Главная Культура 00:10 11 Сентября 2020 1565
«Фильмы снимаются не для премий, а для истины!»

Негры, инвалиды и гомосексуалисты: новые стандарты для номинантов на «Оскара»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Теперь шансов получить «Оскара» за роль в фильме «Али» у Уилла Смита было бы гораздо больше. Фото: KPA, globallookpress.com

Американская киноакадемия представила новые оскаровские правила для категории «Лучший фильм». Отныне, чтобы быть номинированной на премию, картина должна соответствовать хотя бы двум из четырех групп стандартов. Так, главный герой фильма или один из значимых второстепенных персонажей должен быть темнокожим, азиатом, латиноамериканцем, жителем Ближнего Востока или представителем любой другой узкой расовой или этнической группы. Не повредит фильму, если основная тема картины будет касаться расовых, гендерных проблем или проблем людей с ограниченными возможностями, а также погрузится в заботы представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Но это еще не все.

Что в кадре, то и за кадром. Не менее 30% творческого состава фильма должны быть представлены женщинами, этническими меньшинствами, членами ЛГБТ-сообщества или людьми с ограниченными возможностями. Новые правила распространяются также на маркетологов, специалистов по связям с общественностью, дистрибьюторов — то есть всех тех, кто сопровождает выход фильма в прокат. Среди них тоже должны быть люди с ограниченными возможностями, этнические и (или) сексуальные меньшинства.

Перечислил, причем в урезанном виде, новые правила, размещенные на сайте Американской киноакадемии, — и, признаюсь, рука бойца писать устала. Это невозможно вот так сразу все осмыслить, обобщить, сложить в законченный пазл. А как эти мудреные стандарты совмещать с творческим процессом, воплощать в жизнь? Пока никому неизвестно. Боюсь, всемирно признанному режиссеру, одному из корифеев мирового кино Чарльзу Спенсеру Чаплину не довелось бы в нынешних условиях даже посмот-реть в сторону «Оскара».

Ведь его герой, бродяжка Чарли, переходя из фильма в фильм, оставался белым американцем, влюблялся преимущественно в блондинок, а если даже и в брюнеток, то отнюдь не в чернокожих африканок. Проблемы сексуальных меньшинств режиссера, который был известным женолюбом, не занимали ни в жизни, ни на экране. Съемочную группу он тоже формировал исходя из творческих, а не расовых или гендерных принципов. И разве что прелестная слепая героиня из фильма «Огни большого города», попадающая по новым стандартам в категорию лиц с ограниченными возможностями, могла бы послужить Чаплину в качестве проводника в клуб соискателей «Оскара».

Шутки шутками, но если бы нынешние правила были введены во времена старого доброго Голливуда эпохи его взлета и расцвета, то оскаровские наградные списки выглядели бы совершенно иначе. Из них выпали бы многие шедевры мирового кинематографа. В одном фильме обнаружилась бы явная нехватка чернокожих персонажей. В другом гендерное равновесие было бы нарушено преобладанием рассерженных мужчин. В третьем фильме среди героев не оказалось бы ни одного инвалида. В четвертом оскаровский комитет насторожило бы полное отсутствие гомосексуалистов или трансвеститов. А избыточное наличие героев-геев, наоборот, могло бы ущемить творческие и иные права слабого пола...

Новые правила вводятся якобы в целях борьбы с притеснениями женщин, расовых, этнических, сексуальных и других меньшинств. На самом деле эти правила беззастенчиво притесняют права создателей фильмов, право художника. Ибо новые стандарты — это не что иное, как акт цензуры. Сказано же: свободный дух веет, где он хочет. А творчество — это прежде всего свобода. Свобода выбора темы, жизненного материала, концепции, сюжета, круга героев. Режиссер не может и не должен творить по заранее заданным лекалам, которые загоняют его вдохновение и фантазию в жесткие рамки, в силки «новой этики».

Искусство не аптекарская лавка, где в выверенных пропорциях смешиваются ингредиенты для создания фильма и последующего выдвижения его на «Оскар». Мол, напишем сценарий, где будет 50% расовой проблематики, введем 30% героев с ограниченными возможностями, а остальные 20% экранного времени разбавим однополыми страстями. Но именно к этому подталкивают художников новые стандарты, которые, впрочем, уже вызвали немалый переполох в среде кинематографистов. Во всяком случае в России, которую пока еще не накрыло волной разнузданной «толерантности».

Так, их уже подвергли резкой критике кинорежиссеры Александр Сокуров, Алексей Герман, Павел Чухрай, режиссеры-мультипликаторы Константин Бронзит и Александр Петров, президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов. Андрей Звягинцев, фильмы которого дважды номинировались на «Оскар», назвал новые правила противоречащими самим принципам искусства.

«Мои творческие цели и планы никогда не были сопряжены с «соответствием» каким бы то ни было критериям, кроме единственного — абсолютная свобода высказывания, — заявил режиссер. — Твой фильм должен являть собой образец искусства, а не каталог толерантности. Настоящие авторы согласятся со мной, потому что знают: фильмы снимаются не для премий, а для истины».

Новые правила касаются пока только главной оскаровской номинации — «Лучший фильм». Но негласно они будут, конечно же, распространяться и на остальные категории, в том числе и на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке». К счастью, пресловутые стандарты должны вступить в силу не завтра, а только в 2024 году. Так что у кинематографистов всего мира еще есть время, чтобы объединиться и дать бой покушению на их права и творческую свободу и, в конечном счете, на интересы зрителей. Уж они-то всегда умеют отличить фильм, созданный истинным вдохновением автора-художника, от конъюнктурной, скроенной по одному образцу поделки.

И, конечно, надо поднимать уровень российского кинематографа, его конкурентоспособность, а заодно и престиж отечественных премий — «Ники» и «Золотого орла». Мы не должны столь тотально зависеть от влияния и причуд Голливуда, как это сложилось, увы, в последние десятилетия.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

 В Москве подвел итоги кинофестиваль «Зимний»

Дмитрий Кузнецов
Режиссер фильма «Цинга» Владимир Головин. Фото Анны Темериной

Главный приз фестиваля вполне заслуженно получила картина «Цинга» - дебют в игровом кино сорокалетнего режиссера-документалиста Владимира Головнева. Действие фильма происходит в 1991 г. на Ямале, куда прибывают крестить ненцев священник...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3444
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3337
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3167
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?