надолго.

Китайцев, согласившихся на такой тандем, можно понять: в Калуге они получили дополнительную сборочную площадку, куда поставляют машинокомплекты по ценам готовых автомобилей в автосалонах. А заботиться о темпах продаж и платить за все придется россиянам.

В самом факте выпуска в какой-либо стране «чужих» автомобилей методом крупноузловой сборки нет ничего необычного и противозаконного. В конце концов узлы не краденые, за них деньги платятся, и немалые. К примеру, наш АвтоВАЗ многие годы поставлял свои автокомплекты в Финляндию, Украину, Казахстан. И даже ныне ведет аналогичные переговоры с Ираном. Хотя на российском авторынке дешевые вазовские легковушки оказались бы явно нелишними, у Тольятти в этом бизнесе свой интерес: получать от иранских коллег ряд комплектующих, которые в Иране давно и неплохо производятся, а в России в дефиците.

Нынешний «калужский вариант» удивляет другим — сохранением французского шильдика без согласия правообладателя, а оно денег стоит! В этом отношении калужане могли бы последовать примеру Москвы. Российская столица, получив от Renault вполне современный завод — бывший АЗЛК, — вполне легально переориентировала его на Китай. «Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», — написал мэр Сергей Собянин в личном блоге. — На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей».

Мэр умолчал лишь об одном: новая марка действительно получила исторический бренд, но все остальное пришлось брать крупноузловыми комплектами в Китае. А что делать, если никакого собственного автопроизводства в России фактически не оказалось и даже собрать с бору по сосенке не получается. Хотя три десятка лет мировые концерны не только строили у нас автосборочные предприятия, но и обрастали смежниками, изготовителями комплектующих, заявляя о глубокой локализации производства. Но в 2022 году выяснилось, что самая «локализованная» вазовская легковушка LADA Granta может считаться российской лишь на 52,5%, остальное — импорт.

И это не козни недругов, а нормальный производственный процесс изготовления сложнотехнической продукции. Например, еще при проектировании LADA Vesta было решено оснастить ее французской пятиступенчатой механической коробкой передач JH3-510 с российской трансмиссией, изготавливаемой в Тольятти, диском и корзиной сцепления из Ульяновска. Но теперь выясняется, что оба российских производителя — это троюродные «дочки» концерна Schaeffler. К тому же синхронизаторы для механических коробок передач поставлял на ВАЗ немецкий гигант Hoerbiger («Хербигер»). А радиаторы системы охлаждения, радиатор печки и кондиционера для ВАЗа изготавливала французская фирма Valeo, имевшая свое производство в России. Та же Valeo ввозила в Тольятти из Польши стартеры, выжимные подшипники и блок управления микроклиматом чешского производства. Шатунно-поршневую группу для российского 1,6-литрового мотора производила американская компания Federal Mogul, имеющая фабрику в Тольятти. И так далее...

А еще в России нет производителей подшипников, которые бы выпускали продукцию для автомобильной промышленности. Рынок принадлежит шведской машиностроительной компании SKF. И наше счастье, что большинство наименований своей продукции SKF делает в Китае. Не производится у нас автомобильная микроэлектроника, оптика, радары для адаптивных круиз-контролей, лидары, парктроники. В России нет своих мультимедийных систем, климатических установок с кондиционерами, систем ABS и ESP, подушек безопасности.

Перечисление можно продолжать долго. Как поется в старой шутливой песне, «зато мы делаем ракеты». Но так работает вся мировая автопромышленность — на вполне партнерских началах. И лишь в России после наших ссор и массового ухода иностранных производителей ранее локализованные ими вполне гражданские отрасли «растворились» вместе с зарубежными специалистами, технической документацией и патентами. А следом пришли санкции — и даже закупки автомобильных лампочек в дружественных странах становятся проблемой. Расплатиться за лампочки — еще одной проблемой.

Это уже не экономика, а политика, способная удушить любую отрасль. В августе Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН провел конъюнктурный опрос промышленных предприятий страны, 53% которых заявили об отсутствии в России альтернативных поставщиков оборудования, материалов и комплектующих для замены попавшего под санкции импорта. И это стало одной из главных проблем отечественной промышленности.

Не спасает даже Китай — крупнейший источник импорта для России. В 2023 году ввоз китайской продукции в Россию вырос на 47%, до 111 млрд долларов (данные Главного таможенного управления КНР). В первом полугодии 2024-го экспорт из Китая составил 51,7 млрд долларов, сократившись примерно на 1% к тому же периоду предыдущего года. Но этот процент не должен радовать: причиной снижения эксперты называют не отсутствие российских потребностей, а угрозу вторичных финансовых санкций со стороны США. Хотя Банк России оптимистично заявляет, что на горизонте 2025-2027 годов возобновится постепенное расширение импорта в Россию ставших дефицитными товаров и услуг — благодаря диверсификации поставок и развитию новых логистических цепочек. Срок указывается оптимальный, соответствующий древней русской поговорке: «Обещанного три года ждут». Поверим?

А в это время

Но вернемся к автомобильному рынку России, который ожидает очередного подорожания уже нынешней осенью. Авторитетный эксперт, управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк уже заявила: «Вероятное подорожание на 30% сильно ударит по бюджету многих автомобилистов, которые намерены приобрести машину в ближайшей перспективе». Другие эксперты предсказывают рост цен и продаж на вторичном рынке По данным агентства «Автостат», уже в июле-2024 в стране было продано 546,2 тысячи авто с пробегом, что на 9,3% больше, чем в июне, и на 6,7% больше, чем в июле 2023 года. По-прежнему лидером на этом рынке остается отечественная LADA с показателем продаж более 132 тысяч машин. Одновременно в России стремительно старится парк автомобилей: если в конце 2021 года по нашим дорогам ездили около 3 млн машин в возрасте 4-5 лет, то сейчас их почти в два раза больше. А число автомобилей старше 10 лет превысило отметку в 32 млн машин, что составляет 71% от всего автопарка России. То есть две трети автопарка страны — это старые, как правило, плохо обслуживаемые автомобили, которые в любой момент могут попасть в ДТП.

Москвичам – не всем, но некоторым - в очередной раз обрубило интернет. А без него, понятное дело, как без рук

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Отсутствие интернета - это не только отсутствие интернета. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В минувшие выходные жители Москвы и Московской области опять остались без интернета из-за проблем в работе популярного провайдера АСВТ. Речь идет о десятках тысяч обитателей жилых комплексов «Датский квартал»,...

В России анонсировали появление своего, родного мессенджера. Есть мнение, что это способ заблокировать конкурентов - WhatsApp и Telegram

Евгений Акатов
Труд
Фото: Rafael Henrique/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Итак, объявлено о создании российской цифровой платформы Мax VK. В перспективе это должно стать суперприложением: там можно будет получать госуслуги, хранить документы, заключать сделки. По замыслу, получится своего рода китайский...

Акционерное общество, созданное по поручению Путина, экс-чиновник возглавлял с 2018 по 2022 годы 

Игорь Милашевский (в центре) с гостями стенда ГЛОНАСС на 15-м международном транспортном форуме, Москва, 2021 г. Фото: © Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Бывший генеральный директор компании ГЛОНАСС Игорь Милашевский приговорен к четырем годам лишения свободы за должностные преступления. Соответствующее решение в понедельник, 9 июня вынес Замоскворецкий суд Москвы. Как сообщает ТАСС, экс-топ-менеджера...

Наконец-то от слов с высоких трибун об укреплении суверенитета страны, в том числе и цифрового, перешли к делу

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
... И одна из этих особенностей - отсутствие сотовой связи на трех четвертях территории России. Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Президент России подписал закон о так называемом национальном мессенджере. Разговоры о создании альтернативы «Телеграму» и прочим иностранным средствам общения, которыми пользуются россияне, идут давно —...

Отечественный оборонно-промышленный комплекс набрал хороший темп развития, отметил президент

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Боевые возможности Вооруженных сил России необходимо повышать на новой технологической базе. Об этом, как передает ТАСС, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме. По словам главы...

То, что там летает сейчас, давно устарело. Но замены нет и, увы, в ближайшем будущем не предвидится

Анатолий Журин
Труд
Фото: Роман Денисов, globallookpress.com

Российской Арктике позарез нужны самолеты. Это понимали еще в середине прошлого века, когда в полярной авиации работали 22 тысячи специалистов и летали 56 самолетов Ан-12 и Ил-18. Эти самолеты давно устарели, но замены...

Его захватили в приграничье Сумской области военнослужащие группировки войск «Север»

Кадр видеозаписи с хостинга YouTube

В ходе специальной военной операции бойцы группировки войск «Север» Вооруженных сил России взяли качестве трофея украинский детектор беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Сахарок», который многие западные СМИ называли...

Речь, в частности, идет об авиастроительных и судостроительных компаниях, а также об их субподрядчиках 

Фото: http://kremlin.ru

Неисполнение контрактов по исполнению государственного оборонного заказа во время военного положения даст государству право вводить в компаниях внешнее управление и приостанавливать права акционеров. Соответствующий указ в пятницу, 30 мая подписал...

70 лет назад, в июне 1955-го, совершил первый испытательный полет Ту-104, открывший новую эру в отечественной гражданской авиации

Анатолий Журин
Труд
В 2020 г. в Центре подготовки космонавтов состоялось открытие мемориального комплекса Ту-104 АК. На нем проходила подготовку первая группа космонавтов. Фото: © Roscosmos, globallookpress.com

Самолет Ту-104 впервые оторвался от земли 17 июня 1955 года. Мощная красивая 76-тонная машина, берущая на борт до сотни пассажиров, стала визитной карточкой советского авиапрома и всей страны. Это был поистине прорывной...

 На полях Глобального цифрового форума 2025, который проходит в Нижнем Новогороде, состоялся блицтурнир по программированию

Игорь Кириллов
Фото: © Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com

 В нем приняли участие студенты вузов и колледжей из России и Кубы. Главный трофей турнира забрал студент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Максим Первухин. Он решил задачи быстрее своих соперников. Блицтурнир...

Оборудованный ею беспилотник сам ищет цель, сканирует боевую обстановку и вычисляет максимально эффективный путь поражения

Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Специалисты российской компании «Интел дрон» (резидент АНО «Центр беспилотных систем и технологий») разработали универсальную систему автоматического наведения с искусственным интеллектом (ИИ). Ее можно подключить к любому...

В России ходят слухи о возможной блокировке популярного мессенджера

Ирина Хмара
Труд
Фото: Avishek Das/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной из самых обсуждаемых в Сети новостей прошедшей недели стали слухи о возможной блокировке популярного мессенджера Telegram. Одновременно пользователей морально готовят к переходу в новый отечественный цифровой сервис...

Китайский маркетплейс планирует доставлять посылки ракетной почтой

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
«Ракетная логистика». Фото из открытых источников

У российских таксистов есть повод... Нет, выпить за рулем мы не предлагаем, но повод для гордости налицо... юбилей. Сто лет назад, 21 июня 1925 года, в Москве открылось регулярное таксомоторное движение....

Ранее стало известно, что Америка пока не будет поставлять ВСУ ряд зенитных ракет и высокоточных боеприпасов 

Фото: www.mil.ru

Российская военная радиостанция УВБ-76, которую также называют «Жужжалкой» или «радио Судного дня», передала в эфир два сообщения на фоне приостановки Соединенными Штатами военной помощи Украине. Об этом в среду, 2 июля...

Частое использование чат-ботов негативно влияет на способность человека мыслить самостоятельно

Павел Анин
Труд
Фото: May James/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Речь идет о так называемом эффекте Google, когда пользователь привыкает искать ответы в интернете, не пытаясь разобраться сам. Исследователи Массачусетского технологического института провели эксперимент, разделив участвующих...

Предполагается, что он объединит возможности мессенджера и функции государственных электронных ресурсов

Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Депутаты Государственной думы приняли во втором и третьем чтениях законопроект о новой многофункциональной цифровой платформе обмена данными. Об этом сообщает РИА Новости. Предполагается, что сервис объединит возможности мессенджера и функции...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?