- Когда я зимой беседовал с директором вашего театра Дайнорой Шпокайте, она с грустью сказала мне, что кризис вносит коррективы в планы театра. Например, вам пришлось отказаться от выпуска спектакля "Метеор" в постановке Михаила Козакова.
- Мы не то чтобы отказались от этого спектакля. Просто рассчитывали получить деньги на эту постановку из разных источников, но ни один из этих источников не оправдал наших ожиданий. Именно из-за кризиса.
- А как скажется кризис на планах театра в новом сезоне?
- Мы сейчас заявили очень серьезную и объемную программу. Если не выполним ее, то театр не сделает следующего шага вперед. Поэтому надеемся на лучшее. Мы не только рассчитываем на деньги, что дает государство, но и ищем средства на стороне. Вот, например, в новом сезоне английская продюсерская компания поможет в постановке спектакля "39 ступеней" по фильму Хичкока. Это будет детективная комедия. Так что, как видите, есть разные пути в борьбе с кризисом. Ситуация хотя и сложная, но не безнадежная.
- Прошлый сезон показал, что вы стараетесь не единолично править в театре, а приглашать как можно больше разных режиссеров со стороны. Так будет и дальше?
- В принципе да. Театр, у которого такая прекрасная история и который находится в самом центре города, должен демонстрировать какую-то широту. Поэтому в будущем сезоне у нас будут работать два режиссера из Европы. О совместном проекте с англичанами по Хичкоку я уже сказал. Но, кроме того, у нас будет ставить спектакль французский режиссер Режис Обадиа, хорошо знакомый московской публике. Он поставит спектакль "Марлени" о взаимоотношениях Лени Рифеншталь и Марлен Дитрих.
- Я думаю, какого московского худрука ни спроси, он непременно скажет, что его театр должен отвечать на вызовы сегодняшнего дня. А в чем вы хотели бы видеть отличие своего театра от других? Можете вкратце сформулировать?
- Это вопрос довольно объемный, тут не отделаешься краткой формулировкой. Я сейчас читаю любимого мной Анатолия Эфроса. Он пишет, что художественное направление театра не рождается за один или два сезона, а складывается на протяжении долгого времени из всяких мелочей. Надо просто работать. Однако если мы посмотрим на историю театра, то кто в ней остался? Только те театры, которые шли в ногу со временем, - МХАТ, "Современник", Таганка. Поэтому мы все равно возвращаемся к тому, что театр должен слышать время. Это значит, что он должен обязательно являть современную драматургию. Именно поэтому мы в новом сезоне обращаемся к пьесе братьев Пресняковых "После потопа", которую ставит режиссер Владимир Петров.
- Какие планы на сезон у вас самого? Не в качестве худрука, а уже в качестве режиссера?
- Я начал репетировать пьесу Жироду "Троянской войны не будет". А в 2010 году собираюсь поставить пьесу Елены Греминой, которая пока носит условное название "Чехов. Молодые годы".
Выбор
Театры, открывающие сезон в августе
1. Театр на Малой Бронной
Первая премьера сезона - "Аркадия" столь любимого московскими театрами Тома Стоппарда в постановке Сергея Голомазова. 7, 15, 22 августа.
2. Театр имени Гоголя
Открывает новый сезон 8 августа премьерным спектаклем по повести Гоголя "Ночь перед Рождеством" в постановке Сергея Яшина.
3. Театр имени Ермоловой
Свой 84-й сезон театр начнет 8 августа семейной комедией Р. Куни и Дж. Чэпмена "Мы не одни, дорогая!". Режиссер Юрий Васильев.
4. Московский театр "Эрмитаж"
Открыл сезон 6 августа премьерным спектаклем Михаила Левитина "Золотой теленок, или Возвращение в Одессу" по Ильфу и Петрову.