
Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180 боевых вылетов и в 27 воздушных сражениях сбили 16 немецких асов. А уже скоро созданные в ОКБ-21 Семена Лавочкина истребители стали настоящими хозяевами неба в прифронтовой полосе.
О том, какой страх Ла-5 наводили на немецких асов, мы вспоминали с племянником легендарного конструктора Александром Валентиновичем Ирлиным. Физик, автор 30 изобретений и патентов, последние 30 лет он живет в Мюнхене, но современные средства связи позволяют общаться на любом расстоянии.
Конечно, про его дядю многое помнят не только родственники. Имя Лавочкина носят улицы в Смоленске и Липецке, Краснодаре, Москве и даже в далеком израильском городе Хадере. Лауреат четырех Сталинских премий, дважды Герой Социалистического труда, Семен Алексеевич Лавочкин был из той славной плеяды авиаконструкторов, которые создавали советскую истребительную авиацию, победившую фашистов в небе.
— Широкую известность Ла-5 получил во время Курской битвы, — напомнил Александр Валентинович. — Именно там открыл свой боевой счет Иван Кожедуб, сбив немецкий бомбардировщик «Юнкерс Ю-87». Будущий трижды Герой все свои воздушные победы одержал на истребителях КБ Лавочкина. К концу войны многие советские асы пересели на американские «Аэрокобры». Но Кожедуб считал, что с нашим истребителем никто не сравнится — мол, он как норовистый жеребец, которого надо суметь объездить. Сам Иван Никитович успел «объездить» шесть машин, закончив войну в небе над Берлином на быстрокрылом Ла-7. Он ни разу не был сбит, все самолеты аса переходили другим летчикам. На Ла-5 летал и легендарный Алексей Маресьев, вернувшийся в боевую истребительную авиацию после ампутации ног. Всего же за время войны в небе бились с врагом свыше 6 тысяч самолетов Семена Лавочкина — каждый третий советский истребитель.
А еще в послужном списке конструктора Семена Лавочкина есть сверхзвуковые машины, первые беспилотные аппараты фоторазведки и мишени, зенитные ракеты для противовоздушной и противоракетной круговой обороны Москвы, первая советская крылатая межконтинентальная ракета «Буря».
На вопрос, когда Семен Алексеевич начал работать над легендарным истребителем Ла-5, Александр Валентинович ответил так:
— Об этом я могу судить по послевоенным рассказам родителей. Первым наставником молодого авиаконструктора был Андрей Николаевич Туполев, глубокое уважение к которому он пронес через всю жизнь. А в чем-то ученик даже превзошел учителя. В боевой авиации туполевская идея цельнометаллических самолетов была встречена с энтузиазмом, но перед Великой Отечественной она не могла быть реализована из-за дефицита и дороговизны дюралюминия. В 1939 году в качестве альтернативы начинающий конструктор Лавочкин предложил изготавливать детали фюзеляжа из клеевого материала — так называемой дельта-древесины: После войны Александр Валентинович слышал рассказ дяди о том, что новый материал проходил проверку не только на испытательных стендах, но и в кремлевском кабинете вождя. Иосиф Сталин спросил конструкторов, не вспыхнет ли дельта-древесина под огнем вражеских зениток? А когда услышал отрицательный ответ, то высыпал на образец горящий уголь из своей знаменитой трубки. Материал даже не задымился.
В обычной жизни племяннику дядя запомнился как скромный, интеллигентный и даже застенчивый человек, хотя и отличался редкой отвагой. Никогда не давал скоропалительных обещаний и умел отстоять свое мнение. Известен случай, когда он отказался выполнить указание увеличить дальность действия истребителя, потому что машина стала бы тяжелее, потеряла в скорости и маневренности.
В 1943 году по инициативе Лавочкина конструктор Семен Косберг доработал поршневой двигатель АШ-82, введя агрегат непосредственного впрыска. После чего Ла-5 получил превосходство в скорости над немецким истребителем аналогичного типа «Фокке-Вульф-190». Это в значительной степени обеспечило исход воздушных боев на Орловско-Курской дуге, где люфтваффе потеряло огромное количество самолетов.
— После войны Семен Алексеевич мне, тогда еще студенту, предлагал после получения диплома приходить к нему работать, — вспоминает Александр Валентинович. — Но я хотел тогда заниматься наукой и, в частности, полупроводниками. Да тогда и мало что знал про КБ Лавочкина, дядя был одной из самых засекреченных фигур авиапрома. Достаточно назвать его участие в качестве главного конструктора зенитных ракет системы «Беркут», ставшей основой системы ПВО Москвы. На его послевоенном счету разработки ракет класса «воздух — воздух» Г-300, «земля — воздух» В-300 и В-500, а также межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря».
В июне 1960 года Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа во время испытаний ракет комплекса ПВО «Даль» на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Уход из жизни знаменитого авиаконструктора советские газеты сопроводили коротким некрологом. Похоронили дважды Героя Социалистического Труда, четырежды лауреата Государственных премий генерал-майора Семена Алексеевича Лавочкина на Новодевичьем кладбище.