Главная Культура 00:16 10 Февраля 2010 7645
Авдотья Смирнова: «Я чрезвычайно либеральная мамаша»
Известный сценарист и режиссер о новом теледетективе — «Труду»
Самойлова Елена

В титрах нового сериала телеканала «Россия» — сплошь фестивальные имена. «Черчилля» снимали Николай Хомерики, Оксана Бычкова, Борис Хлебников, Илья Малкин, Сергей Мокрицкий, Дуня Смирнова и др. Каждый по серии. «Труд» воспользовался поводом и расспросил Дуню Смирнову не только о снятом ею эпизоде «Если все идет, как идет», который выйдет в марте, но и о телевидении, киноиндустрии и воспитании детей.

 — Киноновеллы, объединенные одной общей темой, снятые группой режиссеров, — не новость: «Париж, я люблю тебя», «Токио», «Короткое замыкание», «На 10 минут старше», в конце концов «Операция Ы», «Дьявол и десять заповедей» — перечислять можно долго. Построенные же подобным образом сериалы редки. Из российских на память приходит разве что «Черная комната». Оправдала ли себя идея привить форму киноновелл к сериальному жанру?

— «Черчилль» — не киноновеллы, а вполне себе нормальный сериал. С той лишь разницей, что каждый фильм — расследование какого-то нового дела, что в детективном жанре встречается сплошь и рядом. И потом, есть множество сериалов, снимать которые приглашают разных режиссеров: и «Клан Сопрано», и «Декстер», да мало ли что еще.

Полагаю, совершенно нормальная практика, когда существует некая постоянная команда, работающая над проектом, и режиссер как человек, нанимаемый на одну или несколько конкретных серий. Очень разумный подход. Ведь, кроме всего прочего, на длинной дистанции «мыла» один режиссер не только устает — ему в принципе со временем все это надоедает. Не может он с одной и той же отдачей вкалывать на двадцатой серии и на первой. Так что идея продюсера Малкина позвать на каждую серию определенного режиссера — толковая.

— Обычная практика — два-три режиссера максимум. Под эгидой «Черчилля» же их собралось много больше. К тому же не малоизвестных, а в основном фестивальных или, если угодно, актуальных нынче режиссеров. Было ли это одной из причин, по которой вы взялись за эту историю?

— Не скрою, очень обрадовалась тому, что собралась такая симпатичная компания. Некоторых режиссеров — Борю Хлебникова или Колю Хомерики, например, — я просто обожаю. И приняла за честь возможность вместе поработать над одним проектом. Ни много ни мало было ощущение, что меня взяли поиграть с большими мальчиками. Но это не единственная причина. На самом деле в связи с кризисом мы все сидим без работы, у многих из нас подвисли картины. Меня так «Черчилль» летом просто спас. Тяжело, когда мозги застаиваются, режиссерские мышцы не работают. Психологически я уже была готова пойти снимать хоть аэробику.

— Обычно вы сами создаете сценарии к своим фильмам. К «Черчиллю» тоже писали сценарий или работали по предложенному?

— Работала по написанному сценаристами тексту, кое-где его откорректировав. Особенно в тех местах, где, как мне казалось, была некоторая неясность в интриге. Я попыталась ее если не закрутить, то максимально прояснить.

— Главный герой — человек, который раскрывает преступления не выходя из дома. Сама тема «не выходя из дома» нынче очень популярна как характеристика образа жизни жителя современного мегаполиса, не находите?

— В том, что Черчилль занимается расследованиями «на дому», есть, конечно, огромная мера условности. И нас, людей, работавших над сериалом, страшно веселил тот факт, что все преступления в Москве могут происходить в радиусе наблюдения из подзорной трубы Черчилля. В то же время многие классические детективы построены на подобной игре в реальность: персонаж Ниро Вульф, к примеру, не выходит из дома. Мне как режиссеру-постановщику захотелось поиграть в игру, придуманную создателями сериала Ильей Малкиным и Александрой Васнецовой. Особенно после того, как я, придя в павильон, увидела декорации квартиры Черчилля.

Безумно порадовала та продуманность, с которой был сделан буквально каждый ее элемент. По-английски обставленная, она походила на свой отдельный мир посреди мегаполиса, созданный в соответствии с характером живущего в ней героя. Он именно что не отгородился от мира, но построил государство в государстве, живущее по своим правилам. А это, согласитесь, характерно лишь для тех, кто что-то в этой жизни соображает. Что же касается темы «не выходя из дома», то мне, разумеется, так или иначе приходилось с ней сталкиваться. И у самой, бывало, случалось, что никого не хотелось видеть, ни с кем контактировать.

Другое дело, что если подобное изредка происходит с жителем мегаполиса, то в условиях нынешнего мира это, я считаю, нормально. Любое же намеренное затворничество — желание, характерное для депрессивного самосознания. Это своего рода крик о помощи.

— Вы рассказывали про свои закидоны и анархистские настроения юности. Вашему сыну 19 лет. С ним в этом смысле возникали подобного рода противоречия, как у вас в свое время с родителями?

— Вы знаете, к счастью, мы с ним мирно сосуществуем. Во-первых, потому, что у сына достаточно спокойный характер. А во-вторых, из-за того, что я чрезвычайно либеральная мамаша. Именно потому, что юность у меня была, скажем так, экстравагантная, я бы сама себя не поняла, если бы начала требовать от сына полного послушания. К тому же он человек здравомыслящий, и никаких особых трений у нас в отношениях не возникает.

— Сын — продолжатель династии?

— Да, и это его собственный выбор. Поработав недолго в одной кинокомпании, он понял, что ему эта сфера очень нравится, и решил всерьез заняться киноадминистрированием. Он поступил на продюсерский факультет Института кино и телевидения на курс Сергея Михайловича Сельянова. Сыну хочется помогать безумцам вроде его мамаши воплощать их идеи. Посмотрим, что будет дальше. Пока, по крайней мере, сын собирается работать именно в области кинопродюсирования.

— Как обстоят дела со «Школой злословия»? В январе программа была на каникулах?

— Действительно, в январе она не выходила. А уж почему канал не ставил ее в сетку, мне неизвестно. Но с февраля возобновится выход программы в прежнем режиме.

— Претерпела ли она какие-то изменения за это время? Публику обратно в студию не возвращали?

— Нет-нет, никаких изменений. Разве что сократили нас на пару минут. А так мы по-прежнему зовем только тех, с кем нам с Татьяной Никитичной интересно говорить. Сейчас чаще — филологов и людей из литературных кругов. Но это связано не с нашей литературной деятельностью, а с тем, что, как правило, именно эти герои еще и говорить умеют хорошо. Что для телевидения немаловажно.

— Чем вы сейчас живете как режиссер?

— Я уже полтора года сижу без работы и жду запуска своей картины. Кстати, не я одна. Повторюсь, для многих моих коллег сериал «Черчилль» стал своеобразной палочкой-выручалочкой в этом смысле.

— Что за картина ждет своего череда?

— Фильм по сценарию с названием «Ты меня любишь». Это современная трагикомедия. Когда можно будет говорить о ней более подробно — не знаю. То не было комиссии Госкино, то еще что-то. Денег не дают, поэтому пока непонятно, когда все запустится в жизнь. Фильм не самый дорогой, но требующий определенных производственных затрат, поскольку в нем много декораций и героев.

Выбор

Три главных проекта Дуни Смирновой

«Школа злословия», НТВ

Ведет программу с Татьяной Толстой. На словесную дуэль приглашаются политики, общественные деятели, представители науки, искусства.

 

 

«Прогулка», (2003)

Сценарист.

Ирина Пегова и Павел Баршак бегут галопом по Питеру. Фильм получил приз фестиваля «Окно в Европу-2003».

 

«Связь», (2006)

Режиссер, автор сценария.

Драма о поздней любви Анны Михалковой и Михаила Пореченкова, которым сложно живется и вместе, и врозь.

Культура 00:51 / 24 Октября 2025 22847
Высоцкого обнулили

Новый фильм «Алиса в Стране чудес» не вызывает никаких эмоций, оставляя после себя ощущение зияющей пустоты

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Главная героиня Алиса в исполнении Анны Пересильд. Фото из открытых источников

Сказка «Алиса в Стране чудес» была написана в 1865 году английским математиком, поэтом, прозаиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном и опуб-ликована под псевдонимом Льюис Кэрролл. Первые рецензенты посчитали, что «перегруженные...

На этот раз загребущие ручки девелоперов дотянулись до легендарных Бердовских заводов

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
На Матисовом острове в 1792 году был основан первый в Петербурге частный механический и литейный завод

Петербургские градозащитники обратились к руководству ООО Fizika Development с просьбой не сносить постройки «Франко-русских заводов», а интегрировать их в свой проект застройки. Речь идет о Матисовом...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

«Все актерское мастерство заключается в количестве штампов», - так мэтр радует новобранцев своего курса. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

21 октября исполняется 80 лет советскому и российскому киноактеру, режиссеру, сценаристу, кинопродюсеру, телеведущему, предпринимателю, блогеру, певцу, Герою Труда Российской Федерации, народному артисту Никите Михалкову. «Замечательная...

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Разговор с издателем детских книг Михаилом Визелем

Дарья Сомова
Труд
За пять лет в серии «Ласка Пресс» (ИД «Городец») вышло немало роскошно иллюстрированных, переведенных с итальянского, французского и испанского детских книг

В череде осенних событий, связанных с детской литературой, - а это и первый форум детских писателей в обновлённом Союзе писателей, и ежегодный фестиваль детского чтения в РГДБ, - есть и такое: пятилетие серии «Ласка-Пресс» (ИД «Городец»),...

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова отмечает свое 125-летие

Ирина Муравьева
Труд
Более 700 произведений включает сегодня репертуар Хоровой капеллы – от русской духовной музыки и народных песен до опер, ораторий, рок-музыки и эстрады

Искусство Хоровой капеллы Юрлова известно нам хотя бы потому, что голоса ее звучат в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Мы из Кронштадта» и других культовых...

Культура 00:15 / 17 Октября 2025 5655
Цензура тут рядом

Почему в прокат не пускают фильмы о любви, сострадании и вечных ценностях?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Киновед и режиссёр Любовь Аркус. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Режиссер, киновед, основатель журнала «Сеанс» и Фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус сообщила в соцсетях, что ее новый фильм не получил прокатного удостоверения. Ранее двухчасовую документальную картину...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

«Я сделаю предложение, от которого невозможно отказаться». Помните зловещую фразу, которую произносит дон Корлеоне в знаменитом романе Марио Пьюзо «Крестный отец»? Между прочим, автора той книги, как и создателей...

Странная профессия для мужчины, осевшего в русской глубинке: артист-вокалист

Андрей Гореловский, Луховицы, Московская область
Труд
По словам Владимира Константиновича, ему хочется, чтобы артисты пели, а не открывали рот под фанеру. Фото автора

Не слесарь, не пекарь, не шофер, не строитель, а певец, преподаватель вокала. Знакомьтесь: Владимир Романов, творческий человек и дачник-удачник из подмосковных Луховиц. Родился в Тольятти в 1965 году,...

Культура 00:16 / 24 Октября 2025 5462
Трамп обрушил рейтинги

Причина этому – взаимоисключающие заявления самого, наверное, беспокойного президента США за всю историю этой страны

Сергей Беднов
Труд
Болтовня неистового Донни нанесла удар по самой неожиданной цели: российским политическим ток-шоу. Фото: CNP/AdMedia, globallookpress.com

Минувшим летом Госдума выдвинула законопроект, направленный против магов, тарологов и прочей публики, морочащей доверчивым гражданам головы. Правительство тогда народных избранников не поддержало. А зря. Разве можно считать нормальной...

Культура 21:01 / 25 Октября 2025 5339
«Бригада» на совести

«Это преступление перед Россией, в котором я участвовал», - заявил Павел Майков (Пчела)

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Павел Майков, прославившийся ролью Пчелы в знаменитой гангстерской саге, осудил знаменитый проект. «Никто не думал, как прогремит сериал про конченых отморозков. Когда показывали «Бригаду», улицы пустели, преступность...

Вопрос непростой

Сергей Беднов
Труд
Андрей Кончаловский, возможно, вправе выставить счет к «большевистскому перевороту». Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Создатель сериала по заказу «России» - представитель старинного дворянского рода. И, наверное, вправе предъявить личный счет к «большевистскому перевороту». А еще Кончаловский - из того поколения, что первым публично...

«Подвижек нет», - сообщил сам автор программы Никита Михалков

Труд
Фото: Никита Михалков/news.ru, globallookpress.com

Телевидение широко отмечает 80-летие Никиты Михалкова, показывая как фильмы, так и спецпроекты, посвященные режиссеру. В ходе одного из интервью юбиляра спросили, когда уж наконец его авторскую программу «Бесогон»,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?