Главная Культура 19:04 08 Апреля 2018 1731
Пять премьер Пятого Транссибирского

Фестиваль со столицей в Новосибирске становится одной из крупнейших российских культурных инициатив

Сергей Бирюков, Новосибирск – Москва
Андрес Мустонен благодарит Новосибирский академический симфонический оркестр за сотрудничество. Фото автора

Говоря про V Транссибирский арт-фестиваль, торжественно закрывшийся 2 апреля в Новосибирске, можно перечислять десятки адресов, концертов и проектов, называть имена планетарных музыкантов, первое среди которых — имя его главного инициатора скрипача Вадима Репина. А можно коротко сказать: в нашей стране возник и укрепился еще один праздник трансконтинентального значения, доказывающий миру: культурная Россия — это не только столицы, но и громадные регионы, среди которых одно из главных мест занимает Сибирь.

Когда впервые звездный скрипач Вадим Репин, уроженец Новосибирска, чей дом давно весь мир, рассказал о своем намерении устроить в родном городе крупный артистический праздник, многие, оценив патриотический жест музыканта, засомневались — удастся ли? Не испугают ли артистов российские расстояния, приедут ли истинные звезды, откликнется ли публика? Но когда открывать первый же фестиваль приехал один из самых крупных дирижеров современности Кент Нагано и его выступление прошло при переполненном зале в только что выстроенном суперсовременном здании филармонии, сомнения отпали.

С тех пор здесь звучали самые яркие музыкальные программы, проходили спектакли, в том числе с участием прославленной балерины Светланы Захаровой (напомню, супруги Репина).

Но к Пятому фестивалю, этому первому в истории праздника юбилейному рубежу, произошел, по ощущению многих, качественный скачок. Мало того, что открывать смотр вновь приехал Кент Нагано, а интенсивный трехнедельный концертный график привлекал именами скрипачей Гидона Кремера и Клары-Джуми Кан, пианистов Константина Лифшица и Андрея Коробейникова, дирижеров Жан-Клода Казадезюса и Томаса Зандерлинга... Мало того, что великий немецкий баритон Томас Квастхоф, всей жизнью доказывающий силу таланта и устремленности (он завоевал мировую славу при тяжелейшем врожденном физическом пороке), вновь изумил, сменив привычных для публику Шуберта, Шумана и Малера на джазовую классику.

Дирижер Кент Нагано. Фото с выставки фотографа Александра Иванова в фойе Новосибирской филармонии

Фестиваль предстал и настоящей исследовательской площадкой. Разве не интересно, например, как «слышит» хрестоматийные пятые симфонии Бетховена и Чайковского молодой дирижер из Макао (притом победитель конкурса имени Евгения Светланова в Париже) Лио Куокман? Особый вес смотру придали 5 мировых премьер сочинений, специально написанных для этого праздника, об одном из них речь впереди. О нацеленности на новые имена говорили и многие программы с участием талантливых детей — таких как юный новосибирский пианист Роман Борисов или британская скрипачка Лея Чжу... Десятки молодых критиков прошли через Академию арт-журналистики под руководством главного редактора газеты «Музыкальное обозрение» Андрея Устинова.

Начиная с этого года фестиваль шагнул далеко за пределы Новосибирской области. Некоторые его программы совершили «бросок» в Красноярск, Самару, Москву, Петербург. Важный человеческий штрих: когда случилась беда в соседнем Кемерово, где при пожаре в торговом центре погибли люди, организаторы мгновенно изменили концертный план и вместо джазового вечера сыграли программу скорби, в том числе исполнили трио Чайковского «Памяти великого художника». Это сделали лидер фестиваля Вадим Репин, его участник виолончелист Александр Бузлов и никак на фестивале не заявленный, но оттого, конечно, не менее влиятельный пианист Алексей Володин. Откуда в афише взялся он? Оказывается, просто был на гастролях — и не мог не откликнуться на просьбу своих друзей...

Человеческие контакты — самое ценное в любом деле. Об этом напомнил и заключительный вечер в зале Новосибирской филармонии, на котором повезло быть журналисту «Труда». Здесь Новосибирский академический симфонический оркестр выступил под управлением гостя из Эстонии Андреса Мустонена. Андреса в России хорошо знают как руководителя ансамбля старинной музыки Hortusmusicus, а вот как симфонического дирижера — гораздо меньше. Можно сказать, что в этот вечер встретились две яркие артистические воли — оркестра, который зарекомендовал себя коллективом международного класса, и «горячего эстонского маэстро». Последнее сказано не ради красного словца. Зная Мустонена много лет, могу утверждать: внутри этого, казалось бы, строгого академиста определенно сидит задиристый рокер. Впрочем, этому «рокеру» доступна и теплая, интимная, лирическая интонация, как было в Концерте для фортепиано с оркестром Шумана. Многоголосие коллектива, особенно его могучей и гибкой струнной группы, ласково обволакивало партию солиста, вступало в гармонию с непритязательно-проникновенными рояльными темами, а кое-где прикрывало добрым туманом легкие пассажные небрежности японского пианиста Юкио Йокоямы.

А вот Неоконченную симфонию Шуберта г-н Мустонен определенно сыграл с вызовом. В первой части, и так небыстрой, еще сильнее сдержал движение, пиано (например, в начале разработки) превратил в пианиссимо, что дало простор для громадного динамического разворота в трагических кульминациях. Зато медленную вторую часть превратил едва ли не в быструю — наверное, вспомнив, что он аутентист, а аутентисты любят ускорять темпы (чтобы дистанцироваться от пафоса «романтиков» вроде Караяна или Мравинского?). Однако ускорился Андрес настолько, что в один из моментов, в начале репризы, даже «убежал» от оркестра, вызвав секундное смятение в рядах валторнистов — впрочем, музыканты такого класса быстро справились с ситуацией. Окончание же с его таинственными шагами пиццикато прозвучало сакраментальным, два века интригующим людей вопросом: что дальше? Отчего перо Шуберта остановилось именно здесь?

Но изюминкой вечера, а также и всего фестиваля, можно считать присутствие в его программе двух сочинений живого классика современной музыки — Софии Губайдулиной, а самого автора — в зале Новосибирской филармонии.

София Асгатовна давно живет в Германии, но связи с родной страной не теряет. Впрочем, в музыке она всегда была человеком мира, объединяющим в творчестве самые разные истоки. В сочинении 2002 года «Всадник на белом коне» это особенно очевидно. Даже если не знать названия, отсылающего к сюжету о всадниках Апокалипсиса, смысл прочитывается совершенно четко. Можно даже сказать, что эта партитура — одна из самых за себя говорящих в истории программной музыки вообще. Смятенный ропот деревянных духовых — и грозный клич медных, пламенная «речь» струнных — и оглушительный бой большого барабана: трудно нагляднее дать звуковой образ Страшного суда. Грозный мажор меди — настоящая труба предвечного! Притом интонационный характер этого оркестрового «хора» очевидно тяготеет к православному обиходному строю, вызывая ассоциации с музыкой Бортнянского, Чайковского, Рахманинова. А присутствующий в партитуре орган перекидывает арку к миру католических образов, делая произведение вселенски-экуменическим.

Многие моменты той мастерской работы словно эхом отдались в новой партитуре Губайдулиной «Диалоги. Я и ты», специально написанной к фестивалю и посвященной ее первым исполнителям — Вадиму Репину и Андресу Мустонену. Например, пугающий барабанный «топот» или ослепительные в своей неожиданной гармонической ясности аккорды оркестра. Здесь идея тоже читается без труда: это диалог человека и стихийных сил. Сопоставление, уже сотни лет отрабатываемое в музыке — достаточно вспомнить встречу Орфея и фурий в опере Глюка или 2-ю часть 4-го концерта Бетховена. Но, по признанию самой Софии Асгатовны, сделанном ею на пресс-конференции перед концертом, решающую роль в формировании звукового образа для нее играет личность того музыканта, для которого произведение пишется. Понятно, мы не найдем здесь «кастратного» благообразия глюковского классицизма. Зато услышим долгую историю собирания мысли из разрозненных обрывков-фраз, острые стычки солиста, которого певучая природа его инструмента влечет в заоблачные мелодические высоты, и оркестра, чаще всего стремящегося эти порывы «затоптать». Многое придумано и выразительно, и остроумно. И все же чем глубже мы уходили во вторую половину этой немаленькой, 20-минутной пьесы, тем сильнее становилось ощущение пробуксовки и движения по инерции, «диалог» не приводил к возникновению нового качества ансамбля. А зазвучавший вдруг в самом конце минорный аккорд воспринялся скорее механически поставленной точкой, чем органически достигнутым согласием.

Впрочем, знаю, что были и слушатели, воспринявшие эту музыку по-иному — как сосредоточенное исследование разнообразных звуковых возможностей ансамбля «скрипка — оркестр», и им оно не показалось затянутым. В любом случае — по первому исполнению нельзя судить о произведении окончательно, в партитуру еще предстоит вживаться и исполнителям, и аудитории. Несомненно, возможности для этого будут: для музыканта, получающего «именную» партитуру от композитора мирового ранга, его донесение до публики — дело чести.

Кстати, ведь и сам фестиваль, строго говоря, не закончился: его эхо-концерты грядут в других городах, в сам Новосибирск еще должна приехать балетная труппа Большого театра со спектаклем «Дама с камелиями»...

После представления. В центре — Вадим Репин и Светлана Захарова. Фото Александра Иванова

Демонстрируя такой бурный рост, Транссибирский вскоре, возможно, выйдет на уровень самых принципиальных для нашей страны культурных инициатив, таких как, например, Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева.

Для меня же лично одним из самых запомнившихся моментов визита в Новосибирск стали ряды стоящих слушателей в партере зала филармонии. И обилие подростков среди публики. Раз музыка так востребована и она интересна молодежи, у нее есть будущее.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:08 / 17 Сентября 2021 20633
Певцов и бесовщина

Известный актер тоскует по цензуре

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Дмитрий Анатольевич считает, что искусство нужно цензурировать. Фото: Yevgeny Philippov, globallookpress.com

Намедни актер Дмитрий Певцов, известный, помимо прочего, своей трепетной любовью к товарищу Сталину, считающий генералиссимуса величайшим человеком в истории России, предложил ввести в стране государственный контроль в сфере...

«Я решила, что буду стареть естественно, нравится вам это или нет», - сообщила оперная певица Анна Нетребко

Труд
Фото: via www.imago-images.de, globallookpress.com

Элла Памфилова, глава ЦИК - Не поддавайтесь ни на какие провокации, на давление тех или иных недобросовестных чиновников, которые захотят вам выкрутить руки! Александр Лукашенко, президент Белоруссии - Меня очень интересует и волнует проблема...

И что общего у Павла I с бурсаками и композитором Шостаковичем?

Марина Крючкова, архивариус
Труд
Московский стадион «Динамо». Фото из открытых источников.

В конце сентября 1893 года в газете «Петербургский листок» появилась крошечная заметка, на которую мало кто обратил внимание. А ведь речь шла о первом в России публичном показательном футбольном матче....

Чиновники от культуры, по сути, проигнорировали поручение президента Путина

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: из открытых источников

Скоро будет год, как Владимир Путин поддержал идею создания на Охтинском мысе археологического музея-заповедника. В поручении президента предписывалось Министерству культуры совместно с правительством Санкт-Петербурга и руководством...

Ведущий шоу реалити «Охотники» на телеканале «ЧЕ!» рассказал «Труду», какие аферы возмущают его больше всего

Анна Чепурнова
Труд
«Охотники» работают дружной командой, где один за всех и все за одного. Владимир Сорков – справа. Фото из личного альбома телеведущего

Вряд ли есть среди нас счастливчики, на кошельки которых ни разу не покушались разного рода аферисты. Звонки со словами «ваша карта заблокирована», предложения взять «супервыгодный» кредит от сомнительных...

Известный режиссер снял политически острый и едва ли не лучший свой фильм

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм остался в Каннах без приза, но это не отменяет его достоинств, на первый взгляд, не очень броских. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит новый фильм Алексея Германа-младшего, снятый прошлой осенью, в разгар пандемии. Тогда из-за наглухо закрытых границ остановились съемки его международного высокобюджетного проекта «Воздух» о летчиках...

Тысяча лет нашей общей истории – в Музеях Московского Кремля

Елена Широян
Труд
Грамота французского короля Филиппа I с подписью его матери, королевы Анны. Фото: kreml.ru

До самого Рождества продлится выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» в Музеях Московского Кремля. В перекрестный Год межрегионального сотрудничества мы получили редкий шанс увидеть в одном...

Чудесный скальный пейзажный парк «Монрепо» в Выборге меняется на глазах - и, увы, не всегда в лучшую сторону

Андрей Князев, Выборг - Москва
Труд
Уникальному наследию позволили обветшать, а деньги сожрала коррупция. Фото: Илья Галахов, globallookpress.com

В ленинградский Выборг, что на самой границе с Финляндией, я почти 20 лет приезжаю во время кинофестиваля «Окно в Европу». И каждый раз вместе с туристами непременно иду в «Монрепо»....

Культура 00:55 / 01 Октября 2021 10919
Они еще и пишут

Результаты Всероссийского литературного конкурса «Класс!»

Дина ЕГОРОВА
Труд
Фото: © hkp, globallookpress.com

Объявлены результаты Всероссийского литературного конкурса «Класс!», в котором приняли участие более 12,5 тысячи российских школьников. Среди призов победителям — сертификат на обучение в писательской студии,...

Знаменитому композитору теперь гораздо интереснее музыкальный театр, чем музыкальное кино, которого у нас, считает он, попросту больше нет

Александр Славуцкий
Труд
Максим Исаакович готовит новые мюзиклы для Театра Армии и Московской оперетты. И это только ближайшие планы. Фото из личного альбома

Сегодня в Новосибирске стартует фестиваль «Музыкальное сердце театра», уникальный тем, что в России нет другого общенационального смотра, посвященного современным музыкально-театральным жанрам: мюзиклам, музыкальным комедиям,...

Культура 20:01 / 25 Сентября 2021 10746
Герой нашего времени

Основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров станет главным героем сериала

Труд
Фото: lukomore.org, globallookpress.com

Компания «Нон-Стоп Продакшн» совместно с мультимедийным сервисом Okko намерена снять сериал, главным героем которого станет основатель «ВКонтакте» и Telegram. В качестве одного из продюсеров выступит...

Культура 00:25 / 17 Сентября 2021 10702
Кувшин вам не горшок!

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Даже при столь очевидном перевоплощении светлогорская администрация поначалу постаралась изобразить восторг

Калининградцы возмущены вопиющей халтурой, которую им пытались подсунуть под видом старинной скульптуры. К счастью, есть и примеры вдумчивого отношения к старине. Светлогорск — бывший прусский Раушен. До 1945...

Литературный обзор

Олег ФОЧКИН, книгочей
Труд
Фото: © Jake Warga,globallookpress.com

Понимаю, что вам трудно представить такую идиллическую картину в сегодняшнем мире: вечером при выключенных телевизоре и компьютере дети собираются под лампой, и отец семейства читает им вслух. Неправдоподобно, не правда ли?...

Новая работа Кирилла Серебренникова шла к российскому зрителю мучительно трудно

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма — гриппующий автослесарь Петров. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Фильм был снят в 2019 году — и тогда же отобран в программу Каннского фестиваля, который отменили из-за пандемии. Серебренников не стал отдавать фильм в прокат, решил дождаться премьеры на Лазурном...

Народный артист РСФСР полагается на бога и департамент культуры Москвы

Труд
Александр Ширвиндт. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Владимир Путин, президент РФ — За минувшие годы мы заметно продвинулись в разработке уникальных технологий ядерной космической энергетики. По оценке специалистов, Россия в этой сфере опережает всех наших...

Культура 00:18 / 17 Сентября 2021 8548
Вертинский в гриме и без

Новый сериал у обозревателя «Труда» вызвал больше вопросов, чем восторгов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Пиаровский вон вокруг премьеры оказался несоразмерен творческому результату. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На интернет-платформе KION с 13 сентября стали доступны первые эпизоды сериала «Вертинский» в постановке Авдотьи Смирновой. А днями ранее в кинотеатре «Художественный» состоялась громкая...







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?