В дни школьных каникул мы часто вспоминаем об организации детского отдыха. Нынешним летом для этого есть и несколько особых поводов. Три недели назад широко отмечалось 90-летие Международного детского центра «Артек». В воскресенье, 12 июля, нас ждет еще один юбилей: свое 55-летие встретит Всероссийский детский центр «Орленок», что находится на Черноморском побережье Кавказа.
Отдых бывает разным. Для многих это просто возможность отвлечься от учебы или работы. Но в «Орленке» с первых, еще «оттепельных» лет его существования взял верх иной подход. Возвращающийся из «Орленка» подросток, к удивлению родителей, может разительно отличаться во взглядах на жизнь от себя самого, вроде бы только что уехавшего в этот лагерь. И дело, конечно, не в теплом море и не в ярком солнце, а в системе развития личности, разработанной несколькими поколениями педагогов-новаторов — в традиции, которую уже давно принято называть орлятской педагогикой.
Сегодня начало шестидесятых годов прошлого века воспринимается неоднозначно. Кому-то по душе бесконечный романтизм «шестидесятников», кто-то сетует на их бесконечную же наивность. Но одно не вызывает сомнений: поколение «оттепели» ставило во главу угла искренность и честность — и именно эти качества стремилось воспитать в детях. Педагогика «Орленка» зародилась как раз в ту пору и донесла высокий порыв своих создателей до наших дней.
Самуил Маршак писал: «Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его». Эти слова в полной мере относятся к «Орленку», где в несколько недель лагерной смены спрессована огромная работа вожатых по выявлению способностей каждого, по стремительному формированию отрядного коллектива, по научению детей критически оценивать собственные поступки, договариваться о правилах совместной жизни, бережно и уважительно относиться к другим — но при этом всегда жить высоко и творчески, не снижая планки. Все это облечено в стройную форму законов, традиций, песен, легенд… В последнюю ночь смены отряд поднимается на Гору Барабанщиков, чтобы решить главное: кто достоин носить орлятский значок. Каждый обсуждается отдельно, каждый может услышать и похвалу, и критику — впрочем, самооценка у всех к этому моменту уже такова, что мало отличается от мнения товарищей по отряду. Чаще всего в орлята посвящаются все, хотя бывает и иначе.
Но если вы, дорогие родители, думаете, что с возвращением из лагеря все заканчивается, то глубоко ошибаетесь. Наоборот, это лишь начало новой жизни, поначалу крайне болезненное. Ваш ребенок, вернувшись из «Орленка», неизбежно столкнется с полным непониманием со стороны окружающих, в том числе прежних, «доорлятских» друзей, и помочь ему не сможете даже вы — если, конечно, сами в свое время не пережили что-то подобное. Я уж не говорю о том, что жить по совести вообще нелегко. Что ж, этот вызов нужно встретить с гордо поднятой головой. Не все его принимают, но сильная личность лишь закалится в таком испытании и, найдя свой путь в жизни, продолжая идти дальше, даже десятилетия спустя будет возвращаться к ночи вручения орлятского значка как к одному из ключевых моментов своей биографии.
Путь орленка — это высочайшая требовательность к самому себе. Это открытость ко всему новому и к чужому мнению, но в то же время способность при необходимости жестко отстаивать свою точку зрения. Это умение не бросать дело на полпути из-за усмешек окружающих. Это стремление ко всякой задаче подойти творчески и с увлечением. Это особый, не показной оптимизм во взгляде и доброжелательность к людям.
Свободолюбивый дух «Орленка» всегда привлекал творчески мыслящих деятелей науки и культуры. В открытом общении с подростками они часто касались «запретных тем». В середине шестидесятых на общее обсуждение как-то раз был поставлен вопрос: «Должен ли комсомолец слушать "Голос Америки"?» Понятно, что в условиях того времени подобные дискуссии не могли остаться безнаказанными. На сотрудников и гостей «Орленка» начали поступать доносы, состояние дел в лагере стало предметом обсуждения на заседании Секретариата ЦК ВЛКСМ. Директора лагеря Алису Дебольскую и ее заместителя по воспитательной работе Олега Газмана отстранили от должности. Но было уже поздно: орлятская педагогика разлетелась по стране, обрела новую жизнь в педагогических отрядах, в городских штабах старшеклассников — существовали и такие, увы, забытые сегодня формы внешкольной работы с детьми.
Алиса Дебольская, уехав из «Орленка» в Сочи, осталась в этом городе навсегда, много сделала для его культурного развития и уже в начале двухтысячных стала его почетным гражданином. А Олег Газман — хотя ему и пришлось первое время после «оргвыводов» подрабатывать водителем и, проезжая мимо «Орленка», слышать, как дети в лагере поют его песни (он был и сочинителем) — не бросил педагогической практики, продолжив и теоретические исследования в области воспитания. Он успел дождаться официального признания как ученый. Но есть и другое, орлятское признание: песни Газмана, написанные в «Орленке», всегда оставались и остаются любимыми в этом лагере, хотя им уже полвека. К сожалению, Алисы Дебольской и Олега Газмана, как и многих других, стоявших у истоков «Орленка», давно нет с нами.

Так выглядели «орлята» 1970-х годов. Фото из архива Романа Синельникова
Александра Пахмутова и Николай Добронравов, для которых «Орленок» стал не просто темой нескольких песен, но значимой частью жизни, не так давно вспоминали: «Это было воспитание людей больших, смелых, честных, думающих. Из «Орленка» выходили люди с совестью. Было даже такое впечатление, что их готовили — во всяком случае, психологически — к тому, что в свое время, может быть, им придется взять в руки страну. Его вожатые были на самом переднем рубеже мировой борьбы за человека».
В обычной обстановке орлятский значок носить не принято, но те, кто прошел через этот лагерь, — повсюду. Они значимы в жизни нашей страны. Не вспоминая о педагогике, где орлят особенно много, назову навскидку: Сергей Шойгу, Александр Филиппенко, Юрий Слюсарь, Александр Малинин, Ирина Грибулина, Лариса Вербицкая, Андрей Малахов… Космонавт Александр Серебров в своей физтеховской юности был орлятским вожатым и нашел в вожатском отряде семейное счастье. Даже матчи Анатолия Карпова и Гарри Каспарова за звание чемпиона мира можно было проводить как чисто внутриорлятский турнир. Орлята проявили себя и в «горячих точках»: недавно вышла книга о спецназовце Юрии Натальченко, погибшем в бою в Чечне в начале двухтысячных. За время, прошедшее с распада СССР, в лагере многое изменилось. Даже в тяжелые девяностые годы «Орленок» не был обделен вниманием государства. Построены новые круглогодичные дружины, в том числе для младших школьников. Палатки, с которых когда-то начинался «Орленок», давно заменены коттеджами. Сохранился ли в лагере дух, заложенный его основателями? На этот вопрос мы сможем ответить лишь через пару десятилетий. «Орленок» принимает каждый год около тридцати тысяч детей: кто-то участвует в бесплатных тематических сменах, кому-то путевку покупают родители. Повзрослев, нынешние орлята проявят себя, и многое станет ясно. Не стоит, однако, забывать библейскую мудрость: дух дышит, где хочет.
Стоит ли отправлять сына или дочь в «Орленок»? Как поется в известной песне, каждый выбирает по себе, и выбор этот очень серьезен. Если вы желаете, чтобы ваш ребенок, несмотря на все сопутствующие этому трудности, сформировался как яркая цельная личность с непростым «ершистым» характером, со взлетами и падениями в судьбе, если вы верите в него и видите в нем силы преодолеть все, с чем он неизбежно столкнется после возвращения из лагеря,— лучше поездки в «Орленок» мало что можно придумать. Лично я благодарен «Орленку» за все, в том числе и за собственную жену: мы оба были участниками одной смены и жили в соседних домиках.
В эти дни по всей стране проходят встречи вожатых «Орленка» разных лет. В субботу, 11 июля, во многих городах состоится общероссийская акция «Орлятский круг». А в самом лагере готовится большая праздничная программа, посвященная юбилею. Тысячи питомцев «Орленка», независимо от того, когда и вместе с кем им довелось там побывать, отметят свой праздник как единое орлятское братство. Конечно же, будет много воспоминаний. Но не ностальгией сильны орлята, а устремленностью в будущее. Несмотря на возраст, «Орленок» остается юным — ибо юны и его воспитанники, обретающие в лагере крылья, и его вожатые, помогающие новому поколению орлят научиться летать.
От редакции
Роман Синельников более всего известен как создатель и бессменный куратор сайта об Александре Пахмутовой. Скромный человек, он не написал в своей статье, какое отчуждение, а то и противодействие вынужден был преодолевать в 1997 году, организуя этот ресурс, посвященный великому песенному композитору наших дней. Тогда модно было вытирать ноги о прошлое, а песни Пахмутовой относить к тому, что тянет нас назад, из светлого ельцинского демократического сегодня в мрачное советское вчера. Правоту Романа доказало время: эти мелодии и сегодня собирают многотысячную аудиторию, с годами не теряя, а только обретая все новую актуальность. Сайт о Пахмутовой стал настоящим орлятским поступком. Шагом на десятилетия вперед.
