ПЬЕТ И БЬЕТ - ЗНАЧИТ ЛЮБИТ
Старые крымские знакомые, еще из советской жизни и отдыха, Мария и Антон попросили помочь им добраться в Высоцкий монастырь. Когда-то очень красивая сильная пара, учительница и моряк, сегодня побиты жизнью как молью. Мизерные деньги, которые она зарабатывает, он беспощадно пропивает, при этом еще ее и поколачивая. Такая вот любовь... Если удается между запоями устроиться на корабль, его потом все равно списывают на берег. От стыда перед учениками и их родителями Мария несколько раз писала заявление с просьбой освободить от должности директора школы, но ее оставляют: жена за мужа не ответчик. Побывав безрезультатно у многих докторов и экстрасенсов, теперь решили искать спасения за границей, в России. Молва (самый совершенный вид рекламы) о чудотворной иконе, исцеляющей от пьянства и наркомании, достигла и Черноморского побережья.
Если вы остановитесь на ночь в монастырской гостинице, то услышите не только горькие исповеди, но и невероятные легенды, которые и поднимают паломников из Кишинева или Сахалина в неблизкий путь. Большинство из них - сельские женщины в темных платочках. В последнее время стали появляться городские дамы - мамы наркоманов, сполна хлебнувшие новоявленного горя, которое почти не лечится. В последнюю свою поездку в Серпухов я познакомилась с москвичкой Татьяной Владимировной, искавшей там спасения для сына, который бросил школу и целыми сутками сидит за компьютером.
Жена еще может бросить пьяницу-мужа, мать - практически никогда не оставит больного ребенка. Порой у нее остается единственная возможность: упасть в церкви перед иконой на колени. Недаром говорят, что молитва матери со дна моря достанет. Столько горя приносили люди к "Неупиваемой чаше", что она стала намоленной, это заметит даже атеист невооруженным взглядом.
КРИЗИС ЧУДУ НЕ ПОМОЩНИК
Главная икона Высоцкого мужского монастыря, которая дала ему после 1991 года нынешнее возрождение и славу, густо увешана золотыми цепочками и кольцами. Как свидетельство народной благодарности за исцеление. В монастырской лавке идет бойкая торговля. Книги, иконки, журналы, видеокассеты с исповедями исцелившихся, елей от чудотворной иконы - полный ассортимент.
Тут же идет непрерывный прием треб. Многие заказывают сорокоуст перед иконой, другие, как Мария, желают, чтобы монахи молились за исцеление их близких целый год. Когда ей назвали цену только за эту услугу - 420 российских рублей, украинская гражданка растерялась. Цена показалась небожеской. Ее тут же успокоили, дав в руки платежные реквизиты: заплати сколько есть, а остальное пришлешь по почте.
Отец Никон, который, кроме всего прочего, хранит монастырскую библиотеку и выпускает журнал, сказал, что "Неупиваемая чаша" - их основной источник дохода: "Живет народ хорошо - и нам хорошо. К сожалению, кризис сказался на паломниках и на пожертвованиях".
Каждый день в шесть утра братия по специальным синодикам (теперь это более десяти рукописных тетрадей) поминает согласно оплате тысячи имен пьющей России и стран СНГ. Еле успевают за один час: Иван, Николай, Ксения, Виктор, Иосиф, Валентина... Раньше женское имя было редкостью, а сейчас их добрая треть. Сильные социальные потрясения, которые обрушились на постсоветского человека, резко увеличили количество тихих и буйных алкоголиков. Для многих из них осталось лишь два русских лекарства: чудо и "авось".
Вполне возможно, что люди, молитвенно желающие трезвости, делают самый главный в своей жизни шаг к выздоровлению. С известным сибирским психотерапевтом Сергеем Гориным однажды мы размышляли о том, как легко люди поддаются внушению во время избирательных кампаний. Как иллюстрацию он привел пример, хорошо описанный в медицине. Если подкрашенную водичку назвать новым уникальным лекарством, то сорок человек из ста тут же почувствуют временное облегчение: таков эффект плацеботерапии (плацебо - имитация лекарства). Таков примерно процент внушаемых граждан в любом обществе. А так как алкоголизм - это та болезнь, которая начинается в наших головах и душах, то без внушения ее победить нельзя.
Чем дольше человек едет, тем больше у него вера. Чем больше денег он оставляет в монастыре, тем сильнее у него надежда, что Бог поможет. Менее всего у иконы встретишь самих серпуховчан. Может, потому, что они знают о чуде немножко больше, чем все приезжие люди.
ТОРГОВЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ХРАМЫ
Через речку от мужского монастыря находится женский Введенский Владычный монастырь, где согласно легенде и было в прошлом веке явление чудотворной иконы. Старый вояка и пьяница приполз к ней на четвереньках аж из Тверской губернии, а вышел на своих ногах, при этом "страсть пьянки его оставила".
Только в 1995 году государство передало остатки монастыря церкви. Настоятельница матушка Алексия, которая в мирской жизни была учительницей музыки, а теперь мужественно поднимает к небу исторические руины, осторожно говорит о том, что их чудотворная икона пропала во время революционного лихолетья. И в мужском, и в женском монастырях теперь висит список с той "Неупиваемой чаши" (неистощимой чаши исцеления). Просто соседи догадались это раньше сделать. Она прекрасно понимает, что мало кто пойдет за чудом в бедный монастырь, к фанерным стенам и бумажным иконам. Пойдут к богатому, делая того еще богаче.
"Можно ли человеческое горе ставить на поток и делать из этого бизнес? В женском монастыре мы только по рублю заплатили, а монашенки обещали за нас целый пост молиться", - допытывается директор школы, которой поездка к чудотворной иконе обернулась непомерными расходами.
Я не знаю, Мария. Однажды у меня тоже появились смятенные чувства, которые сильно мешали паломничеству на Святую землю.
"Виа Долороса - один доллар, три шекеля", -на разных языках кричали мальчишки, размахивая плохо малеванными открытками. Последний путь Христа - на Голгофу стал не только популярным международным туристским маршрутом, но и бойким местом для сотен торговцев, которых в свое время Христос изгнал из храма. Ладан со Святой земли в лавочках соседствовал непременно с золотыми крестиками... Храм Господний и алмазная биржа случайно оказались в одной программе. "Вера - это чувства, а религия - это бизнес", - "успокоил" меня старый русский, ставший новым иерусалимским предпринимателем. Недаром религиозный туризм и золотообрабатывающая промышленность - мощные статьи дохода Государства Израиль.
Но если в других краях этим можно гордиться и обогащаться, то почему нельзя этого делать в Серпухове? Отсюда русские войска уходили на Куликовскую битву здесь с благословения Сергия Радонежского возникли знаменитые монастыри, здесь цари устраивали смотр своей гвардии... Так что город, стоящий при слиянии Оки и Нары, богатый древними культовыми памятниками, и для верующих, и для атеистов - уникальный туристский центр.
В МОНАСТЫРЬ ИЛИ В БОЛЬНИЦУ?
Серпухов, конечно, не Тольятти, но именно здесь собирают "Оку", самый народный автомобиль. Многие другие предприятия, а в Серпухове хватает оборонки, замерли или сократили почти наполовину рабочие места. "Мозги нации", кому еще повезло, ушли в ларьки.
- Чувство бессилия и ненужности человек топит в вине, - размышляет главный нарколог города Геннадий Иванов. - Вот почему в Серпухове, находящемся в плену промышленной стагнации, так высок уровень заболевания алкоголизмом. Сейчас нет полной статистики, многие лечатся анонимно, а несколько лет назад цифры были в полтора раза выше, чем по Московской области. Почти в три раза за последние годы выросла наркологическая зависимость среди женщин и детей.
На прием к доктору я пришла с вопросом: как он относится к всероссийской известности серпуховской чудотворной иконы. Геннадий Дмитриевич сделал оговорку: если люди выросли в религиозной семье и считают, что молитва помогает от пьянства, - на здоровье. Лично он знает лишь один случай, когда человек был готов спасаться от пьянства у чудотворной иконы и помог себе сам с помощью Бога. Зато может назвать десятки людей, которые пришли в их отделение детоксикации за помощью после сеансов у экстрасенсов и батюшек. "Человек, у которого дрожат руки, которого мучают сильнейшие суставные боли, в любую минуту может случиться остановка сердца, требует немедленной медицинской помощи. А вот если речь идет о реабилитации, можно и в монастырь идти", -заключает Иванов. Опять же в какой - мужской или женский? Чаще всего серпухович не идет ни в тот, ни в другой. Разве что по большим праздникам отдаст дань обряду. Внушить горожанам, что у них рядом находится чудотворная икона, невозможно. Они прекрасно видят, как разбогател за последние годы Высоцкий монастырь, как велика среди обитателей текучесть кадров: многие послушники не выдерживают искушения и возвращаются в мир.
Серпухов живет другими чудесами: однажды пьяный прокурор города (теперь, естественно, бывший) вышел на лестничную клетку, чтобы успокоить весело шумевшую молодежь. Его выстрел сделал инвалидом молодого парня Сергея Болтнева, вернувшегося живым и невредимым из Чечни.
Мы отметили только что 15-летие горбачевского постановления о борьбе с пьянством, но так и не поднялись до сути больной проблемы. Нация продолжает спиваться, каждый второй мужчина в работоспособном возрасте умирает в нетрезвом состоянии. Мы декларируем все свободы с младенческим восторгом, свободу пить тем более, но мы забываем о том, что свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Иногда мне кажется, что истинно свободная жизнь - это сумма общественных запретов, тех же библейских заповедей, начинающихся с частицы "не".
САМИ ВАРИМ, САМИ ВЕРИМ
"Гнали, гоним, будем гнать", - заявляют самогонщики Серпухова, и никто не может найти на них управу. Так на днях газета "МИГ. Южное Подмосковье" озаглавила свой репортаж из дома N 28-а по улице Октябрьской, на пятом этаже которого живет новоявленный предприниматель С.В.Курзин. Алкоголики и бомжи в любое время суток могут купить у него не только бутылку, даже 50 граммов самогона.
"Вот в соседнем доме тоже самогон гонят и продают, но там нет такого бардака, чтобы на всех этажах отпетые пьяницы валялись", -жалуются жильцы несчастного дома местной власти.
А что может власть? Запретить, загнать в подполье, вернуть государству монополию на производство спиртного? И сверху, и снизу спиртовой пирамиды каждый делает деньги так, будто последний день живет на этой земле. Слабое государство, как и загнанный в угол человек, пытается решить свои проблемы с помощью водки, надеясь увеличить свои доходы от ее продажи своему народу. Отчаянно пьем. Отчаянно молимся. Отчаянно хотим стать богатыми. И всякий раз нам не хватает трезвой головы. Доведенный до белых мух, кто-то идет к экстрасенсу или врачу, кто-то - в общество анонимных алкоголиков, а еще кто-то - к иконе "Неупиваемая чаша".
Главный нарколог страны, которую нельзя назвать трезвой, но уже можно - свободной, Владимир Егоров уложился с комментарием к моему рассказу о чудотворной иконе в одну фразу: "Пусть каждый лечится там, где ему больше помогает".