НЕДАВНО одна из крупнейших рыбодобывающих и перерабатывающих организаций России - холдинговая компания "Дальморепродукт" - приняла решение основать свою базу в порту Раджин, что в Северной Корее. База предназначена для смены экипажей, пополнения топливом, замены оборудования и запчастей. Корейский порт находится в непосредственной близости от российских берегов. Но компания подсчитала, что в Раджине содержать флот ей будет гораздо дешевле, чем на родине.
Всякий заход в родной порт чреват стрессами для капитана и команды. На них буквально наваливаются всевозможные службы: портовые, санитарные, пограничные, таможенные. Если раньше за судном в море присматривала одна инспекция Приморрыбвод, то сегодня таких контролирующих структур целых пять. При этом число нарушений правил рыболовства идет по возрастающей.
За два дня стоянки, необходимых для смены экипажа, судовладелец оставляет в порту до 10 тысяч долларов. За что, спрашивается? А оказывается, такое у нас таможенное положение. Пошлины берут за топливо в танках судна, за воду, запас продуктов, а также тралы, сети и даже за текущий ремонт, который проводился за границей.
Проводкой судов к месту швартовки занимается российско-норвежская компания. Хочешь не хочешь, а должен воспользоваться ее услугами, даже если капитан знает бухту Золотой Рог как свои пять пальцев. Или другой момент: корабль загрузился на полгода в рейс, а через день надо вернуться в родной порт - непредвиденная поломка. И здесь все повторяется сначала. Опять таможня декларирует продукцию, которая была оформлена накануне, и опять плати пошлины. Если капитан заболел, то это означает потерю 4-5 суток. Все документы нужно переоформлять заново, снова заходить в порт. Корабль меняет район промысла - тоже доложись властям, дождись разрешения из Москвы.
Но главная головная боль - с новыми судами, построенными на зарубежных верфях. К рубежам Отечества лучше новичка не подпускать ближе чем на 12 миль. Но если по необходимости судно все же пересечет морскую границу России и заглянет в порт, то ему придется оставить огромную таможенную пошлину вместе с НДС. Размер поборов составляет 27 процентов от стоимости нового судна.
Вот этот беспредел и гонит российских рыбаков за кордон. На радость зарубежным портовикам, которым мы помогаем хорошо заработать. Они стараются привлечь россиян разумными ценами и лояльными законами. А наши рыбаки оставляют валюту в зарубежных портах, пополняя бюджет чужой страны.
Дальневосточный промысловый флот также не стремится к родному берегу. Из Охотоморской экспедиции - так называется район промысла - суда идут в Беринговоморскую. А в межсезонье отправляются на ремонт в иностранный порт. После отдыха, сменив экипаж, снова держат курс в район промысла. Но если, скажем, большой автономный траулер-морозильщик после ремонта вознамерится на денек заглянуть домой, то портовики его сразу "ставят на счетчик". Если ремонт судна за кордоном обошелся в 200 тысяч долларов, то 50 тысяч в виде налога надо отдать теперь уже в родной бюджет.
ЧИНОВНИКИ Госкомрыболовства недавно придумали обязательное судовое декларирование. В конце документа написано, что в порту выгрузки - где-то, к примеру, в Америке или Китае - должна производиться инспекция по качеству продукции. Но комитет, который такое указание спустил, сам не знает, как его выполнить: где взять в зарубежном порту комиссию по качеству?
- Госкомрыболовство дает нам квоту, допустим, на 10 тысяч тонн минтая в Охотском море, - говорит Михаил Стратович, руководитель рыболовецкой компании "Интрарос". - Но на меня еще возлагается и отчет за выборку этой квоты. Если вдруг судно выйдет из строя, то в этом случае я должен запросить комитет, который находится в Москве, опять оформить все документы, чтобы эту квоту перекинуть на другое судно. Все делается для того, чтобы расставить крючки, на которые ты непременно попадешься. Потому что подоплека нововведений - содрать с рыбака побольше.
- Большая часть добытой рыбы стала уходить за рубеж с апреля нынешнего года, - говорит главный диспетчер Находкинского морского рыбного порта Светлана Печенкина. - До этого основная масса морепродуктов проходила через приморские порты: Находкинский, Владивостокский, Хасанский. Но с апреля перестали действовать 50-процентные льготы на перевозку рыбы по железной дороге. Теперь, чтобы отправить рефрижераторную секцию по "железке" до Москвы, рыбаку надо заплатить 570 тысяч рублей. Куда дешевле разгрузиться в Китае, Японии, Корее.
Наши порты сегодня загружены едва ли наполовину. К причалам уже не подходят крупнотоннажные суда. В Находке вынуждены загружать авторефрижераторы по 60 тонн. Без работы остаются большие коллективы. Портовики грузы отправляют автотранспортом в Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. Видимо, скоро доберутся до Москвы.
Есть данные, что за первый квартал этого года Госкомрыболовство РФ собрало порядка 40 млн. рублей от продажи квот на минтай, краба, креветку. И только 15 млн. осталось в бюджете государственного комитета. Куда делись остальные деньги? Говорят, пошли на охранную деятельность и на поддержку науки. Но рыбаки-то знают, что последние 10 лет они работают на тех сырьевых ресурсах, которые были открыты и изучены еще в советские времена.
До сих пор рыбаки не имеют своего закона "О рыболовстве". Он 5 лет "варится" в Государственной Думе, уже успел устареть. А без закона человек, добывающий для нас дары моря, не знает, кто вправе с него спросить, он не защищен от произвола.
Вот печальный итог. Браконьерами добыто и отправлено за рубеж рыбной продукции примерно на 700 млн. долларов. Между тем ее потребление в России упало с 27 до 9 килограммов на душу населения.