Главная Культура 14:31 07 Ноября 2020 2802
«Видеть музыку» сквозь блокаду пандемии

«Санктъ-Петербургъ-опера» показала в Москве две восхитительные редкости 

Сергей Бирюков
Ленинградцам не впервой прорывать блокаду: «Санктъ-Петербургъ-опера» на сцене московского «Геликона». Фото предоставлено фестивалем «Видеть музыку»

Фестиваль «Видеть музыку» – одно из немногих продолжающих стоять на ногах крупных театральных предприятий. Разве что «Золотая маска» еще противится обстоятельствам, собираясь 10 ноября вручать свои премии. «Территория» более-менее благополучно закончила недолгий трехнедельный бег 3 ноября, а вот NET («Новый европейский театр») отложился на неопределенный срок, «Московская осень» (смотр столичных композиторов) тоже. На этом фоне приезд в первопрестольную театра «Санктъ-Петербургъ-опера» с двумя большими спектаклями можно назвать настоящим подвигом.

Конечно, и «Видеть музыку» – смотр, пятую осень подряд проводимый Ассоциацией музыкальных театров России – в этом году развернул свою программу далеко не в полном объеме. Честь и хвала тем, кто смог приехать –– это Астраханская опера с «Ревизором» Владимира Дашкевича, опера Республики Коми с «Любовным напитком» и «Принцессой цирка», петербургский «Карамболь» с «Большим секретом для маленькой компании» Сергея Никитина, Ивановский музыкальный театр с «Робин Гудом» Евгения Загота, Донецкая и волгоградская «Царицынская» опера (обе привезли Carmina burana)… Но уже по ходу праздника, стартовавшего 23 сентября, один за другим отменяли свои выступления театры из Самары, Саратова, Красноярска, Северска, Республики Карелия, из зарубежного, но тоже не чуждого нам Узбекистана… Перевели свои показы в режим онлайн Башкирская опера, оперные театры Республики Казахстан.

«Но мы ленинградцы, и нам привычно прорывать всяческие блокады» – обратился со сцены «Геликон-оперы» к московским зрителям лидер «прорвавшейся» в столицу «Санктъ-Петербургъ-оперы» Юрий Александров, прогнозируемо сорвав аплодисменты.

Однако главную овацию еще надо было заслужить – самими спектаклями. И питерцам это вполне удалось.

Прежде всего – репертуаром: с одной стороны, Даргомыжский и Доницетти – бесспорно крупнейшие композиторы, с другой вряд ли ошибусь, определив привезенное как абсолютную редкость.

«Эсмеральда» -- до сих пор, со стыдом признаюсь, только из консерваторского курса истории музыки помнил, что в списке опер Даргомыжского есть такая юношеская работа. Но лишь сейчас впервые услышал – и убедился, до чего же это интересно и многообещающе.

Спектакль «Эсмеральда» прогнозируемо готичен. Фото предоставлено фестивалем «Видеть оперу»

Начиная с увертюры – конечно, нельзя сказать, что совершенно необычной для своего времени, скорее наоборот. Это такой чистый образец музыкального романтизма, что уже по нему смело можно говорить: Даргомыжский был сыном своего времени и внимательно изучал самые свежие достижения европейской романтической музыки от Вебера до Мейербера и, разумеется, великого соотечественника – Глинки. И в дальнейшем антракты, пронизывая оперу симфоническим пунктиром, выстраиваются в своего рода контрапункт основному действию, то погружая в романсовую печаль, то восхищая танцевальным куражом, то увлекая слух колоритным хором валторн, то удивляя акварельным звуком разделенных на множество партий струнных.

Впрочем, и с вокальной стороны все очень обнадеживающе. Роскошно-демонична выходная ария Фролло, мастерски выстроена многофигурная вторая картина (с неудавшимся похищением Эсмеральды), а в арии угодившего в тюрьму Квазимодо можно даже расслышать черты будущих монологов Бориса Годунова (Мусоргский и не скрывал, что считает Даргомыжского своим учителем). Уверенная рука музыкального драматурга ощутима в мастерской стретте финала первого действия и центральной по смыслу сцене – дуэте-столкновении Эсмеральды и Фролло. А финал с оплакиванием мертвого Феба по-настоящему, по-русски (как ни парадоксально это звучит в связи с сюжетом Гюго), «по-глинкински» хватает за сердце. Тут в полной мере развернула возможности своего легкого сопрано Евгения Кравченко (Эсмеральда). Но и темпераментный баритон Юрий Борщев (Фролло), и сладкоголосый тенор Ярамир Низамутдинов, и брутальный бас Мирослав Молчанов (Квазимодо), и обладательница драматического сопрано Софья Некрасова (Флер де Лис) предстали достойными участниками ансамбля, уверенно скрепленного дирижером Максимом Вальковым.

А вот Доницетти, помимо еще более раннего, чем у Даргомыжского, рывка к мастерству (всего 22 года было композитору в момент написания «Петра I, или Невероятных приключений русского царя»), поразил необычным для европейца начала XIX века интересом к русской теме. И при всей фантастичности описанной в опере ситуации (что за брат Екатерины I Карл, разлученный с сестрой в детстве, вдруг сыскался в ливонской глухомани, что за дочь покойного Мазепы Анетта стала вешаться на шею этому плотнику с монаршей кровью в жилах?) надо отдать должное композитору – русские характеры, прежде всего царский с его крутизной, но и широтой, и юмором, и даже сердечностью Доницетти ухватил метко.

Но самое главное – какая изумительная музыка ожила под дирижерской палочкой Александра Гойхмана! Увертюра, хоть и явственно говорящая о влиянии «Севильского цирюльника» и «Сороки-воровки» Россини, вряд ли уступит творениям старшего мастера по яркости образов и контрастов – а написана всего годом-тремя позже тех мировых шедевров. Щедрая россыпь мелодий, опять же мастерство ансамблей и стретт, виртуозность письма, требующая и виртуозности исполнения – чего стоит одна ария Магистратора, этот великолепный образец буффонной басовой скороговорки… Все это дало музыкальной команде театра шанс по-настоящему блеснуть своими возможностями – и царственно-импозантному басу Андрею Земскову (Петр), и мастеру характерных красок басу Геворгу Григоряну (Магистратор, проще говоря городской судья), и двум виртуозным сопрано – Каролине Шаповаловой (Анетта) и, в особенности, Юлии Птицыной (хозяйка гостиницы мадам Фриц), и меццо Ларисе Поминовой (Екатерина), и буффонному баритону Егору Чубакову (ростовщик Фирман). Тенор же Денис Закиров (Карл) показал владение настоящим бельканто, с легкостью взлетая на верхнее «до».

А еще чем порадовал «Петр I…» - так это сценическим решением. Если по поводу «Эсмеральды» автору этой заметки сказать особенно нечего ни в плюс, ни в минус (предсказуемая готика декораций, высокие отношения на антресолях собора/замка и кровавые разборки в нижнем ярусе), то на юмор Доницетти режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев ответили адекватными приколами. Например, представив массовку (селян, дворян и даже царевых гвардейцев) этакими человекообразными курами: во-первых, повторю, дело происходит в сельской глуши, а во-вторых, большим количеством мозгов на душу населения ни одна из этих категорий и не блистает. Кроме того, в спектакле очень забавно и с чувством меры перемешаны речь итальянская – в ариях и русская – в речитативах, а еще в разговорной роли капитана с типично русской фамилией Хондедиски, оказывающегося, впрочем, переодетым князем Меншиковым (Денис Ахметшин).

Режиссер Юрий Александров и его коллектив привезли в Москву ловко приготовленную петербургскую оперную яичницу. Фото автора

Мне кажется, такую работу не стыдно повезти на гастроли не только в Москву, но при случае и на родину Доницетти, где, подозреваю, тоже далеко не все помнят, что в громадном послужном списке их национального композитора («Петр…» всего лишь третья из его 68 опер) есть и такая жемчужина с русским акцентом. 

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 12911
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Как улетали журавли Татьяны Самойловой

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Даже одной Вероники было бы достаточно, чтобы навсегда внести ее имя в пантеон величайших актрис ХХ века. Кадр из фильма «Летят журавли», globallookpress.com

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой могло бы исполниться 90 лет. И десять лет назад — тоже 4 мая, в день своего 80-летия, она умерла в московской больнице. О звездной и драматичной...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 8068
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

В РАМТе – недетский спектакль о детях войны

Анна Чепурнова
Труд
Война только началась, и одежда физкультурников скоро потеряет белизну (Яна Палецкая, Андрей Лаптев, Владимир Зомерфельд). Фото Марии Моисеевой предоставлено пресс-службой РАМТа

В РАМТе — премьера: «Ленинградские сказки» режиссера Филиппа Гуревича по одноименной пенталогии нашей современницы Юлии Яковлевой. В недавней постановке «Леопольдштадт» худрука театра Алексея...

Популярный актер – о новом фильме «Адмирал Кузнецов» и военной теме в кино, старом и нынешнем

Дарья Ефремова
Труд
Герой Петренко -- живой человек, а не гранитная глыба (в кадре - с Дарьей Урсуляк в роли Веры). Изображения предоставлены ВГТРК

На медиаплатформе «Смотрим» — биографический военно-исторический фильм «Адмирал Кузнецов». Проект осуществлен при поддержке Института развития интернета. В основу сюжета легла реальная история самого...

Легенду французского кинематографа арестовали в Париже как насильника. Не стареют душой ветераны!

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Юристы считают - Депардье может грозить от пяти лет лишения свободы за домогательства. Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

Не стареют душой ветераны! Легенду французского кинематографа и обладателя российского паспорта Жерара Депардье на днях взяли под стражу в Париже как насильника. Его опять обвинили в сексуальном насилии. На этот...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7811
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Увидим ли мы новый фильм с участием популярного актера и телеведущего

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Имя телеведущего Ивана Урганта в эти майские дни не сходило с новостных лент. А началось все с того, что Виталий Бородин, глава некоего Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией, в своем...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 7077
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6814
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?