Главная Наука и технологии 00:27 09 Апреля 2021 10527
Нас всех позвал к звездам Юрий Гагарин

Разговор с космонавтом-рекордсменом Анатолием Соловьевым

Анатолий Журин, Николай Тарасенко
Фото из личного архива Анатолия Соловьева

Он участвовал в пяти космических экспедициях, проведя в общей сложности на околоземной орбите 651 сутки. 16 раз выходил в открытый космос, где пробыл 82 часа 22 минуты (это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесcа). Рекордным показателем являются и выполненные им 11 ручных стыковок кораблей на орбите. В канун 60-летия гагаринского полета корреспонденты «Труда» попросили Анатолия Яковлевича вспомнить свою дорогу в небо.

— Анатолий Яковлевич, мы подошли к юбилею эпохального события — первого полета в космос человека. Можно ли надеяться, что в новом веке космонавтика удивит нас схожими по своей значимости свершениями?

— Гагарин всех нас, землян, позвал в космос. И чем дальше отстоит тот апрельский день, тем ощутимее масштаб и величие события. А еще был запуск первого искусственного спутника... Когда люди воочию наблюдали в небе первые рукотворные звезды, созданные в Советском Союзе, в их сознании рушились мифы, накопленные за годы холодной войны. Эти предубеждения не могли разрушить ни заявления политиков, ни дипломатические ноты, ни речи в ООН, а тут один день перевернул былые представления...

Порой утверждают, что те свершения стали возможны потому, что на космическую индустрию в советские времена изливался денежный дождь — мол, тогда давали денег, сколько хочешь, ради утверждения престижа СССР. Но это тоже миф. Все решали в конечном итоге люди, их таланты, целеустремленность и самоотверженный труд. Именно тогда создавался научно-технический задел, который и сегодня позволяет отечественной космонавтике оставаться одной из немногих отраслей, сохраняющих позиции на мировом уровне.

— Улыбку Родника (позывной 65-го космонавта Анатолия Соловьева) с подачи журналистов сравнивают с улыбкой первооткрывателя космоса. А в какой степени гагаринский полет повлиял на ваш выбор профессии?

— Не стану комментировать журналистские эпитеты в свой адрес, скажу только, что в тот прохладный день 12 апреля 1961 года в моей родной Риге школьник Толя Соловьев даже мечтать не мог о звездах. Но навсегда запомнил, как моя бабушка Александра Константиновна влетела в дом с возгласом: «Человека в космос запустили!» Мысль о том, что надо в жизни и мне совершить что-то значительное, пришла позже, года через два-три. Без лишней скромности скажу, что, если в компании сверстников возникала идея взобраться на высоченное дерево или полетать на «тарзанке», я всегда старался быть среди первых...

Здесь я обязан перескочить на годы вперед — к 27 марта 1968 года, дню гибели Юрия Алексеевича. К этому времени я решил стать летчиком, но в военкомате, куда подал в 1966-м заявление, меня забраковала медкомиссия. Но я не сдался и через год все-таки прошел отбор по здоровью. Именно трудности меня подстегнули, и в итоге я стал курсантом Черниговского летного училища.

— Если вернуться к гибели Гагарина, то по сей день на этот счет курсируют немало версий и домыслов.

— Там был выявлен целый комплекс организационных недоработок, однако и Гагарин, и Серегин к заданию серьезно готовились. Когда на МиГ-15УТИ возникает нештатная ситуация, первым покидать самолет должен пилот второй кабины. Но никак не могу себе представить, чтобы сидящий там Серегин мог оставить в терпящей бедствие машине Гагарина. Это, пожалуй, все, что я могу сказать о том трагическом событии.

— Какое из личных профессиональных качеств Гагарина вам представляется особенно ценным?

— В первую очередь — поразительные спокойствие и рассудительность. Какой ровный голос, когда он идет в свой первый космический полет, какой тембр! И спокойный сон накануне! Все это не может не впечатлять. И дело тут не только в психологической устойчивости. К такому состоянию человек приходит, досконально зная технику, веря в ее надежность, просчитав свои действия. Это я мог примерить на себя, лишь став летчиком первого класса на Дальнем Востоке.

— Анатолий Яковлевич, у космонавтов, как и у обычных людей, есть свои приметы и даже суеверия. Какие традиции со времен Гагарина сохраняются по сей день? Глоток шампанского за завтраком? Справляют ли нужду на колесо автобуса по пути на старт?

— Шампанского — разве что по глотку. Что касается остановки перед стартом, то это не просто примета. Мы надеваем скафандры за несколько часов до взлета, и потому желательно освободиться от всего, что создает лишние трудности на перегрузках. Так что все естественно.

— В какой степени ваша рабочая закалка выручала в космических командировках?

— Мне повезло в том смысле, что я умел слесарить. А еще в мое школьное время был ДОСААФ. Нам, старшеклассникам, предлагали поискать свое призвание в радиоэлектронике, радиотехнике. Я выбрал водолазные курсы, потому что жил рядом с военно-морской базой, где они и были организованы. Как выяснилось уже при подготовке к космическим полетам, попал в «десятку». В водолазном снаряжении мы отрабатывали приемы борьбы за живучесть и покидания подлодки. Эта подготовка, конечно же, помогла, когда я уже пришел в ЦПК и начались тренировки по внекорабельной деятельности. Кстати, военком на мою просьбу направить меня в летное училище выкручивал мне руки, настаивал, что я созрел именно для подводного флота. И если бы не мое упрямство...

— Ваш богатейший опыт позволяет оценить перспективы будущего космонавтики?

— Человечество пока так и не смогло уйти с орбиты Земли. Опыт длительных космических полетов позволяет оптимистично смотреть на принципиальную возможность дальних экспедиций. Правда, конкретные планы освоения Луны еще никто толком обосновать не может. На мой взгляд, сейчас это преждевременно, надо подождать, пока появится средство передвижения, существенно более скоростное, чем нынешние химические двигатели. Не говоря уже о необходимости создания надежной защиты человека от космического излучения. Так что, думаю, пока дальнейшее освоение космоса будет происходить с помощью автоматов — и через 10 лет, и через полвека.

— О сегодняшнем дне отечественной космонавтики. Что вы можете сказать о планах переподчинения отряда космонавтов напрямую «Роскосмосу»?

— Поскольку такая информация пробилась в СМИ, я обязан выразить свое отношение к ней. Так вот, мое мнение. Во-первых, для начала следовало бы назвать автора новации. Во-вторых, считаю идею чрезвычайно деструктивной, поскольку те, кто ее родил, просто не понимают сути и задач Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, показавшего свою жизнеспособность и самостоятельность за шесть с лишним десятилетий. С печальными результатами так называемой оптимизации в разных отраслях мы уже столкнулись. Так что считаю разговор об этом неуместным и издевательским для ЦПК, тем более в юбилейную годовщину гагаринского полета.

P.S. С праздником, Анатолий Яковлевич, с наступающим Днем космонавтики и с юбилеем гагаринского полета вас и ваших коллег! Спасибо всем, кто нелегкими трудами на орбите добывал стране уважение и славу, кто учил жителей Земли видеть будущее и верить в него.

Не успела Москва прийти в себя от необычно обильных снегопадов, как ее накрыло очередное аномальное погодное явление - ледяной дождь

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Для метеозависимых, а также для водителей, происходящее за окном – сущий ад. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувший понедельник, 12 февраля, Москву, еще не вполне оправившуюся от необычно обильных снегопадов, накрыло очередное аномальное погодное явление — ледяной дождь. Вместе с ним пришло резкое потепление —...

Наука и технологии 17:30 / 17 Февраля 2024 4375
Технопарк

День батарейки приурочен к дню рождения Алессандро Вольта

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве Алессандро Вольта. Фото: © Science Museum, globallookpress.com

Любите праздники? Тогда вот вам еще один: 18 февраля в мире отмечают День батарейки, приуроченный ко дню рождения Алессандро Вольта. Итальянский физик, химик и физиолог появился на свет в 1745 году. Это в его...

11 февраля будет отмечаться День «Аэрофлота». С чем подошла к празднику наша авиастроительная отрасль?

Анатолий Журин
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В воскресенье, 11 февраля, российская авиация и наш все еще летающий народ отметят очередной День «Аэрофлота». В 1979 году, когда в СССР этот праздник учредили, советский гражданский воздушный флот насчитывал...

Искусственный интеллект помог найти невесту. Но обеспечит ли он любовь?

Ирина Хмара
Труд
Из 5239 претенденток чат-бот выбрал невесту Александру Жадану. В августе Саша и Карина планируют сыграть свадьбу. Фото из открытых источников

Накануне Дня всех влюбленных самое время задуматься, как находят друг друга на этой земле счастливые пары. Старый как мир вопрос — и разные, в зависимости от того, какая эпоха на дворе, ответы. Ну а этот...

ИИ научился распознавать предвестников инфаркта

Фото: © Artur Cupak, globallookpress.com

ИИ знает, чем сердце успокоится Ученые Пензенского университета с коллегами из Казахстана обучили нейросеть расшифровывать данные электрокардиограммы (ЭКГ) и ставить точный диагноз за доли секунды. Искусственный интеллект...

В России впервые с начала нулевых вырос спрос на компьютеры, собранные из отдельных комплектующих

Максим Башкеев
Труд
Дело это нехитрое. Архитектура любого десктопа — фактически конструктор. Фото: Mark Richards, Mark Richards/Zumapress.com, globallookpress.com

Объясняется это просто: брендовых системных блоков на рынок сейчас поступает гораздо меньше, чем раньше, а вот с их компонентами проблем нет. К тому же кастомные — то есть сделанные по индивидуальному...

Модельный ряд включает седан, компактный кроссовер, кросс-хэтчбек и другие

Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Компания AGR Automotive Group (ООО «АГР») объявила о старте производства автомобилей под брендом Solaris и их продаж на российском рынке. Об этом сообщает «Интерфакс». В заявлении пресс-службы компании сказано, что модельный...

Самой страшной угрозой для техники и солдат на передовой стали вражеские FPV-дроны

Фото: www.mil.ru

Известный военный обозреватель и блогер-миллионник Юрий Подоляка рассказал, в чем сейчас острее всего нуждаются российские бойцы на передовой. По свидетельству военкора, потребностью номер один являются сейчас станции радиоэлектронной борьбы...

Как отметил Сергей Кабышев, это позволит российским журналам заполучить авторитет во всем мировом сообществе

Фото: Bocharov Denis/news.ru, globallookpress.com

В Госдуме призвали обратить внимание на создание национальной системы наукометрии. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на слова комитета ГД по науке Сергей Кабышев, в 2024 году эту задачу необходимо выполнить. «Наукометрию нам нужно всем...

Система видеоаналитики «Сфера» работает с 1 сентября 2020 года

Фото: Bulkin Sergey/news.ru, globallookpress.com

С помощью системы видеоаналитики «Сфера» в сотрудничестве с полицией в столице удалось выявить практически 1,5 тысячи опасных преступников. Об этом сообщает пресс-служба департамента транспорта Москвы в своем Telegram-канале. «Система...

Российский лидер провел полчаса за штурвалом стратегического ракетоносца-бомбардировщика

Путин беседует с журналистами сразу после полета на Ту-160М. Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин поделился с журналистами своими впечатлениями от полета на стратегическом ракетоносце-бомбардировщике Ту-160М «Илья Муромец». Об этом сообщает Telegram-канал Shot. «Мы получаем новую...

За реализацию идеи активно ратуют чиновники, решившие удивить туристов

Фото: https://ru.wikipedia.org

Глава Высшего совета по древностям Египта Мостафа Вазири заявил, что всемирно известные пирамиды ранее были облицованы гранитными плитами, потому их якобы нужно реставрировать и привести к первоначальному виду. Сообщается, что «реставрационные...

Изучение этой галактики могло бы дать новые представления о ранней Вселенной

Фото: ESA/via, globallookpress.com

Космический телескоп «Джеймс Вебб» обнаружил самую старую мертвую галактику. Как сообщает CNN со ссылкой на данные исследования, галактика лишена возможности звездообразования. «Галактика существовала, когда Вселенной было...

Особым спросом у иностранных заказчиков пользуются ракетно-пушечные зенитные комплексы «Панцирь»

Фото: www.kremlin.ru

В минувшем году страна продала на внешних рынках вооружения на миллиарды долларов. Об этом российский лидер Владимир Путин сообщил в пятницу, 2 февраля, на встрече с участниками форума «Все для Победы!» в Туле. «Надо сказать,...

Чаще всего патент на полезную модель получают в отношении новых решений, которые не столь значительно дополняют уже известные на рынке

Фото: Andrey Arkusha/Russian Look, globallookpress.com

Женщины в России в 2023 году получили на 11% больше патентов, чем в 2022 году. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на данные компании «Онлайн Патент», число регистраций достигло почти 10 тысяч. «В 2023 году россиянки получили...

В ЕДДС пояснили, что Воткинский завод проводил тестирование ракетных двигателей

Кадр видео с YouTube

Взрыв под Ижевском, видео с которым в среду, 7 февраля широко разошлось в социальных сетях и Telegram-каналах, произошел в ходе плановых испытаний ракетных двигателей и не является чрезвычайным происшествием. Об этом обозревателям ТАСС сообщили...

Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?