Главная Культура 00:02 06 Декабря 2019 1177
Гений золотого века британской живописи

В Москве при поддержке компании «Роснефть» открылась уникальная выставка картин английского художника Томаса Гейнсборо

Захар Антонов
Директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак открывает выставку картин Томаса Гейнсборо. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

В начале декабря в Москве открылась выставка картин Томаса Гейнсборо — блестящего портретиста и живописца, наиболее яркого и своеобразного представителя своей эпохи и одного из основателей британской школы живописи XVIII века. Произведения живописи, графики и архивные материалы экспонируются в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Творчество мастера

Томаса Гейнсборо (1727-1788) называют гением золотого века британской живописи и любимым художником короля Георга III. Творчество мастера развивалось в период, когда британская культура переживала возрождение. Национальный подъем коснулся не только изобразительного искусства, но также театра, музыки и литературы.

Именно эпоха Гейнсборо окончательно сформировала английскую школу живописи. Большую роль в сложении художественного языка художника помимо учителей в лондонской Академии святого Мартина, которую возглавлял великий Уильям Хогарт, сыграли ведущие представители живописных школ континентальной Европы.

На протяжении всей своей жизни Гейнсборо усваивал уроки старых мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, отличную от общепринятого в тот период торжественно-парадного стиля, который представлял его главный оппонент и соперник — президент и основатель Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс. Творчество Томаса Гейнсборо сыграло решающую роль в процессе формирования британской школы живописи.

Тонкие портреты Гейнсборо и идиллические пейзажи считаются гордостью любого собрания во многом потому, что в европейских коллекциях сохранилось достаточно небольшое количество картин художника. В российских музеях работы Гейнсборо можно пересчитать по пальцам. Поэтому посетители выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина получат действительно редкую возможность открыть для себя чарующий мир мастера.

«Сегодня мы открываем очень важную выставку, посвященную творчеству величайшего английского художника XVIII века Томаса Гейнсборо. И это очередная наша победа вместе с компанией «Роснефть», — рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. — Выставки Гейнсборо еще никогда не было в России, мы впервые показываем его творчество. Более того, он достаточно редко показывается вообще в пространствах музеев. Мы собрали 100 произведений из 13 музейных собраний, 11 из них — британские. Это самые разные музеи, от известных столичных до небольших провинциальных, и национальный фонд Trust, который курирует и сохраняет произведения из частных собраний. Все это собралось вместе и, конечно, погружает нашего зрителя в потрясающую атмосферу. Очень гармоничную, окрыляющую, вдохновляющую человека».

Список музеев, предоставивших полотна для экспозиции в России, действительно впечатляет. Экспонаты для выставки в ГМИИ предоставили как давние партнеры музея — Лондонская национальная галерея, Галерея Тейт, Королевская академия художеств, — так и музеи, впервые сотрудничающие с Россией. Это Дом-музей Гейнсборо в Садбери, владеющий обширным собранием ранних работ мастера, Музей Холбурна в Бате, где на протяжении 15 лет жил и работал художник, Даличская картинная галерея, обладающая блестящими образцами портретной живописи Гейнсборо.

Ранние портреты

Выставка в музее имени Пушкина посвящена становлению и развитию художественного стиля Гейнсборо, который претерпел серьезные изменения благодаря знакомству художника с искусством старых европейских мастеров.

В экспозиции представлено около 100 произведений художника. Среди уникальных экспонатов из Великобритании — парадный портрет «Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуэлем и Томасом», последний масштабный пейзаж мастера «Рыночная повозка», а также пейзажи на стекле, которые практически никогда не бывают представлены на выставках за рубежом.

Первый раздел выставки составляют ранние работы художника, которые были созданы вскоре после того, как молодой мастер, прошедший обучение в Лондоне, вернулся в родной Саффолк. Наиболее значительным лондонским наставником Гейнсборо стал представитель французского рококо Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло. В то время французские мастера были востребованы в Великобритании. Под влиянием рокайльных пасторальных композиций Гейнсборо начал работать в жанре так называемого разговорного портрета. Изображения людей на фоне ландшафта предоставили мастеру уникальную возможность объединить портретную и пейзажную живопись и сообщить формальному групповому портрету интонацию непосредственности и интимности.

В этот же период Гейнсборо стал проявлять интерес к работам голландских пейзажистов, которые начали активно наполнять лондонский художественный рынок. В ранних пейзажных работах мастера чувствуется влияние голландских учебных альбомов и тщательное изучение натуры — следствие бесконечных прогулок художника по окрестностям Садбери.

Вторая часть экспозиции посвящена камерным портретам мастера. Томас Гейнсборо успешно работал в разных жанрах, однако во второй половине XVIII века только заказные портреты могли принести британскому живописцу твердую репутацию и достойный доход. В этой сфере Гейнсборо приходилось непрерывно конкурировать с другими художниками, тем более что британские заказчики нередко обращались к разным портретистам. Помимо полотен Томаса Гейнсборо в экспозицию этого раздела вошли несколько работ британских художников, являющихся современниками мастера.

К числу основных особенностей живописи Великобритании XVIII века относится необычайный расцвет детского портрета. Этому жанру отдали дань многие живописцы — от скромных провинциальных мастеров до признанных академиков. И здесь Гейнсборо не похож на своих современников. Воздушные детские образы художника, стремившегося подчеркнуть хрупкость, присущую этому нежному возрасту, заметно отличаются от жизнерадостных розовощеких «ангелочков» на полотнах Джошуа Рейнолдса и его последователей.

Если ранние портреты Гейнсборо характеризуются жизненной правдивостью и некоторым лаконизмом, присущим хогартовскому стилю, то в дальнейшем мастер создал целую галерею мужских и женских образов, проникнутых почти бестелесной легкостью и тонким лиризмом.

Расцвет и поздний период

В Белом зале музея экспонируются шедевры, относящиеся к периоду расцвета творчества Томаса Гейнсборо. Здесь расположены портреты, посвященные музыкантам, с которыми художника связывали дружеские отношения. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Среди них — композитор и виртуоз игры на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, члены семьи композитора Томаса Линли, певица и исполнительница на струнных инструментах Анна Форд. Их портреты также выставлены в ГМИИ им. Пушкина.

В поздний период произведения Гейнсборо становятся все более смелыми по композиции, их отличают свобода и легкость живописной манеры. В эти годы художника привлекают эмоциональные пейзажи голландца Якоба Рёйсдала, а также полотна великих фламандцев — Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. Влияние Рубенса на творчество британского мастера прослеживается на протяжении последних двух десятилетий его жизни, в то время как ван Дейк был для него примером талантливого живописца, воплощением итальянского понятия sprezzatura — кажущейся легкости, за которой стоят кропотливая работа и высокое мастерство. В состав выставки включены работы старых мастеров из российских и зарубежных собраний, творчество которых оказало заметное влияние на развитие художественного стиля Томаса Гейнсборо.

Особое место в экспозиции занимает композиция «Снятие с креста» — копия с масштабного полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Картина Рубенса находится в Антверпене, который Гейнсборо посетил значительно позднее, летом 1783 года. Удивительно, что британский художник выбрал именно эту композицию своего кумира — изображение религиозных сцен не было актуальным для британского искусства XVIII века, и сам Гейнсборо никогда не обращался к подобным сюжетам. Очевидно, для обоих живописцев этот сюжет был по-своему важен. Рубенс сделал много эскизов к «Снятию с креста», показывающих, как долго он подходил к этой работе. Один из этих эскизов, принадлежащий собранию Государственного Эрмитажа, будет представлен на выставке.

Наконец, последний раздел экспозиции посвящен графическим произведениям Томаса Гейнсборо и другим формам, к которым обращался мастер, всю жизнь увлекавшийся различными художественными экспериментами. Для Гейнсборо рисование было привычкой всей жизни, столь необходимой для его художественной практики. Он непрерывно открывал новые возможности рисунка. Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь более «живописного» эффекта. Стремление художника к экспериментам распространялось и на его работу в гравюрных техниках, а также в живописи на стекле. Используя специально спроектированный ящик с увеличительным стеклом, Гейнсборо демонстрировал собственноручно расписанные стеклянные пластины. До сегодняшнего дня сохранилось только 10 подобных работ. Все они хранятся в собрании Музея Виктории и Альберта (Лондон), редко экспонируются и практически не бывают на выставках за рубежом. Экспозиция в ГМИИ им. А. С. Пушкина предоставляет уникальную возможность увидеть два пейзажа на стекле.

Знаковые проекты «Роснефти»

Выставка произведений Томаса Гейнсборо продолжает цикл экспозиций, представляющих британское искусство. В ГМИИ им. А.С. Пушкина уже состоялись проекты, посвященные творчеству Уильяма Тернера (2008), Уильяма Блейка (2010), прерафаэлитов (2013), Обри Бёрдслея (2014), а также художников Лондонской школы (2019). Кроме того, выставка продолжает плодотворное сотрудничество музея с компанией «Роснефть», благодаря которой удалось собрать полотна Гейнсборо и привезти в Москву.

«У нас очень большой опыт сотрудничества. Все те выставки, которые мы сделали при поддержке «Роснефти», всегда были самыми посещаемыми, это, без преувеличения, важнейшие выставки в истории Пушкинского музея, — подчеркнула директор музея Марина Лошак. — Наш партнер «Роснефть» выбирает самые знаковые проекты, важные не только для музейщиков, которые очень любят искусство и хотят показать самое интересное, но и для зрителя. Эта выставка, безусловно, будет чрезвычайно популярна у москвичей и гостей столицы».

При поддержке «Роснефти» ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2016 году уже показал россиянам выставку Рафаэля «Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии». В 2018 году сотрудничество с нефтяной компанией позволило организовать в Москве уникальную выставку японских гравюр «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Шедевры японского искусства крайне редко покидают страну и впервые были показаны в России.

Однако вклад «Роснефти» в культурную жизнь страны не ограничивается сотрудничеством с музеем им. Пушкина. «Роснефть» оказывает спонсорскую помощь Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Санкт-Петербургскому государственному академическому театру балета Бориса Эйфмана, Хору Сретенского монастыря и другим музыкальным коллективам.

Есть и совсем свежие примеры — при поддержке нефтяной компании в России и Великобритании в сентябре 2019 года состоялся гастрольный тур Фестивального оркестра Бриттена — Шостаковича по городам двух стран. Оркестр был создан в память о дружбе двух великих композиторов своих стран — Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена — и объединил в своем составе 86 молодых музыкантов из ведущих консерваторий России и Великобритании.

В городах Японии при поддержке «Роснефти» с июня до середины декабря проходит фестиваль российской культуры, который является частью перекрестного Года России и Японии. В ходе фестиваля состоялись выступления оркестра Мариинского театра под руководством дирижера Валерия Гергиева, концерты пианиста Даниила Харитонова и Государственной академической симфонической капеллы России, гастрольные выступления Санкт-Петербургского государственного академического театра балета им. Бориса Эйфмана, артистов Санкт-Петербургского цирка и Камерного хора Московской консерватории.

Изумительные пейзажи и лица

Выставка продлится до 1 марта 2020 года. Ей будет посвящен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо», который пройдет в музее с 1 по 23 декабря. Кроме того, выставка будет сопровождаться образовательной программой, в рамках которой предусмотрено проведение лекций, встреч, экспозиций, детских мероприятий и многого другого.

«Мы даем российскому зрителю ощущение того баланса, который так необходим в этом мире. Когда человек приходит на выставку Рафаэля, или на выставку эпохи Эдо, или на Гейнсборо, он понимает, что в мире значительно больше доброго и хорошего, чем плохого, — отметила Марина Лошак. — Это изумительные пейзажи и человеческие лица, наполненные добротой, смыслом жизни, открытые к миру».

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11672
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7344
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7023
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6293
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6200
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?