Главная Жизнь 03:13 08 Февраля 2012 4232
Труба плюс люди
2012-й — год пуска нефтяного трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану. Как идет грандиозное строительство?
Павел Орлов

На фоне митинговых страстей и яростных споров о будущем как-то отходит на второй план настоящее. И тот факт, что есть в стране люди, которые мало говорят, но много делают. Чьими трудами пополняется бюджет и развивается та самая кровеносная система российской экономики, которую коротко и емко называют «трубой». Первая очередь нефтяного трубопровода из Восточной Сибири к Тихому океану (участок Тайшет — Сковородино, 2694 км) была пущена в декабре 2009-го. Одновременно был активирован специализированный нефтеналивной морской порт у деревни Козьмино. И пока нефть от Сковородино до Козьмино идет железной дорогой, срочно достраивается замыкающий участок трубопровода — ВСТО-2 (2046 км). Как работает труба, строится ее недостающая часть и отгружается в тихоокеанские танкеры российская нефть, увидел спецкор «Труда».

«Где же сама труба?» — перекрикивал я рев вертолетного винта, кромсавшего небо над юго-восточной оконечностью России, в районе мыса Крылова. «Где труба?» — спрашивал инженеров спецморнефтепорта Козьмино. «Покажите трубу», — просил, пролетая над Амуром под Хабаровском.

«Здесь она!» — говорили мои спутники, тыча варежками в пространство под вертолетом. Там, кроме тайги, заснеженных пространств и сверкающих льдом рек, ничего не было видно. Но она, труба, уже здесь, под землей или под Амуром. Работает. Занимается тем, для чего задумывалась. Где-то (ВСТО-1) уже перекачивает по 30 млн тонн нефти в год, а, к примеру, под Хабаровском (ВСТО-2) только готовится принять черное золото. Но везде, в том числе во второй очереди ВСТО, труба готова и уложена под землю. Последний стык сварен в сентябре 2011-го. Осталось проверить и наладить оборудование восьми новых нефтеперекачивающих станций — и через год весь проект ВСТО станет действующим. Нефть пойдет от города Тайшет Иркутской области сразу до спецморнефтепорта Козьмино близ Находки по трубе: сначала 30 млн тонн в год, затем 50, а через несколько лет 80 млн тонн в год. Вместе с веткой, уходящей от Сковородино в Китай (до границы — 63 км).

«Представляешь, что это такое — 80 млн тонн? — спросила меня мой гид, сотрудник Дальневосточной строительной дирекции Алена Ортман. — Шестая часть всей российской нефти, так что оцени масштаб!»

Оценил. И трубу я все-таки увидел — на нефтеперекачивающей станции № 34. Метрового диаметра, она вертикально поднималась из-под земли, чтобы войти во чрево нефтеперекачивающего насоса размером с грузовик. В яме рабочие резали и варили, меняя подсветку местности с оранжевой на бело-фиолетовую и обратно. Но вообще-то эта труба должна отливать золотом — такую для страны она имеет ценность.

Продавая нефть на восточной границе (США — 27%, Японии — 19%, Китаю — 18%, Южной Корее — 13%, Филиппинам — 9%, Таиланду — 7%, Сингапуру — 4% и далее по мелочи Перу, Индии и Индонезии), Россия становится серьезным игроком на Юго-Восточном углеводородном рынке. Новый трубопровод не дает европейским партнерам диктовать условия. Недаром президент «Транснефти» Николай Токарев как-то сказал: «Даже если бы эта труба оставалась пустой, ее все равно надо было бы построить:" Но она не пустует. Наращивая продажи в страны региона, Россия ослабляет для них «удавку» зависимости от иранской нефти, которая все сильнее пахнет порохом.

Плюс прокладка нового участка на север (проект Заполярье — Пурпе — Самотлор) позволяет масштабно разрабатывать месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе Ванкорского месторождения, что ранее было невозможно из-за отсутствия нефтяных магистралей.

Наконец, ВСТО — мощный экономический канат, привязывающий наш Дальний Восток к Центральной России. А еще это рабочие места и инфраструктура. И масса попутных проектов и возможностей, в том числе благотворительных. Так, только на строительство крупнейшего в России океанариума на острове Русский близ Владивостока в 2011 году «Транснефть» выделила 5,5 млрд рублей. И на восстановление исторической части Иркутска, и на развитие волейбола в Дальневосточном крае…

То есть благодаря ВСТО выигрывают: российская экономика, люди, города, наука, спорт. А Россия получает серьезный козырь в геополитической игре. Вот вам и труба!

Подлодки и гребешки

Раньше деревня Козьмино (шесть десятков домов по берегу озера Второе) была местом сугубо секретным.

«В этом озере в советские времена резали на металлолом отслужившие подводные лодки», — поведал мне физик Сергей сразу по прибытии нашего вертолета.

Теперь лодки не режут. Вместо военно-морской базы вблизи деревни обосновался спецморнефтепорт. Десяток стальных цистерн для нефти по 50 тысяч тонн каждая, здание администрации, операторский пульт, а также четыре гигантские бочки с водой для пожаротушения и пожарная команда. Все это высоко над водой, на естественном возвышении. А у подножия холма, на воде, прикрывает озеро Второе нефтеналивной пирс. Выход в океан аккурат между Японским морем и заливом Находка.

Я представлял себе рабочих в замасленных бушлатах, суетящихся на пирсе вокруг насосов и нефтеналивных шлангов. И танкер на самом деле оказался на заправке, принимал в трюмы нефть, но рядом никаких рабочих. Ни одного.

«Нефтяной порт „Козьмино“ полностью автоматизирован, — объясняет Сергей. — Четыре оператора, глядя на мониторы, управляют как накоплением подходящей по трубе нефти в резервуарах, так и закачкой нефти в танкеры».

С двух сторон пирса торчат по пять оконечников трубы — стендеров, для одновременной заправки двух танкеров. Эти последние звенья ВСТО благодаря шарнирным соединениям могут точнейшим образом по сигналу из операторской подсоединяться к наливным терминалам танкеров дедвейтом от 80 до 180 тысяч тонн.

«Для улавливания и регистрации паров нефти на пирсе установлено самое современное оборудование, какое только бывает», — уверяет мой экскурсовод. «И ни капли не прольется в море?» — «Какое там! Чтобы чистота моря была вне всяких подозрений, от пирса до устья озера Второе на 20-метровой глубине, прямо под днищами танкеров, высажена промысловая колония гребешка. Это один из самых капризных по части экологии моллюсков. Живут и здравствуют, дай им бог здоровья!»

Порт особенно впечатляет с высоты птичьего полета. Словно это не гигантское действующее предприятие, созданное из нашпигованного датчиками и запорными устройствами металла, а макет футуристического сооружения из белого пенопласта. Этот «макет» по ошибке попал на продуваемый всеми ветрами океанский берег, где вечно пенятся волны и ветер достигает 40 метров в секунду.

«Не холодно здесь работать?» — поинтересовался я у одного из редких прохожих, встреченных на территории порта. Им оказался капитан запаса, бывший старпом ядерной подлодки Борис Иваненко (на фото). «Я раньше на Камчатке служил, — улыбается Борис, — вот там холодно. А здесь нормально». — «Вы давно в Козьмино?» — «С закладки нефтеналивного порта. Сперва строил, потом охранником работал, а теперь полтора года как сменный инженер». — «Довольны жизнью?» — «А как вы думаете? — пожимает плечами Борис. — Моей семье дали квартиру в поселке Врангель, есть работа, приличная зарплата и плюс еще военная пенсия. Да вы не смотрите так, я про пенсию не шучу. Мне 33, но на подводном флоте год идет за три. А здесь, на гражданке, просто курорт: вы гляньте на океан, какая красота!»

«А буксиры у нас просто уникальные, — подхватил мажорную ноту физик Сергей. — При штормовом ветре швартуют танкер к причалу — и ни вмятины, ни царапины!»

Насчет курорта мои собеседники, по-моему, погорячились. Стоило мне при прощании вынуть руку из перчатки, как ее будто ошпарило. Вот что такое минус 25 и мокрый ветер с моря!

Врангель старый и новый

В поселке Врангель живет большинство сотрудников спецморнефтепорта Козьмино, в том числе работники нефтесливного терминала. Это последняя точка на пути по железной дороге, где нефть из цистерн сливается в приемник и последние 20 км до нефтепорта проходит по трубе, расположенной под наклоном к морю. Именно нефть вдохнула новую жизнь в поселок — и это чувствуется не только на производственных объектах. В детсаде, куда я зашел поздороваться с местными малышами, мне показали новенькие пластиковые окна и пристроенные площади (ремонт на деньги спецморнефтепорта и «Роснефти»). Здесь теперь тепло, уютно и, главное, людно. Сейчас в садике 200 малышей — по сравнению со 120 год назад, в ближайших планах обустройство еще сотни мест для детворы.

В местной школе будущие выпускники уже не собираются разлетаться по стране, чтобы найти место во взрослой жизни. Оно, это место, ждет их прямо здесь. «Работать на трубе» — это звучит гордо. А тут еще (спасибо нефтяникам!) появился в школе лицейский класс с углубленным изучением физики и химии. Студентка Катя Кичей рассказала мне, как при поступлении в Дальневосточный университет выбирала между будущим инженера-химика и менеджера — приемщика качества продукции. Остановилась на втором варианте, поскольку сочла эту специальность универсальной, востребованной и уважаемой.

«Раньше, чтобы дома остаться, — рассуждает Катя, — надо было идти работать в Восточный порт Находки, а там докеры нужны, для девчонок разве что канцелярия. Теперь у нас есть спецморнефтепорт, труба со всеми ее перекачивающими станциями и лабораториями, да вот еще „Роснефть“ скоро нефтеперегонный завод прямо рядом с Врангелем обещает построить. Уезжать больше не надо и не хочется».

Ей вторит Леша Фенченко 17 лет — как и Катя, коренной врангельчанин. Он выбрал ресурсоэнергосберегающие технологии, после университета будет инженером-химиком. И тоже собирается работать дома, «на трубе». Честное слово, давно не видел такого массового проявления местного патриотизма. Между прочим, в поселке построены спортивные и детские площадки, открылись танцевальные кружки, секции бокса и таэквондо. И лица у здешних школьников какие-то не по-детски уверенные, с чувством собственного достоинства. Из таких хорошие, надежные люди вырастают.

Вика из Омска

«Люди едут к нам со всей страны», — рассказывает мне Вика Сысоева. Она начальник отдела социального развития спецморнефтепорта Козьмино. А познакомились мы случайно: Вика катала своего сына Ивана на качелях на детской площадке перед новыми домами «Транснефти».

«Мы приглашали всего 70 специалистов, — говорит Сысоева, — но на постоянной работе у нас осталось 40. Некоторые перешли работать в „Роснефть“, „Газпром“ или „Дальнефтепровод“. Сами понимаете, специалистов-нефтехимиков здесь не хватает, спрос большой, вот люди и ищут, где выгоднее». — «У вас работать выгодно?» — «Выгодно, это я вам как начальник отдела соцразвития говорю. Во-первых, посмотрите на эти дома вокруг — теплые, улучшенной планировки. Пока построено 5 домов на 154 квартиры, но в планах „Транснефти“ новостройки. Через 25 лет квартира переходит в собственность проживающего в ней сотрудника. Через десять лет ее можно выкупить за полцены (41 тысяча рублей за метр), а до тех пор мы гасим 80–90% стоимости найма. Люди платят только за коммунальные услуги. Во-вторых, мы обеспечиваем всех сотрудников медицинской страховкой, включая стоматологию, компенсируем выплаты за детский садик, оплачиваем авиабилеты для полета в отпуск, зарплату платим хорошую». — «Какую?» — «В среднем по всему спецморнефтепорту — 30 тысяч рублей. Это включая рабочих». — «Где же у вас рабочие? — удивился я. — Всего пару монтажников за два часа в Козьмино увидел». — «У нас работает 960 человек, — улыбнулась Вика. — Просто большая часть на нефтесливном терминале, где вы не были. А порт полностью автоматический — там только администрация и операторы». — «То есть, когда трубу достроят, рабочие будут уволены?» — «Что вы! Вместо нефтесливного терминала будет база приема нефти, с лабораториями, запасными емкостями, счетчиками нефти. Сотрудников станет больше. Мы, кстати, желающих отправляем учиться за наш счет в специализированные училища по всей стране. И возвращаются они, можно сказать, профессиональной элитой».

Сама Вика из Омска. До 2008 года работала там в банке. А тут кризис, банковских сотрудников стали сокращать. Взяла сына и маму и приехала в поселок Врангель, о чем ни капли не жалеет.

Зашел в гости, в новенькую двухкомнатную квартиру. Просторно, тепло, красиво. Разве что мебели маловато, но это дело наживное.

На вертолетной площадке встретил только что приземлившегося заместителя вице-президента ОАО АК "Транснефть" Алексея Сапсая. Алексей Николаевич знает о спецморнефтепорте и ВСТО-2, пожалуй, все, поскольку работает над объектом с самого начала.

— Вы довольны сегодняшним полетом?

— Если коротко — доволен, — прокричал Сапсай сквозь свист вертолета и ветер. Есть рабочие моменты, но они все плановые. Скоро мы запустим восемь нефтеперекачивающих станций ВСТО-2. Потом будем увеличивать мощность спецморнефтепорта и, соответственно, линейной части трубы. Мы постоянно модернизируем наше оборудование, с тем чтобы использовать самые последние технологии. А это все делают люди.

— Вас радует, что люди приезжают к вам со всей страны?

— «Транснефть» всегда за людей! Мы все делаем, чтобы они к нам приезжали. Из тех, кто строит ВСТО-2, половина строила ВСТО-1. Это, согласитесь, о многом говорит.

О гордости великороссов

Летим на вертолете от Хабаровска. От горизонта приближается НПС. Как и в спецморнефтепорту, из земли торчат большие белые емкости для запаса нефти (по 50 тысяч тонн), малые емкости для запаса нефти, емкости с водой для тушения гипотетических пожаров, видны домики строителей, ангар насосной станции да сложная геометрия электрических кабелей, на специальных опорах установленных над землей. Цвета два: белый и голубой. Пилот перед тем, как сесть, делает несколько кругов по воздуху — так хозяин с гордостью демонстрирует гостю свои теплицы где-нибудь на подмосковной фазенде. Но здесь масштаб иной. Где-то там, в глубине, прячутся гигантские хранилища для нефти, трубы, работают нефтяные насосы, а остальное пространство заштриховано линиями электрических кабелей. И только здесь, на НПС-34, гигантская качающая из глубины земли нефть система выходит на поверхность. Насосов четыре, каждый размером с ЗИЛ с фургоном, производства российского машиностроительного холдинга «Группа ГМС».

Подсоединением насосов к трубе занимается интернациональная бригада, состоящая из сербских и наших рабочих. Все трезвы и сосредоточенны. На НПС даже курить запрещено. Хотя нефти еще нет, но очень скоро она будет.

Как рассказал Алексей Сапсай, ВСТО-2 находится на завершающем этапе. Гидроиспытания завершены в полном объеме. По участку первого штаба устранены дефекты. Идет подача напряжения на линию электропередачи вдоль всей трассы. «Результаты работы на настоящий момент я оцениваю крайне положительно», — заключает Сапсай.

Что дальше? К августу 2012 года по трубе пустят пробную толику нефти. Потом проведут окончательную доводку и запустят всю систему в полномасштабную работу. Это большое и даже великое дело. Можно строить планы модернизации всего и вся, имея такой запас прочности, как этот.

На прощание я зашел в специально оборудованную курилку и задал дымящему народу в синих форменных куртках единственный вопрос: «Мужики, вы гордитесь тем, что сделали?»

Те примолкли, а потом один парень лет 35 в шлеме, надетом поверх шапки, сказал за всех: «Гордиться можно тем, что у тебя жена красивая. Или тем, что дом сообразил в два этажа да в три кирпича. А мы тут стране вторую сонную артерию пришили. И мы, конечно, имеем чувства по этому поводу, но слово „гордость“ здесь слишком обычное…»

Наверное, парень был из Одессы, но когда я спросил, как его зовут и откуда приехал, он сказал: «Неважно». И все разошлись в разные стороны — работать.

На новогодние украшения городские власти денег не жалели

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Рекорд побил Санкт-Петербург, где на уличные украшения потратили 405 миллионов рублей. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Новогодние каникулы нынче оказались экстремально морозными, от температур в минус 30 в Центральной России успели отвыкнуть. А тут такая напасть — проверка на прочность. Сначала в домах на северо-востоке...

Жизнь 00:14 / 12 Января 2024 3485
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Michael Runkel/imagebroker.com, globallookpress.com

Хорошая новость из моего родного Кузбасса: там в Рождество на свет появились 26 мальчишек и 25 девочек. Можно сказать, паритет. Кстати, на 12 малышей больше, чем родилось в регионе в первые сутки...

Жизнь 00:04 / 12 Января 2024 3387
Календарь: 12 января

35 лет назад прошла последняя перепись населения СССР

Труд
Фото: © Alexander Rekun, globallookpress.com

1722 Петр I учредил новый государственный орган — прокуратуру. Первым генеральным прокурором России стал Павел Иванович Ягужинский. 1801 Император Павел I отдал приказ атаману казачьего Войска Донского идти походом на Индию....

Впору взывать к московскому мэру: Сергей Семенович, родненький, приезжайте к нам на полставки губернатором поработать!

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Губернатор Александр Беглов жалуется, что строить метро, оказывается, трудно. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Накануне Нового года в петербургском метро провалились ступени на станции «Сенная площадь». К счастью, обошлось без жертв. Вечером на место прибыли аварийные службы. Станция с тех пор — уже три...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 3184
Лохотрон на колесах

Мошенники изобрели изощренный способ отъема денег у автолюбителей

Ольга Лернер
Труд
Злоумышленники пользуются тем, что российский авторынок «колбасит» уже два года. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Желающих купить машину граждан заманивают на торговые площадки низкими ценами, предлагают поторговаться на аукционе, а потом исчезают вместе с деньгами клиентов. Российский авторынок лихорадит два года. Казалось бы,...

В ЦБ РФ рассказали о новом подходе телефонных мошенников к «работе»

Ефим Королев
Труд
Под конкретного человека разрабатывается индивидуальный сценарий обмана. Фото: 57stock/imagebroker.com, globallookpress.com

Если раньше ставка делалась на массовый обзвон по базам сотовых операторов — тут не сработало, звоним следующему, — то сейчас злоумышленники взяли курс на индивидуальный подход. По словам...

Жизнь 23:01 / 31 Января 2024 2683
Последняя колонка

Ученые: регулярное употребление чая замедляет процесс старения

Труд

Зубами щелкая и ощетинив шерсть... В ряде районов Курганской области был введен режим ЧС из-за нападения волков на людей. Так, жители поселка Озеро Медвежье в темное время суток не выходят на улицу. В минувшие...

Калининградская область славится одинаковыми названиями

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В области, которую можно проехать за три часа, насчитывалось: по пять поселков Березовка, семь – Лесных, восемь Садовых и, наконец, девять Сосновок... Фото: © Vladimir Godnikgloballookpress.com

В самом западном российском регионе стало на один поселок меньше. Точнее, де-факто никуда он не делся. Но вот де-юре, согласно постановлению губернатора, отныне бывшая Сосновка — это часть соседнего поселка...

Жизнь 00:11 / 09 Февраля 2024 2532
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Александр Архипов/Russian Look, globallookpress.com

«Ростелеком» проанализировал активность интернет-пользователей среди жителей кузбасских сел. Выяснилось, что те уже догоняют городских абонентов по расходу трафика. В среднем один сельчанин скачивает от 10 до 23 гигабайт...

Жизнь 00:05 / 26 Января 2024 2522
Календарь: 26 января

Ровно век назад город на Неве получил название Ленинград

Труд
Крейсер «Аврора», исторический памятник. Санкт-Петербург. Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

1525 Появилась первая печатная карта Руси — карта Московских земель, составленная венецианским картографом Баттистой Аньезе на основании «расспросных сведений», полученных им от путешественника, переводчика...

Жизнь 00:02 / 09 Февраля 2024 2457
Календарь: 9 февраля

120 лет назад геройски приняли неравный бой крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»

Труд
Картина Петра Мальцева «Крейсер «Варяг». Фото: Russian Look/globallookpress.com

1667 Заключено Андрусовское перемирие между Россией и Речью Посполитой, ознаменовавшее конец войны 1654-1667 годов. Киев и Левобережная Украина перешли под власть России. 1710 Указом Петра I официально введен русский гражданский...

Жизнь 00:14 / 26 Января 2024 2436
Далеко от Москвы

Есть дли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Сергей Фомин/Russian Look, globallookpress.com

Уже и январь катится к закату, а подведение итогов минувшего года продолжается. Так, в 2023-м с различными видами жульничества столкнулись больше 90% россиян. Каждые сутки — 8,5 млн «заманчивых»...

Авиакатастрофа с далекоидущими выводами

Анатолий Журин
Труд
Как фактически нелегальный борт мог взлетать и садиться в российских аэропортах, не говоря уже о пересечении границ других государств? Фото из открытых источников

Недавняя катастрофа бизнесджета Falcon 10, выполнявшего чартерный медицинский рейс из Паттайи в Москву, по ходу расследования обрастает такими подробностями, что диву даешься. Самолет с отказавшими двигателями рухнул...

Жизнь 00:55 / 26 Января 2024 2319
Кот их рассудит

Ощущение пустоты из-за отсутствия внятных планов на будущее

Сергей Беднов
Труд
Фото из открытых источников

Кто бы мог подумать, что гибель четвероногого рыжего питомца, высаженного проводницей из пассажирского вагона на мороз, удостоится отдельных сюжетов в новостях практически всех каналов и в результате всколыхнет...

Американское издание Newsweek пишет, что Украина столкнется с огромными проблемами из-за обновленных дронов «Куб»

Фото: Сергей Булкинgloballookpress.com

Российские модернизированные ударные беспилотники «Куб» станут большой проблемой для киевского режима. Об этом говорится в публикации Newsweek. «Первая версия "КУБ-БЛА", продемонстрированная в 2019 году, уже имела...

Их сбили российские силы противовоздушной обороны

Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ, globallookpress.com

В ходе специальной военной операции российские силы противовоздушной обороны с 6 по 12 января уничтожили две авиационные управляемые ракеты MALD. Об этом сообщила пресс-служба Министерства обороны РФ. «Уничтожены 35 реактивных снарядов...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?