Главная Культура 18:39 09 Июля 2009 2091
Карен Шахназаров: "Был момент, когда я хотел уйти из кино"

После премьеры фильма замечательного российского режиссера Карена Шахназарова "Палата №6", снятого по одноименной повести А.П. Чехова, в интервью "Труду-7" глава "Мосфильма" рассказал о семье и о ближайших планах своих детей.

- Как же вы, Карен Георгиевич, решились экранизировать "Палату №6"?

- Я должен сказать, что история с "Палатой" достаточно странная. Дело в том, что в 1988 году я познакомился с итальянским продюсером, надеявшимся снять совместное кино с советским режиссером, - тогда, в начале перестройки, это было очень модно. Она посмотрела мои картины: "Мы из джаза", "Курьер", "Город Зеро" - все они ей понравились. Тогда она предложила сделать фильм, где главную роль сыграл бы Марчелло Мастроянни, с которым у нее был контракт. Во время разговора первым мне на ум пришел Чехов как самый известный на Западе писатель. И я тут же предложил: давайте сделаем "Палату №6". Почему-то всплыло это название, хотя саму повесть я, честно говоря, не очень хорошо помнил. Продюсер тут же уцепилась. А дома я перечитал "Палату" и подумал: проговорился на свою голову, уж очень сложная вещь.

- Очень сложная. Для зрителя нет никакой зацепки, интриги. Как же вы вышли из этой ситуации?

- Во-первых, мы перенесли действие в современность, а во-вторых, придумали довольно необычную форму, но о ней я не буду рассказывать, потому что картину надо смотреть. Такая форма позволила нам взять квинтэссенцию чеховского рассказа и в то же время найти подходящую подачу, адаптированную для кино. Сценарий мы с Александром Бородянским написали очень быстро и поехали в Италию. Но оказалось, что наше видение Чехова местных продюсеров не очень устраивало. Они хотели классического Чехова с костюмами, каретами, манерами. И, в общем, они были правы, потому что то, что мы придумали, для мегазвезды уровня Мастроянни было слишком смело. В результате мы полтора месяца проспорили: они нас убеждали сделать традиционную картину, а мы доказывали необходимость "кино не для всех". Так мы и расстались, не договорившись.

- Как воспринял эту ситуацию Марчелло Мастроянни?

- А с Мастроянни мы познакомились, пообщались. Он каждый вечер к нам приходил, мы выпивали по рюмке граппы за разговором. Оказалось, что он готов сниматься и в нашей интерпретации. Но: не сложилось. Сценарий так и пролежал 20 лет. Честно говоря, я даже не думал, что когда-нибудь за него возьмусь. В финальной сцене "Исчезнувшей империи" я снимал Володю Ильина, и он мне так понравился, что я подумал: он сейчас в отличной форме, сможет Рагина сыграть.

- Вы могли предполагать, что Промыслом вам предопределено работать в Общественной палате, в комиссии по культуре, где собрались, наверное, самые неорганизованные люди на свете - творческие единицы: Федор Бондарчук, Василий Лановой, Вадим Самойлов...

- Ужасный состав. (Смеется.) Сплошь люди творческие: один на гастролях, другой на съемках - ты же не можешь им приказать все бросить. Конечно, для каждого из них, как и для меня, на первом месте стоит работа. Для меня главное - то, что снимаю я и "Мосфильм". Он тоже часть творческого процесса. Это то, что я понимаю, чем я живу, мое дело. А остальное - есть свободное время - можно и позаниматься. Конечно, что-то мы делаем. Но я вам скажу мысль, может быть, дерзкую для моих коллег: чем старше я становлюсь, тем больше прихожу к убеждению, что руководить культурой должны бюрократы, а не сами деятели культуры. В этом смысле, кстати, советская власть права была.

- В чем же?

- Как раз в том, что руководили бюрократы. И, нужно сказать, руководили неплохо. Другой вопрос, что надо подбирать таких бюрократов, какими были Николай Сизов или Филипп Ермаш. У меня с ними сложные отношения были, но должен отметить, что картины, созданные при их продюсерстве, до сих пор идут по всему миру. И тому же Тарковскому они давали деньги на производство его фильмов. Для таких должностей мы сами очень субъективны, очень эгоистичны, слишком ревнивы и эмоциональны.

- Вы упомянули "Мосфильм". Насколько сильно вас задел кризис? Пришлось сокращать людей, останавливать производство?

- Кризис коснулся, но мы его достаточно успешно выдерживаем. Конечно, по сравнению с прошлым годом произошел определенный спад в съемках, потребовалось много усилий, чтобы удержаться. Но сейчас мы загружены довольно хорошо: у нас работают 90% павильонов, то есть почти все. Большие декорации есть. Зарплату люди получают, мы никого не сокращаем, развиваться - развиваемся и тратим деньги на новые технологии. Я знаю, что у кого-то сложнее ситуация, но судить не берусь.

- А для того, чтобы работать в кино или театре, обязательно учиться во ВГИКе или в ГИТИСе?

- Вы знаете, конечно, бывают исключения, когда сверхталантливый энергичный человек может работать в кино и так. Но в принципе желательно иметь академическое базовое образование. Оно помогает. В конечном счете, всегда видно, есть образование или его нет. Еще один немаловажный фактор - это везение.

- Сыновей настраиваете на базовое образование?


- Да.

- Они планируют пойти по стопам отца, в кино?

- Старший хочет. Но он еще совсем молодой, не знаю, как сложится его будущее. Кроме того, на него влияет моя профессия: не думаю, что он вполне осознанно двигается в этом направлении. Но, в конечном счете, пусть пробует себя.

- А вы могли бы им посоветовать: "Ваня (или Вася), я считаю, что тебе не стоит идти в кино"?

- Как раз Вася - младший - не факт, что пойдет в кино. У меня такое ощущение, что он в другую сторону нацелился, но тоже все может измениться. А старший - ну как ему скажешь, если я сам в свое время никого не слушал? Я был совсем не из киношной среды, мне скорее в МГИМО или в Иняз надо было поступать, а я пошел во ВГИК.

- Ваши родители были против ВГИКа?

- Нельзя сказать, что они были рады. Другое дело, они не препятствовали. Но я сейчас понимаю, что для них это был момент какой-то неопределенности. И вообще надо понять, что в кино очень трудно пробиться. Сегодня, уже с высоты своих лет, могу сказать, что кино - самая рисковая профессия в мире. Самая рисковая.

- По-вашему, пробиться - дело случая или работоспособности?

- Все вместе. Это та профессия, где имеет значение и элементарное везение, и случай плюс работоспособность и определенная склонность. Во всяком случае, тем, кто хочет работать в кино, а таких много сейчас, могу сказать: риск очень большой. Если из ста один пробьется, это будет хорошо. Даже из того ВГИКа, в котором я учился, мало кто стал работать в кино. Просто работать, я даже не говорю об успехе. А ведь можно стать режиссером, снимать картины и не иметь особого признания. Но в кино важно признание, успех - гораздо важнее, чем в любой другой профессии. Поэтому те, кто идут в кино, должны понимать, что они очень рискуют: может ничего не получиться. И гораздо больше шансов, что ничего не получится. Кстати, и у меня был момент, когда я хотел уйти из кино.

- Когда это было?

- В самом начале. Помню, снял первую картину "Добряки", и она не то что провалилась, но не принесла никакого успеха. А потом был период, когда года три я никак не мог запуститься. Рядом ребята начинали гораздо успешнее, а я постоянно предлагал идеи на совете, но ничего не проходило, ничего не получалось. Я уже не понимал, что со мной не так. Один раз я даже запустился с какой-то картиной, но ее закрыли. Я хорошо помню, что у меня был момент, когда я для себя решил: надо уходить.

- Случай помог?

- Помог фильм "Мы из джаза". Хотя и он тоже с большим трудом начинался. Долго сценарий не мог пройти худсовет, мы постоянно что-то дописывали. Начали съемки, но было видно, что наша картина - последняя на "Мосфильме", и отношение чувствовалось. Но потом она вышла, и тогда у меня был действительно большой успех - и зрительский, и фестивальный. А после фильма все потихоньку стало образовываться. Но это был момент достаточно непредвиденный. И не будь тогда успеха, я бы, скорее всего, ушел. Потому что с моими амбициями я никогда не хотел оставаться в третьем эшелоне кино.

Наше досье

Карен Шахназаров родился 8 июля 1952 года в армянской семье в Краснодаре. В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Известность как режиссеру и сценаристу принес вышедший в 1983 году музыкальный фильм "Мы из джаза". В конце 80-х - начале 90-х такие фильмы Шахназарова, как "Курьер" (1986), "Город Зеро" (1988) и "Американская дочь" (1995), становятся символами поколения перестройки. Член Общественной палаты Российской Федерации. Женат, есть трое детей.
 

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюквин

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Сколько можно издеваться над отечественной киноклассикой?

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышел фильм «Невероятные приключения Шурика». Это уже четвертый подряд новогодний проект телеканала ТНТ, использующий в сугубо корыстных целях творческое наследие наших выдающихся комедиографов. Ранее были показаны...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3462
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3367
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3188
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?