В современном мире развивается научно-технический прогресс и происходят значительные изменения в промышленности, обостряются геополитические противоречия и возникают серьезные риски. Эти глобальные перемены открывают новые возможности, но и создают трудности для трансформации и развития промышленности, а также преобразования политических систем в разных странах. Открытость, инклюзивность и взаимовыгодное сотрудничество – это поистине правильный выбор для всех государств.
Однако, политики и средства массовой информации США и западных стран в течение длительного времени активно распространяют необоснованные утверждения: «промышленная политика Китая деформирует мировой рынок» и «избыточные производственные мощности Китая создают недобросовестную конкуренцию». Они всячески стараются очернить промышленную политику развивающихся стран и подавить их право на развитие, исходя из желания сохранить свою экономическую гегемонию. Суть этих действий заключается в политизации экономики и использовании экономических и торговых рычагов для достижения политических целей. Политические мотивы протекционизма маскируются якобы беспокойством о развитии и другими экономическими аргументами. Такая линия поведения лишь создает препятствия для международной торговли, нарушает стабильность глобальных цепочек поставок и в конечном итоге приводит к потерям для всех участников.
1. Утверждения США и западных стран о том, что «промышленная политика Китая деформирует мировой рынок» являются абсолютным абсурдом.
Исторический опыт показывает, что именно США и западные страны первыми занимались разработкой и реализацией промышленной политики и на протяжении многих лет активно использовали субсидии в качестве ее важного инструмента. Ещё на заре своего существования США применяли такую политику, и одним из её инициаторов был первый министр финансов Гамильтон. Он предложил предпринять меры по модернизации космической отрасти и военной промышленности, и выступил за государственные инвестиции, тарифы и субсидии для поддержки частного сектора и производства. По окончании Второй мировой войны промышленная политика США все больше поощряла инвестиции в фундаментальные исследования. После финансового кризиса 2008 года акцент сместился на восстановление производственного сектора, и в 2014 году был принят закон, направленный на стимулирование американского производства и инноваций. В последние годы США и другие западные страны значительно увеличили объёмы промышленных субсидий, и зачастую применили меры дискриминационного характера. Исследование Международного валютного фонда показывает, что к 2023 году в мире было реализовано более 2500 мер промышленной политики, причём около 2000 из них — в развитых странах, таких как США и страны Европейского союза.
Практика разных стран показывает, что промышленная политика применяется повсеместно, и все страны имеют право способствовать экономическому развитию путем реализации разумной промышленной политики. Промышленные субсидии в условиях ускорения научно-технической революции и промышленной трансформации стали важным инструментом для повышения инновационного потенциала и стимулирования экономического роста. Субсидирование промышленности практикуется как в развитых странах, так и в странах с развивающейся экономикой. По прогнозам, в период с 2021 по 2030 год страны Евросоюза предоставят более 1,44 триллиона евро в виде субсидий, включая гранты, кредиты и инвестиционные гарантии. Развивающиеся страны, такие как Индия, Вьетнам и Мексика, также поддерживают свою промышленность, используя различные меры промышленной политики, например, программы стимулирования производства, поддержки промышленных инноваций и развития сельского хозяйства.
При разработке промышленной политики ключевым фактором является поиск оптимального сочетания действий правительства и рыночных механизмов, а также эффективное регулирование взаимодействия между ними. Обсуждение мер промышленной политики не должно затрагивать вопросы выбора путей развития или экономических систем страны. Правительство Китая всегда подчёркивает принцип, согласно которому рынок играет определяющую роль в распределении ресурсов, а правительство создает условия для его эффективной работы. Иными словами, промышленная политика носит преимущественно направляющий характер.
Политика субсидирования промышленности в Китае основывается на принципах открытости, справедливости и соответствия установленным нормам. Она не является избирательной и применяется ко всем участникам рынка в равной степени. Государственные предприятия Китая как независимые участники рынка, не пользуются какими-либо преимуществами в рамках политики субсидирования в силу своего статуса, и не предоставляют другим предприятиям субсидий.
С точки зрения прозрачности промышленной политики, Китай строго придерживается норм Всемирной торговой организации и не применяет субсидии, запрещенные ВТО. Субсидии в Китае, в основном, предоставляются на этапе разработки продукта и его потребления, и не имеют отношения к экспортным операциям, что демонстрирует ответственный подход. Субсидии в области исследований и разработок направлены на поддержку научно-технического прогресса и способствуют продвижению отрасли к более высоким звеньям в глобальной цепочке создания стоимости. В то же время субсидии на потребительском этапе призваны стимулировать внутренний спрос и способствовать росту промышленности. Китайское правительство добросовестно исполняет свои обязательства по обеспечению прозрачности, своевременно уведомляя о предоставляемых субсидиях, и таким образом демонстрирует ответственность как крупной державы, и способствует стабильности и справедливости многосторонней торговой системы. Такая гибкая модель субсидирования не только отвечает потребностям Китая в модернизации промышленности, но и полностью соответствует обязательствам, взятым Китаем при вступлении в ВТО.
2. Обвинения США и Запада в том, что «избыточные производственные мощности Китая создают недобросовестную конкуренцию» лишены обоснований.
Обвинения США и западных стран в адрес Китая относительно «избыточных производственных мощностей» по сути являются прикрытием для их протекционистской политики. Под предлогом «перепроизводства» некоторые страны вводят ограничения на китайский экспорт и инвестиционное сотрудничество. Все это - чистое проявление протекционизма, искусственное вмешательство и разделение мирового рынка.
Нарушение объективных экономических законов и рыночных принципов, а также создание помех или подрыв стабильности мировой торговли, инвестиций, производства и цепочек поставок не отвечают интересам ни одной из стран, включая инициаторов таких ограничений. Для объективной оценки ситуации с производственными мощностями необходимо учитывать экономические законы и придерживаться глобального подхода. В условиях экономической глобализации спрос и предложение следует рассматривать в мировом масштабе, а не ограничиваться рамками отдельной страны. Утверждение о том, что страна должна производить только то, что необходимо для удовлетворения её внутренних потребностей, противоречит фундаментальным принципам международной торговли. Международная торговля возникает и развивается благодаря международному разделению труда и сотрудничеству между странами, которые используют свои сравнительные преимущества. Это приводит к повышению эффективности мировой экономики и улучшению благосостояния людей. Таким образом, международная торговля является результатом использования странами своих сильных сторон и осуществления взаимовыгодного сотрудничества.
Примером этого является китайская индустрия новых источников энергии, которая создала передовые производственные мощности, обладающие значительными преимуществами. Развитие этой отрасли стало результатом сочетания технологических достижений, ёмкого рынка и развитой производственной цепочки, а также конкуренции на открытом рынке. Китайская индустрия новых источников энергии представляет собой пример передового производства, которое не только расширяет предложение на мировом рынке и сдерживает глобальную инфляцию, но и вносит существенный вклад в решение проблемы изменения климата и переход к «зелёной» экономике.
Чтобы опровергнуть утверждения об избыточных мощностях, достаточно рассмотреть ситуацию с точки зрения сравнительных преимуществ и спроса. Данные международных организаций показывают, что существующие в мире мощности по производству новых источников энергии, фотоэлектрической продукции и других товаров, связанных с «зелёной» энергетикой, значительно отстают от текущего спроса. Ни с точки зрения сравнительных преимуществ, ни с точки зрения удовлетворения потребностей мирового рынка, не существует проблемы так называемых «избыточных мощностей» в китайской индустрии новых источников энергии. В конечном итоге, факты подтвердят, что конкурентоспособность этой отрасли основана на технологическом превосходстве и высокой репутации. Это является убедительным опровержением необоснованных обвинений и, одновременно, служит стимулом для глобального перехода к «зелёной» энергетике.
Глобальные перемены открывают новые возможности, но и создают трудности для промышленного развития, трансформации и политической перестройки в разных странах. Только свободная торговля и честная конкуренция способны сформировать оптимальную структуру мировых производственных мощностей и заложить прочный фундамент для глобального «зелёного» развития. Китай и Россия – добрые соседи, которых связывают общие границы, и верные друзья, чья дружба выдержала испытание временем. Обе страны имеют взаимодополняющие экономические преимущества, большой потенциал для сотрудничества и огромные возможности для развития. Президент России Владимир Путин неоднократно публично опровергал заявления США и западных стран об «избыточных производственных мощностях Китая», назвав обвинения в адрес китайской автомобильной промышленности «искажением фактов».
Китай и Россия, как стабилизирующие, позитивные и прогрессивные силы в международном сообществе, должны и впредь сохранять единство, расширять сотрудничество, укреплять торгово-экономические и энергетические связи, совершенствовать механизмы, обеспечивающие высокий уровень торгово-экономического взаимодействия, и эффективно противостоять односторонним действиям и протекционизму.