
На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра Валерия Ланская. За ее хрупкой внешностью скрывается железный характер. Актриса нередко работает без выходных: днем снимается для шоу, вечером предстает на сцене в роли Анны Карениной или Маргариты Готье, а утром проставляет оценки в зачетки студентов — у Ланской собственный курс на факультете музыкального театра в ГИТИСе. О том, где и в чем она черпает силы, Валерия рассказала «Труду».
— Валерия, образ какой из певиц, которых вы воплощали в шоу «Один в один», оказался вам ближе других?
— Пожалуй, Лайзы Миннелли, потому что она выступала в жанре мюзикла, близком и понятном мне. Это когда внутри песни есть история, сюжет и эмоции. А все, что связано только с эстрадой, от меня гораздо дальше. Впрочем, и там бывают исключения, существуют песни со смыслом, хотя их не так много. В целом же мне было интересно все это самой переживать, примерять на себе чьи-то судьбы и эмоции. Люблю ставить перед собой новые планки — это одна из причин участия в программе «Один в один».
— Что вы почувствовали, узнав, что вам предстоит перевоплощаться в Елену Камбурову?
— Такие личности вызывают трепет, это настоящие легенды, таких «штучных» артистов любят и ценят знатоки. Камбурова — олицетворение целой эпохи, по крайней мере для меня это так. Молодым, возможно, эта певица не так известна, и я буду рада, если кто-то после моего номера захочет посмотреть ее выступление. Сейчас у Елены Антоновны свой театр, в котором многие мои коллеги работают, и все они от нее в восхищении.
— А бывают ли нарекания от тех, кого вы в программе «Один в один» изображаете? Никто вслух не обижался?
— Такого не было. Я стараюсь быть деликатной, чтобы мое выступление не воспринималось как пародия, высмеивание. Другое дело, что зрителям или жюри что-то в представленном образе может не понравиться, но это все уже из области субъективного. Изобразить кого-то, будто под копирку, невозможно, ведь все мы разные. А вот передать наиболее значимые, узнаваемые черты своего персонажа, выделить их и даже гиперболизировать — задача, стоящая перед всеми участниками программы.
— Одна из ваших героинь в шоу — Наталья Гусева, исполнительница роли Алисы Селезневой в «Гостье из будущего». А вы сами этот фильм в детстве смотрели?
— Конечно, и с огромным удовольствием. Меня вообще воспитывали на советских фильмах. В Алису были влюблены все мальчишки страны, и мне было интересно разобраться в причинах такого обожания. Хотя сама я в школьные годы больше всего любила фильмы «Труффальдино из Бергамо» и «Небесные ласточки». Дениза, героиня «Ласточек», была моим кумиром. В концертах я представляла отдельные ее номера, но, к сожалению, всю роль целиком мне сыграть нигде не удалось, хотя и очень хотелось.
— Зато в этом сезоне в Театре на Трубной у вас состоялась премьера «Дамы с камелиями» Дмитрия Астрахана. Роль Маргариты Готье играли великие актрисы. А как с ней справились вы?
— Для меня этот спектакль стал невероятным подарком, и я очень рада, что он, как мне кажется, удался. На него такой зрительский спрос, что даже своих гостей мне позвать проблематично. Все время ищу в этой роли что-то новое, ведь Маргарита — глубокая натура. Несмотря на то что она куртизанка, эта женщина все равно остается самым чистым человеком.
— Такое вообще возможно?
— В современной реальности вряд ли, хотя ни в чем нельзя быть уверенной. А в середине ХIХ века, когда разворачивается действие романа Александра Дюма — сына, нечто подобное могло произойти. Ведь и у Достоевского в «Преступлении и наказании» Соня Мармеладова предстает честной и чистой. Правда, с тех пор многое изменилось — и принципы, и мораль, и люди.
— А какая эпоха вам ближе?
— Мне почему-то кажется, что я жила в нескольких из них. Хорошо чувствую ХIХ век, это просто моя стихия: и костюмы, и манеры, и способ существования. И эпоха правления Николая II мне тоже понятна и близка. Но все-таки ничто не заменит мне современный ритм жизни. Люблю свой безумный график и не мыслю себя без него.
— И в чем же вы черпаете силы?
— Иногда восстанавливаюсь, просто находясь некоторое время в одиночестве. А больше всего люблю проводить время с сыном, путешествовать с ним. Еще мне нравится рукодельничать: расшивать бисером сценические костюмы, шить или и вышивать крестиком. Это очень успокаивает.
— В своем телеграм-канале вы задаете подписчикам непростые, философские вопросы. Например, спрашиваете, всегда ли побеждает добро. Зачем вы это делаете?
— Свое предназначение актрисы я вижу в том, чтобы после спектаклей люди задумались и что-то в своей жизни попробовали изменить к лучшему. Мне важно знать, как достучаться до зрителя, поэтому интересно, что занимает их мысли в данный момент. Увы, вот уже несколько лет замечаю, что люди все больше разочарованы, удручены, а в победу добра над злом верят единицы. Хочется подарить им надежду и веру в возможность счастья, и я стараюсь это делать с помощью искусства.
— А у вас самой руки никогда не опускались?
— Конечно, все бывает, взлеты и падения — это нормально для творческого человека. Но я стараюсь смотреть на жизнь с оптимизмом и надеждой, ценить то, что у меня есть.
— Три года назад вы набрали свой курс в ГИТИСе. Чем привлекает вас преподавание?
— Чувствую, что мне уже есть чем поделиться — и опытом, и навыками, и мыслями. Это важно именно сейчас: появляются молодые артисты, не вполне понимающие, что это за профессия такая, мало читающие. И я буду рада, если в моих силах будет объяснить это студентам. Учу их самостоятельной работе над ролью, независимо от того, к какому режиссеру попадут. А для меня преподавание — это еще и саморазвитие. Когда ты свои знания кому-то транслируешь, то и сама растешь в профессии.
— Вы строги с учениками?
— Строгость — не самое главное. Но если становится очевидно, что кто-то ошибся, поступив на актерский, и его призвание в чем-то другом, то я говорю это и человеку, и его родителям, и мы совместно принимаем решение. Еще я не хочу идти дальше вместе со студентами, у которых плохо с дисциплиной. Ведь наша профессия — это в том числе и коллективный труд, когда многие зависят от одного.
— Чего бы вы желали еще добиться как актриса?
— Сыграть большую, знаковую роль в кино. А еще новых ролей в театре, по масштабу не уступающих тем, которые играю сейчас: Маргарите Готье, Анне Карениной и Мерседес из «Монте-Кристо». Хочу развиваться как педагог, открыть свою школу и, возможно, свой театр. У меня уже был такой опыт с продюсерским центром, в котором я создавала спектакли. Может быть, вернусь к этому.
— Выйдут ли в ближайшее время фильмы с вашим участием?
— Не так давно была премьера сериала «Ландыши», у него хороший рейтинг, и, по-моему, создатели собираются снимать второй сезон. Сейчас я работаю еще в двух проектах, но не имею права раскрывать подробности. К предложениям сняться в кино отношусь выборочно, не хочется тратить жизнь на что попало.
— Мы говорим с вами накануне 8 Марта. Каких презентов ждете к этому весеннему празднику и что вы вообще о нем думаете?
— Для меня это прежде всего лишний повод поздравить маму, сказать ей приятные слова. А мне самой подарков еще с Нового года и моего недавнего дня рождения вполне достаточно. Хотя и не прочь получить в этот день цветы, очень их люблю.
— Еще весенний вопрос: ваше сердце сейчас свободно?
— Есть человек, который за мной ухаживает.
— Какие качества больше всего цените в мужчинах?
— Чувство юмора, самоиронию, талант. Мужчина обязательно должен быть реализован в своей профессии, крепко стоять на ногах. Знаю, сейчас некоторые женщины предпочитают мужей, которые берут на себя весь быт, пока супруга на работе, но это не мой вариант. Я старомодна: считаю, что мужчина должен работать и быть главой семьи.
— Что пожелаете читателям?
— Чтобы люди ощущали себя счастливыми здесь и сейчас. Жизнь и так слишком быстротечна, чтобы тратить время на негативные эмоции. И обязательно говорите своим близким о любви!