Главная Наука и технологии 00:27 09 Апреля 2021 8299
Нас всех позвал к звездам Юрий Гагарин

Разговор с космонавтом-рекордсменом Анатолием Соловьевым

Анатолий Журин, Николай Тарасенко
Фото из личного архива Анатолия Соловьева

Он участвовал в пяти космических экспедициях, проведя в общей сложности на околоземной орбите 651 сутки. 16 раз выходил в открытый космос, где пробыл 82 часа 22 минуты (это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесcа). Рекордным показателем являются и выполненные им 11 ручных стыковок кораблей на орбите. В канун 60-летия гагаринского полета корреспонденты «Труда» попросили Анатолия Яковлевича вспомнить свою дорогу в небо.

— Анатолий Яковлевич, мы подошли к юбилею эпохального события — первого полета в космос человека. Можно ли надеяться, что в новом веке космонавтика удивит нас схожими по своей значимости свершениями?

— Гагарин всех нас, землян, позвал в космос. И чем дальше отстоит тот апрельский день, тем ощутимее масштаб и величие события. А еще был запуск первого искусственного спутника... Когда люди воочию наблюдали в небе первые рукотворные звезды, созданные в Советском Союзе, в их сознании рушились мифы, накопленные за годы холодной войны. Эти предубеждения не могли разрушить ни заявления политиков, ни дипломатические ноты, ни речи в ООН, а тут один день перевернул былые представления...

Порой утверждают, что те свершения стали возможны потому, что на космическую индустрию в советские времена изливался денежный дождь — мол, тогда давали денег, сколько хочешь, ради утверждения престижа СССР. Но это тоже миф. Все решали в конечном итоге люди, их таланты, целеустремленность и самоотверженный труд. Именно тогда создавался научно-технический задел, который и сегодня позволяет отечественной космонавтике оставаться одной из немногих отраслей, сохраняющих позиции на мировом уровне.

— Улыбку Родника (позывной 65-го космонавта Анатолия Соловьева) с подачи журналистов сравнивают с улыбкой первооткрывателя космоса. А в какой степени гагаринский полет повлиял на ваш выбор профессии?

— Не стану комментировать журналистские эпитеты в свой адрес, скажу только, что в тот прохладный день 12 апреля 1961 года в моей родной Риге школьник Толя Соловьев даже мечтать не мог о звездах. Но навсегда запомнил, как моя бабушка Александра Константиновна влетела в дом с возгласом: «Человека в космос запустили!» Мысль о том, что надо в жизни и мне совершить что-то значительное, пришла позже, года через два-три. Без лишней скромности скажу, что, если в компании сверстников возникала идея взобраться на высоченное дерево или полетать на «тарзанке», я всегда старался быть среди первых...

Здесь я обязан перескочить на годы вперед — к 27 марта 1968 года, дню гибели Юрия Алексеевича. К этому времени я решил стать летчиком, но в военкомате, куда подал в 1966-м заявление, меня забраковала медкомиссия. Но я не сдался и через год все-таки прошел отбор по здоровью. Именно трудности меня подстегнули, и в итоге я стал курсантом Черниговского летного училища.

— Если вернуться к гибели Гагарина, то по сей день на этот счет курсируют немало версий и домыслов.

— Там был выявлен целый комплекс организационных недоработок, однако и Гагарин, и Серегин к заданию серьезно готовились. Когда на МиГ-15УТИ возникает нештатная ситуация, первым покидать самолет должен пилот второй кабины. Но никак не могу себе представить, чтобы сидящий там Серегин мог оставить в терпящей бедствие машине Гагарина. Это, пожалуй, все, что я могу сказать о том трагическом событии.

— Какое из личных профессиональных качеств Гагарина вам представляется особенно ценным?

— В первую очередь — поразительные спокойствие и рассудительность. Какой ровный голос, когда он идет в свой первый космический полет, какой тембр! И спокойный сон накануне! Все это не может не впечатлять. И дело тут не только в психологической устойчивости. К такому состоянию человек приходит, досконально зная технику, веря в ее надежность, просчитав свои действия. Это я мог примерить на себя, лишь став летчиком первого класса на Дальнем Востоке.

— Анатолий Яковлевич, у космонавтов, как и у обычных людей, есть свои приметы и даже суеверия. Какие традиции со времен Гагарина сохраняются по сей день? Глоток шампанского за завтраком? Справляют ли нужду на колесо автобуса по пути на старт?

— Шампанского — разве что по глотку. Что касается остановки перед стартом, то это не просто примета. Мы надеваем скафандры за несколько часов до взлета, и потому желательно освободиться от всего, что создает лишние трудности на перегрузках. Так что все естественно.

— В какой степени ваша рабочая закалка выручала в космических командировках?

— Мне повезло в том смысле, что я умел слесарить. А еще в мое школьное время был ДОСААФ. Нам, старшеклассникам, предлагали поискать свое призвание в радиоэлектронике, радиотехнике. Я выбрал водолазные курсы, потому что жил рядом с военно-морской базой, где они и были организованы. Как выяснилось уже при подготовке к космическим полетам, попал в «десятку». В водолазном снаряжении мы отрабатывали приемы борьбы за живучесть и покидания подлодки. Эта подготовка, конечно же, помогла, когда я уже пришел в ЦПК и начались тренировки по внекорабельной деятельности. Кстати, военком на мою просьбу направить меня в летное училище выкручивал мне руки, настаивал, что я созрел именно для подводного флота. И если бы не мое упрямство...

— Ваш богатейший опыт позволяет оценить перспективы будущего космонавтики?

— Человечество пока так и не смогло уйти с орбиты Земли. Опыт длительных космических полетов позволяет оптимистично смотреть на принципиальную возможность дальних экспедиций. Правда, конкретные планы освоения Луны еще никто толком обосновать не может. На мой взгляд, сейчас это преждевременно, надо подождать, пока появится средство передвижения, существенно более скоростное, чем нынешние химические двигатели. Не говоря уже о необходимости создания надежной защиты человека от космического излучения. Так что, думаю, пока дальнейшее освоение космоса будет происходить с помощью автоматов — и через 10 лет, и через полвека.

— О сегодняшнем дне отечественной космонавтики. Что вы можете сказать о планах переподчинения отряда космонавтов напрямую «Роскосмосу»?

— Поскольку такая информация пробилась в СМИ, я обязан выразить свое отношение к ней. Так вот, мое мнение. Во-первых, для начала следовало бы назвать автора новации. Во-вторых, считаю идею чрезвычайно деструктивной, поскольку те, кто ее родил, просто не понимают сути и задач Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, показавшего свою жизнеспособность и самостоятельность за шесть с лишним десятилетий. С печальными результатами так называемой оптимизации в разных отраслях мы уже столкнулись. Так что считаю разговор об этом неуместным и издевательским для ЦПК, тем более в юбилейную годовщину гагаринского полета.

P.S. С праздником, Анатолий Яковлевич, с наступающим Днем космонавтики и с юбилеем гагаринского полета вас и ваших коллег! Спасибо всем, кто нелегкими трудами на орбите добывал стране уважение и славу, кто учил жителей Земли видеть будущее и верить в него.

Комментарии для сайта Cackle

Авторитетный американский журнал Health озаботился проблемой размера «мужского достоинства»

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Как бы не пришлось современному сильному полу завидовать охотникам на мамонтов! Фото: CHROMORANGE/Bilderbox, globallookpress.com

Весеннее обострение или действительно все так серьезно? Авторитетный американский журнал Health задался интересным вопросом: правда ли, что половые члены от плохой экологии становятся все меньше? Издание ссылается на книгу-исследование...

Как конструкторы и инженеры ВНИСИ вывели космонавтов из тени

Николай Бобров
Труд
В условиях невесомости космонавты работают на полу, на стенах и даже на потолке. Поэтому специалистам по светотехнике ВНИСИ приходилось поломать голову. Фото: NASA

В условиях орбитальных полетов освещение, как внутреннее, так и наружное, считается одной из самых сложных задач. На пилотируемых кораблях и на МКС жизненно необходимо обеспечить привычные человеческому глазу условия,...

Арктический научный центр компании «Роснефть» проводит масштабные исследования для сохранения северной флоры и фауны

Галина Пономарева
Труд
Специалисты «Роснефти» и национального парка «Русская Арктика» работают в рамках совместного проекта «Очистить Арктику». Фото: Rosneft, globallookpress.com

Покорение природы, которым так гордились в советское время, осталось в прошлом. Теперь речь идет о защите окружающей среды и наблюдении за популяциями редких видов животных, обитающих в арктической зоне. Ежегодно...

В авиационном сообществе бурно обсуждается идея объединения компаний «МиГ» и «Сухой»

Анатолий Журин
Труд
Есть мнение что за планами по слиянию КБ стоит банальное желание залатать финансовые дыры. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Большинство экспертов считают, что попытка таким способом залатать финансовую дыру в бюджете Объединенной авиационной корпорации выйдет боком отрасли, которая десятилетиями развивалась благодаря конкуренции крупнейших авиастроительных КБ. Гендиректор...

В списке лучших в мире самолетов нашлось место нашим крылатым ветеранам

Анатолий Журин
Труд
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Фото: © Roman Denisov, Роман Денисов, globallookpress.com

Влиятельное издание Popular Mechanics опубликовало список лучших самолетов последних 40 лет. В нем нашлось место и нашим былым достижениям. В 1988-м самолетом года был назван Ан-225 «Мрия», а в 1998-м —...

Якутские ученые сделали важное открытие

Фото: Bernard Jaubert, globallookpress.com

Ученые из Якутии выявили у жуков с латинским названием зофобас морио полезную способность: перерабатывать пластик. Две недели специалисты кормили личинки исключительно полиэтиленовыми пакетами — и от полимеров...

Опасен ли искусственный интеллект?

Вера Михайлова
Фото: © imagebroker/Simon Belcher, globallookpress.com

Искусственный интеллект стремительно развивается и уже научился воздействовать на человека, вызывая у того определенные эмоции и подталкивая к заданным решениям. Опасно ли это? Ученые из университетов Копенгагена...

Генеалогия становится суперпопулярным хобби

Максим Башкеев
Труд
Составить подробное и достоверное генеалогическое древо можно как за деньги, так и самостоятельно/ Фото: Imagestate, globallookpress.com

В прошлом году в США ресурсы, связанные с поиском родственников, по посещаемости уступили только... порносайтам. Вот и Россия не отстает от мировых трендов: красиво оформленное генеалогическое древо стало желанным...

Археологи сделали удивительную находку

Фото: © Nikita Yurenev, globallookpress.com

На Оркнейских островах в Шотландии археологи обнаружили древнейший отпечаток пальца. Он остался на черепке глиняной миски, которую изготавливал гончар. Специалисты сканировали объект с разных углов и исследовали...

Космический корабль с ионными двигателями и ядерным реактором на борту должен стать новым словом в развитии космонавтики

Кораблю решено дать название «Зевс». Кадр видео с YouTube

Российские предприятия изготовили первые элементы космического буксира с ядерной двигательной установкой. Об этом журналистам сообщил в четверг, 14 апреля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. «Отдельная тема – это космическая ядерная...

Теперь один из авторов исследования мечтает создать «фонтан» атомов антиводорода, выпустив их из магнитной ловушки в свободное пространство

Фото: https://pixabay.com

Ученым-физикам из Университета Британской Колумбии в Канаде удалось создать лазерную установку, луч которой способен влиять на поведение атомов антивещества. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Технологии лазерных манипуляций...

Ранее обозреватели отметили нежелание российских разработчиков повторять успешный проект Илона Маска

Перспективная отечественная ракета «Крыло-СВ». Фото: https://fpi.gov.ru

Возвращаемая первая ступень российской перспективной ракеты «Крыло-СВ» должна получить посадочное шасси и, возможно, лыжи. Об этом журналистам сообщил руководитель экспериментального конструкторского бюро Центрального научно-исследовательского...

Специалисты надеются, что их открытие поможет создать лекарство против рака нового поколения

Фото: Pascal Deloche/GODONG, globallookpress.com

Ученые обнаружили фермент, который является ключевым для предотвращения рака. Об этом сообщает РИА Новости. Исследование провели специалисты из Медицинской школы имени Гроссмана Нью-Йоркского университета в сотрудничестве с коллегами из Италии...

Работа над проектом только начинается, рассказал директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович

Фото: © Cover Images, globallookpress.com

Разработка аванпроекта российско-американской миссии по исследованию Венеры «Венера-Д» немного задержалась и только начинается, сообщает агентство «Интерфакс». По словам директора Института космических исследований РАН...

Очередным пуском «отметят» десять лет полетов российских ракет с космодрома Куру

Фото: © Roscosmos, globallookpress.com

Очередной пуск российской ракеты с космодрома Куру во Французской Гвиане состоится в ноябре этого года, сообщает агентство «Интерфакс». Как рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?